аренда |  Ноябрь 2017

Открыть и закрыть

Рестораторы и арендодатели в торговых центрах в неравном поединке

Открыть и закрыть
Миронов Сергей
Владелец сети ресторанов «Мясо & Рыба», руководитель агентства оптимизации ресторанного бизнеса «РестКонсалт»

Сергей Миронов, владелец сети «Мясо & Рыба», руководитель агентства оптимизации ресторанного бизнеса «РестКонсалт», считает, что отношения рестораторов и арендодателей в торговых центрах напоминают неравный поединок или даже военные действия.

БОКСИРУЙТЕ, ВЫ НА РИНГЕ

Ресторатор в торговых центрах бесправен. Потому что арендодатель, заключивший с ним сложный договор, может в любое время давить на арендатора: перекрывать воду, обвинять в протечке, закрыть заведение, а при желании выставить ресторатора из торгового центра. Государство говорит, что это спор двух юридических лиц, но в суде предпринимателю не выиграть дело, так как два юридических лица имеют в этом случае разный вес. Это то же самое, что выставить на ринг десятилетнего мальчика против Майкла Тайсона и сказать: «Вы на ринге, боксируйте как сможете». Подтверждение тому типичная ситуация, которая случилась с рестораном Meat & Fish в ТРЦ «Афимолл Сити». Известно, что этот торговый центр построен с нарушениями. Между несколькими зданиями комплекса все время идут протечки: вода течет отовсюду — льется на головы посетителям на парковке, в атриумах, в коридорах и в ресторанах. Ресторатор никак не может доказать факт протечки, а в ответ на жалобы слышит: не нравится — уходите, мы не будем вам ничего компенсировать.Торговый центр: опасности для ресторана-арендатора

ПОЛЕ БОЯ

Недавно «Афимолл Сити» по какой-то причине взъелся на ресторан Meat & Fish, и после того, как в магазине, находящемся под ним на четвертом этаже, в очередной раз полилась вода, администрация решила обвинить наш ресторан и закрыть его. 10 октября главный инженер велел выявить и устранить протечку. Директор ресторана ничего не обнаружил и в ответ на требование закрыться потребовал у администрации письменное предписание: ресторан — коммерческая организация, он не может закрыться просто так. Но главный инженер на него наорал и ушел.

На следующее утро у соседей снизу по-прежнему текла вода, главный инженер закрыл ресторан, повесил пломбу на водяные гребенки, а на входе поставил охранника. На вопросы о письменном предписании о закрытии ресторана всех посылали. Директор ресторана написал письмо с требованием открыть ресторан, но в приемной администрации его развернули, а письмо оставили, не завизировав. Мы вызвали аварийную бригаду, стали искать протечку, проверили все краны и разобрали оборудование — ее не было. Спустя сутки после проведения опрессовки труб ресторан открыли. Пока ресторан не работал, мы понесли многомиллионные убытки: выкинули морепродукты и заготовки, отменили банкеты и брони на столы. Но, несмотря на наши требования, фотографии опломбированных водных гребенок и охранника, стоящего на входе, «Афимолл Сити» отказался подтвердить факт закрытия: никаких актов нам не дали, сказали — обращайтесь в суд.

После нового дождя магазин под Meat & Fish опять залило. 18 октября главный инженер снова опечатал водные гребенки и закрыл ресторан, сказав, что мы не сдали ему опрессовку оборудования. Однако у нас на руках были все документы, оформленные по нормам СНиП, и заключение аварийной бригады. «Нет, — ответили нам, — нам они не нравятся». Мы многократно пытались показать, что все трубы у нас опрессованы, что нигде ничего не течет, но главному инженеру было наплевать. Он говорил: «Пока вода будет литься, ресторан не будет работать». И придирался к каждой мелочи.

В итоге мы закупили трубы, наняли рабочих и за одну ночь переложили все коммуникации в ресторане так, чтобы продемонстрировать, что у нас в принципе ничего течь не может. 20 октября после многочисленных проверок ресторан был открыт. Все это время работники ресторана спускались в магазин и наблюдали за течью — она усиливалась.

На что нужно обратить внимание

ВСЕ В СУД

21 октября администрация предъявила акты о нарушении Meat & Fish режима работы торгового центра. Оказалось, это не нас закрывали, это мы не работали. За это нарушение нам грозит крупный штраф и, возможно, расторжение договора аренды. 23 октября нас по-прежнему заваливают актами о новых «нарушениях» и грозятся выкинуть из ТЦ, а магазин продолжает заливать... И это типичная ситуация.

Конечно, ресторан может обратиться в суд, но, по сути, он ничего не сможет доказать. Еще никто ничего не отсудил у «Афимолла». Ведь арендодатель всегда будет прав: законодательство устроено таким образом, что в суде владелец малого или среднего бизнеса по возможностям равен обычному физическому лицу. Только физическое лицо государство защищает, а бизнесмена оставляет наедине с сильным противником. Коснуться эта проблема может очень многих. Поэтому государство должно вмешаться в эту проблему, урегулировать ее, найти механизмы защиты и встать на защиту малого и среднего бизнеса в нашей стране. Нештатные ситуаци на последних этапах запуска ресторана в торговом центре

АРЕНДОДАТЕЛЬ ХОЧЕТ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ АРЕНДАТОРА
В ТЦ

5 симптомов, по версии Михаила Когана, преподавателя курса торговой недвижимости в РАНХиГС, бывшего операционного директора ТРК «Афимолл Сити»:

  1. Усиливается контроль за соблюдением правил и режима ТРЦ. Вам выписывают предписания, выставляют штрафы по любому поводу и без такового. Причиной может быть что угодно — от однодневной просрочки платежа по аренде до нахождения уборщика в магазине в не согласованное с арендодателем время.

  2. Создаются условия получения товаров, которые неудобны и даже невыполнимы: время приемки товара систематически совпадает с самыми неудобными ранними утренними часами и с работами по ремонту грузовых лифтов. Ожидание своей очереди может длиться часами

  3. Без объяснения причин прекращается любая деятельность, связанная с рекламой и маркетингом вашего бренда в ТРЦ, или расценки на рекламу и промоутеров увеличиваются.Доступ гостей к ресторану осложняется всеми способами: в непосредственной близости от входной группы начинается ремонт, освещение перегорает, эскалаторы и близлежащие туалеты не работают. Проводятся проверки инженерных систем и санитарного состояния внутри помещения в рабочие часы и после закрытия ресторана.

  4. Пообщаться с руководством ТЦ не удается, коммуникации проходят на уровне менеджеров низшего звена, на письма и звонки обратной связи нет.

...тщательно и внимательно читайте все пункты договора аренды
Опубликовано:
27/11/2017

Рекомендуем

Менеджмент

Адаптация. Первые шаги

Пошаговые рекомендации по адаптации нового официанта от Инессы Ермишкиной, руководителя учебного центра сети «Кофемания»
Рекомендации

Кручу–верчу

Какие неожиданности ожидают ресторатора в торговых центрах
Рекомендации

Плюсы и минусы

Что привлекает рестораторов в формате торговых центров, и есть ли опасности выхода на такую локацию?
Менеджмент

Новобранец без стресса

Как помочь новичку адаптироваться на рабочем месте
Рекомендации

Внедрить ХАССП

Условия, гарантирующие стабильный выпуск безопасной продукции
Рекомендации

Готовый бизнес?

Как не ошибиться при покупке готового ресторана