мнение |  Февраль 2017

Критические ошибки. Советы с другой стороны

Что злит, обижает, раздражает ресторанных критиков?

Критические ошибки. Советы с другой стороны

Александр Ильин
ресторанный обозреватель, «Афиша-Рестораны»

Основная ошибка пиарщиков в общении с прессой — это человеческая глупость. К сожалению, это неизлечимо и непоправимо. Всякому же понятно, что одни медиа работают методом «копировать–вставить», а другие публикуют авторские тексты. Такая же история и с журналистами: есть те, кто может отругать проект, есть те, кто не ругает никого и никогда, а кто-то просто ходит на работу и вовсе обходится без своего мнения. Если пиарщик хочет кому-то написать, он должен прежде элементарно погуглить и понять, с кем он предполагает иметь дело. Рынок СМИ, пишущих про рестораны, крайне невелик, мы все довольно публичные люди, так что разобраться несложно. Кого-то интересуют только детали типа количества посадочных мест и CV шефа, а кому-то надо подробно изложить концепцию и философию. В общем, надо смотреть, кому пишешь; время «почтовых автоматов», рассылающих по кругу пресс-релизы, прошло.

Вся правда о ресторанной критике

Елена Борисова
редактор, «Афиша:Еда» телеканала «Москва 24»

Важная тема — пресс-релизы. Присылать их в pdf-формате — ошибка. Приходится тратить время на переформатирование. Не стоит писать в пресс-релизе капслоком — это просто дурной тон. Кроме того, в текстах пиарщиков бывает много «воды», а я хочу видеть максимум конкретики: кто шеф, какое меню, какие цены, какой интерьер, в чем фишка, что самое интересное, что мы увидим, когда придем. Короче говоря, пресс-релиз — не художественное произведение, не заметка в журнале и не место для самовыражения, а информационное письмо. И не надо писать «романтический вечер», «царящая атмосфера», «знойный колорит», «отведать блюда», «изысканные сладости», «приятно провести время», «полакомиться», «оазис в каменных джунглях», «европейский уровень сервиса». Это непрофессионально, дешево, и читать такое нет никаких сил.

С фотографиями тоже много любопытного бывает. Мы ждем, что картинки будут очень хорошего качества, большого разрешения, в формате, удобном для скачивания и пересылки. Но вместо того, чтобы положить их на Яндекс- или Гугл-диск, люди порой загоняют их на ресурсы, понятные и доступные только им, и еще удивляются, что журналисты не могут открыть файлы. Можем и не открывать…

Еще не стоит звонить и писать журналистам с вопросом: «Когда вы к нам придете?» Поверьте, мы сами заинтересованы в том, чтобы прийти в место, которое нас заинтересовало, и снять сюжет. Напомнить о себе, конечно, можно, но не сразу после того, как прислали пресс-релиз.

Ошибки совершают в основном новички. Ну и бывали случаи, когда мы просили о съемках заведения, а нам предлагали написать предварительно десяток писем руководству и позвонить в несколько инстанций. В таком случае мы просто закрываем эту тему и идем в другие места.

Успех ресторана сегодня определяет зачастую не локация, а картинка

Марина Шаклеина,
обозреватель, eda.ru

Неприятно получать пресс-релизы, в которых использовано много превосходных форм, не дающих никакой фактической информации. Я получаю такие релизы каждый день и не читаю все эти слова. Если хочется рассказать о том, какая еда в вашем ресторане, лучше потратить время и спросить шеф-повара, что именно он хочет донести до людей своей кухней. Между двумя релизами, в одном из которых говорится, что в «нашем ресторане вкуснейшая, потрясающая еда, которую вы никогда не забудете», и во втором, где будет сказано, что в «новом меню шеф решил приготовить блюда из местных продуктов, при этом переиначив на свой лад известные рецепты из Германии», для меня более ценным будет второй. Если потребуется, я пойду в этот ресторан. Но я не пойду туда просто ради «вкуснейшей еды».


Обращаясь в пресс-службу ресторана, я ожидаю, что мне ответят в течение дня. Можно просто написать, что письмо получено и что человек вернется с ответом завтра. Если пишешь запрос, а получаешь ответ через три дня либо вообще не получаешь, возникает непонятная ситуация. В такие структуры я предпочитаю больше не обращаться.

У меня много друзей среди пиарщиков. И это здорово. Но порой я сталкиваюсь с тем, что дружба начинает мешать рабочим отношениям. К примеру, моя подруга-пиарщик пишет мне сообщение, в котором просит прийти на дегустацию в ресторан, где ее самой не будет, а будет ее новая помощница. Сама она в это время будет проводить дегустацию в другом месте с другим журналистом. У меня возникает естественный вопрос: почему бы не провести все в другой день? На что получаю ответ, что я смогу простить все недостатки помощницы, которая только недавно работает, а другой журналист не простит и напишет плохо.
...о шести составных частях успешной рекламной акции...


Борис Критик,
блогер

В прошлом году около десятка ресторанов надавали обещаний за полгода до открытия в платных новостях, а когда рестораны открылись, даже самые лояльные гости были разочарованы: где же обещанное «каждый вечер наши лангусты исполняют краковяк в аквариуме»? Помимо этого такой подход совершенно неэффективен: при сегодняшнем информационном потоке люди через пару месяцев про анонс просто забудут. Чаще всего реальность и описания ресторанов в СМИ сильно отличаются. Прекрасный пример — гастрономическое питерское гастрокафе TRUE TRUFF, не выполнившее 95% из обещанного.

Тестовый режим — довольно убогое мероприятие в нашей реальности. То, как его сопровождают PR-службы, чаще всего только портит отношение к заведению. Вместо снисхождения к ошибкам и лояльности возникают лишь злость и мысли: «Да на мне тренируются!»

Не все зовут на дегустацию или презентацию тех, кто действительно сможет рассказать о заведении, подчеркнув его важные черты и сориентировав гостя по меню. Часто приглашают и тех, кто просто переписывает пресс-релиз. Бывает, что приглашают дежурных халявщиков, которые всегда рады выступить массовкой. А пиарщица для отчета пишет руководителю: «Провела мероприятие на 12 душ. Василий Иванович, премия будет?» А души-то мертвые, хоть и активно пожирали креветок в канапушках. 
Александр Кан о блогерах и конструктивной критике

Опубликовано:
20/02/2017

Рекомендуем

Менеджмент

Новобранец без стресса

Как помочь новичку адаптироваться на рабочем месте
Рекомендации

Внедрить ХАССП

Условия, гарантирующие стабильный выпуск безопасной продукции
Рекомендации

Готовый бизнес?

Как не ошибиться при покупке готового ресторана
Маркетинг

Искусство CRM

Система управления взаимоотношениями с потребителями — важнейшее направление работы в ресторанном бизнесе
Рекомендации

Система качества ХАССП

Что это такое, и как с этим работать
Менеджмент

Закон урожая

...что посеешь, то и пожнешь. Воспитание и обучение персонала