Полный цикл восприятия гостем ресторана: как это происходит?
Практика РестоКвеста: результаты экспресс-анализа
Речевые стандарты официанта в ресторане: как создать и как внедрить
Что на самом деле думает гость о вашем заведении?
21 смертный грех ресторана: инфографика
Мы привыкли оценивать реакцию гостей по выручке, среднему чеку, но, как правило, не способны в точности понять, что именно повлияло на эти цифры.
Для того, чтобы научиться умению видеть ресторан глазами гостя, мы создали проект «Рестоквест». На Рестоквесте в марте этого года мы – сначала в теории, затем на практике – оценивали полный цикл восприятия ресторана гостем. Начали с анализа первого «внешнего» знакомства и закончили итоговым общим впечатлением о ресторане.
Участниками первого Рестоквеста (март 2016 года) стали владельцы ресторанного бизнеса и управляющие ресторанами. Каждому из них было сложно на время перестать быть профессионалом и «увидеть» ресторан глазами гостя – однако с помощью специальной методики и проведенной подготовки им удалось это сделать.
Наши участники вооружились анкетами, составленными на основе матрицы впечатлений©, и изучили сайты ресторанов перед тем, как туда идти.
На Рестоквесте мы проводили глубокий анализ ресторанов, а здесь я поделюсь результатами экспресс-анализа нового ресторана Аркадия Новикова «Рыбы нет». На основе этого экспресс-анализа вы сможете попробовать самостоятельно попытаться оценить то впечатление, которое ваш ресторан производит на гостя. Совпадет ли оно с тем, что вы планировали?
Почему не тайный покупатель?
- В отличие от тайного покупателя, нам было неважно, соблюдали ли повара рецептуру или нет, когда готовили нам блюдо.
- Мы оценивали обслуживание, ориентируясь на свою внутреннюю оценку, а не на стандарты сервиса в заведении. Тем более что принятые стандарты в этом ресторане нам (как и всем гостям) были неизвестны.
- Для нас было важно понять, что мы чувствуем как гости.
- Какие эмоциональные впечатления оставит у нас это посещение.
- Увидим ли мы концепцию, которую заявили авторы.
- Заметим ли «фишки», которые авторы анонсируют.
- И главное – согласны ли мы заплатить ту сумму, которую нам предоставят в счете, не будет ли жалко потраченных средств? Ведь именно это является решающим для гостя.
На что обращает внимание гость в ресторане?
Ресторан «Рыбы нет»: ожидания
На сайте ресторана было анонсировано, что это мясная лавка с качественными продуктами и демократичными ценами. Отдельного внимания заслуживает пекарня, где готовят свежий хлеб.
Заявленные фишки – брутальные бородачи на разделке мяса.
60% участников были мужчинами, так что анализ получился достаточно объективным: именно мужчины являются основными целевыми гостями ресторана.
Внешнее восприятие ресторана
100% участников отметили, что еще не заходя в ресторан они поняли, что это «мясной» ресторан – благодаря витринам, в которых были расположены огромные отруба.
По внешней визуализации ресторана 55% участников решили, что средний чек здесь должен быть в пределах 1 500 - 2 000 рублей. Оценка остальных участников распределилась выше и ниже этого ценового уровня.
Стильная вывеска ресторана, по мнению участников, обещала такой же стильный интерьер. И у 100% гостей эти ожидания оправдались.
Меню
Ценовая политика соответствовала впечатлению о ресторане, полученном на входе.
По оценкам участников, меню было оформлено стильно и выдержанно, без ярких красок и картинок. Но в формате заведения фотографии и краски были бы неуместными. Здесь подавляющее большинство гостей понимает, чего хочет – либо доверяет шеф-повару.
Для усиления эффекта у раздачи открытой кухни стоят холодильные витрины, в которых выложено мясо. Многие участники отметили, что эти витрины послужили иллюстрацией текстового меню, а также вызвало доверие ресторану.
Вкус блюд
Участники заказывали разные блюда, но все они были «мясными». Они описывали эти блюда разными эпитетами: от «Обычно», «Нормально» до «Супер, никогда такого не пробовал!»
72% участника решили, что закажут эти блюда во второй раз, а вот 18% сказали, что нет. Важно: эти 18% участников были женщинами, которые в меньшей степени являются целевым гостем этого ресторана.
Почему гости к вам не возвращаются
Сервис
Все официанты в зале были молодыми людьми с бородками, а кто-то и с «брутальной» окладистой бородой. Это сразу бросалось в глаза и вызывало интерес.
Участники отметили, что сервис не произвел неизгладимого впечатления. Некоторые отметили явные ошибки в обслуживании («изжить» из себя ресторатора сложно).
На что обратили внимание участники Рестоквеста?
- Скорость обслуживания была не очень быстрой.
- Некоторым забыли предложить специальные фартуки для мяса.
- Официанты практически не улыбались. Правда, это было совершенно оправдано стилем и соответствовало их внешнему образу.
Казалось бы, эти огрехи должны были испортить впечатление от ресторана. Но этого не произошло. Почему?
Все отметили (и главное, прочувствовали) другой очень важный и мало распространенный подход: официанты были реально заинтересованы в нас как в госте, они были дружелюбны и заботливы.
Все участники с интересом ходили по ресторану, делали фотографии интерьера и официантов. А персонал, в отличие от других мест, радостно показывал, что стоит еще сфотографировать и помогал при необходимости. Если кто-то шел по залу и явно что-то искал, то к нему тут же подходил проходящий мимо официант и спрашивал: «Чем я могу вам помочь?»
Интерьер и атмосфера
100% участников сказали, что оценивают ресторан как «стильный» и «модный». Они ощущали себя там уютно и комфортно. Эти эмоции крайне важны для формирования долгосрочного позитивного эффекта в памяти гостя.
Участники-женщины оценили высокие барные стулья как неудобные (в зале есть высокие столы). Это еще раз говорит о том, что девушки на каблуках не являются целевыми гостями, с точки зрения авторов ресторана.
При этом при заказе стола в следующий раз можно сказать об этом хостесс: возможно, если такие комментарии будут частыми, руководство ресторана обратит на это внимание.
Некоторые участники отметили высокое качество дерева, из которого была изготовлена мебель. Это лишний раз подчеркнуло доверие к качеству.
Фишки и концепция
В качестве основных «фишек» участники отметили:
- Интригу в названии ресторана
- Охлажденное мясо на витрине, которое можно выбрать
- Открытая кухня
- Мягкий свежий багет с маслом, который готовят прямо в ресторане и подают к каждому блюду в подарок от заведения
- Брутальные официанты-бородачи
- Фартуки, которые подают гостям, чтобы они не испачкались (увы, некоторые из нас фартуков не получили – издержки сервиса)
Главное – это вывод, которые сделали гости.
Для 73% участников Рестоквеста эти фишки стали решающими для того, чтобы посоветовать ресторан своим друзьям, и повлияли на вероятность посещения этого ресторана в дальнейшем.
Вывод
Создатели этого ресторана приложил много сил, знаний и эмоций в свое заведение, инвестировали в него немалые средства. Оправдалось ли это?
Гости поняли концепцию ресторана, увидели все задумки авторов, считали все фишки ресторана – это прекрасный результат для создателей.
Мы видим, что это удается далеко не всем: рестораторы инвестируют в концепцию, задумки, фишки огромные средства, а гости не ценят этого или вообще не могут этого увидеть! Мы обсудили, как добиться желаемого результата.
Сервис не был великолепным, мы заметили ошибки. Однако мы получили больше, чем соблюдение стандартов: официанты были крайне заботливы и дружелюбны, они были вовлечены в процесс и чувствовали себя частью этого ресторана.
Этого добиться крайне сложно и уж точно – невозможно прописать. Значит, выполнять стандарты и улыбаться искусственной улыбкой направо и налево – это не главное для гостя? Так всегда ли стоит отдавать все силы только на массовые ежедневные тренинги? Для эмоциональной удовлетворенности гостя – точно нет.
Вкус блюд был интересным и запомнился гостям. Еще важнее – эмоции, которые участники испытали, когда принесли счет. Соотношение цены и качества – это один из первоочередных вопросов для гостя в сегодняшних условиях. Главное, что не было обманутых ожиданий!
Атмосфера – еще одна из составляющих успеха. Очень опасно полагаться на вкусы только одного-двух человек (зачастую владельца и управляющего рестораном).
В мясной лавке все чувствовали себя комфортно и расслабленно. Сидели в уютном, но при этом в стильном месте. Для всех участников было важным отсутствие пафоса. А официанты-бородачи добавили эффект «брутальности» всему заведению. Мужчины чувствовали себя в своей тарелке, а женщины – заботу.
Именно за это (вместе с вышеописанным) гости готовы платить и не сожалеть о потраченных деньгах. Они точно могут посоветовать ресторан своим друзьям. А это –самый эффективный способ продвижения.
Безусловно, мы нашли моменты, над которыми бы стоило поработать. Это закрепило бы положительный эффект от посещения. Но этот момент уже в компетенции управляющих.
Исследуя другие рестораны, мы также находили там и зоны, требующие улучшения, и очевидные преимущества.
Мы обсудили и проанализировали это с участниками. Мы сделали много разных и интересных выводов и изменили мнение о многих годами устоявшихся правилах. Участники во время обсуждения сразу находили моменты, которые им стоит проверить у себя в ресторанах – и возможно, именно это поможет им исправить им ситуацию.
Уверена, что во время следующего Рестоквеста мы сможем открыть новые грани и понять: чего же все-таки от нас сегодня ожидает гость?
28/04/2016