мнение |  Апрель 2018

Немного про пиво, и не только

Александр Иванов обнаружил, что новым рестораторам снова требуется ликбез

Немного про пиво, и не только

НАЧАТЬ С АЗОВ

Рестораторы новой волны считают себя художниками от гастрономии, а требования законодательства для них вторичны. Они передоверяют заботу о своем кулинарном детище различным консалтерам, не вникая в детали. Такие подходы принципиально отличают новых коллег от рестораторов 1990-х годов, которые, возможно, вынужденно знали нормативные документы весьма неплохо. Что ж, видимо, наступил момент вновь поговорить об основах. Тем более что игнорирование законодательных казусов оборачивается порой штрафами, а затем и большими проблемами. У меня сформировался целый перечень таких историй, но начать я хочу с пива.

Сегодня я хотел бы рассмотреть только два вопроса из околоалкогольной темы ресторанного бизнеса. В чем-то самых простых, в чем-то запутанных: про место и декларирование, про пиво, и не только.

ЧТО НАЛИВАЕТЕ?

Для того чтобы охватить весь спектр возможных технических и юридических вопросов, давайте рассмотрим виды возможной работы предприятия питания:

  • работа без алкоголя

  • работа только с пивом, сидром, пуаре, медовухой

  • работа с крепким алкоголем, вином, а также с пивом и пр.

  • работа только с вином и крепким алкоголем.

Для всех указанных вариантов существует регламентная система. Модный винный бар без крепкого алкоголя, бар, где принципиально не подают коктейли, крафтовые пивные, не имеет значения! Для чиновников и проверяющих — лишь формальные изменения ассортимента.Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания

ЧТО ВОКРУГ?

Изначально вариантов развития события два. Вы торгуете алкоголем, неважно, крепким или только вином, — нужна лицензия. Вы торгуете только пивом — лицензия не нужна. Вроде все понятно. Но не тут-то было.

Отдельные рестораторы считают, что если лицензию получать не нужно, то и зона ограничений для них неважна. И они жестоко ошибаются. Зона ограничений как нормативная величина работает при продаже любого алкоголя, в том числе пива. Не играет роли, есть лицензия или нет, должны вы ее получать или нет. Нежелание внимательно читать документ или же упрямое желание видеть в нем то, что хочется, приводит к конфликту с законом — фиксации уполномоченными органами продажи алкоголя в зоне ограничений. Попытки казуистической трактовки всем известного 171-го закона бессмысленны. Зона ограничений для пива есть — просто примите это как аксиому. Или штраф от 100 до 200 тысяч рублей. Можно, конечно, и не заплатить, но при сегодняшних информационных системах это может вылиться в значительные суммы на следующих этапах предъявления государством претензий к предпринимателю.

Еще одна закавыка с зоной ограничений. Если вы имеете действующую лицензию и вдруг вблизи вашего объекта открылся медицинский центр, то «право первой ночи» за вами. Вы можете доработать положенный по лицензии срок и получить пролонгацию на пять лет. Единственным условием является именно пролонгация имеющейся лицензии, а не получение новой. Это, конечно, не совсем полная амнистия, и для предприятий, работающих более десяти лет, такое соседство обременительно, но кто знает, выживет ли вновь пришедший бизнес в долгосрочном периоде. И заметьте, никто из новичков рядом с вами заново получить лицензию не сможет и торговать пивом тоже не сможет. Фактически два соседних объекта оказываются в принципиально разном положении.Регулирование алкогольного рынка

КАК ОТЧИТЫВАЕМСЯ?

Следующий вопрос, в принципе, тоже несложный — кто и когда сдает декларацию о проданном алкоголе.

Ежеквартально с 1-го по 20-е число месяца, следующего за кварталом, организации, зарегистрированные на территории субъекта Российской Федерации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязаны представлять декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции по форме 11. А организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории субъекта Российской Федерации и осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, представляют декларации по форме 12.

Представление деклараций является прямой обязанностью юридического лица, имеющего действующую лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, до момента окончания срока действия лицензии вне зависимости от того, осуществляет или нет лицензионную деятельность юридическое лицо, приостановлена ли лицензия.

Теперь ответ на главный вопрос: надо ли представлять декларацию, если вы за отчетный квартал не работали, ремонтировались, меняли концепцию или с вами происходило что то, что не позволило вам продать ни одного миллилитра алкоголя при имеющейся лицензии?

Ответ: да, надо. При отсутствии в отчетном периоде оборота алкогольной продукции в декларациях указываются нулевые показатели.

Про несовершенство законодательства лучше рассуждать, исполняя законы. Иначе — анархия

И не надо опять с лупой изучать 171-й закон и искать лазейки. Просто примите на веру — надо подавать декларацию. Повесьте в бухгалтерии плакат во всю стену с вопросом: «А ты сдал декларацию?» Это дешевле, чем платить штрафы и терять лицензию. Про несовершенство законодательства лучше рассуждать, исполняя законы. Иначе — анархия. И если есть повод, работать над изменением законодательства. Но это уже другая история.

Все декларации представляются исключительно в форме электронного документа на региональную площадку в информационной системе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

Очень странной ошибкой, которая возникала не один раз, является некорректное указание региона регистрации предприятия. Обратите на это внимание, иначе создастся ситуация, когда ваша уверенность в том, что все нормально, будет опровергнута проверяющими, так как информация «улетит» на площадку другого региона. А это равносильно непредставлению декларации со всеми вытекающими последствиями — штрафами, возможным отзывом лицензии… В общем, все по полной схеме.

За нарушение требований по порядку и срокам представления деклараций предусмотрены следующие меры ответственности:

— В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков представления деклараций в виде наложения административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей на должностных лиц, от 50 до 100 тысяч рублей на юридических лиц.

— Согласно требованиям ст. 14, п. 1 ст. 20, ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. №171-ФЗ лицензия на розничную продажу алкогольной продукции аннулируется решением суда в случае уклонения от подачи в лицензирующий орган деклараций, повторного в течение одного года несвоевременного представления деклараций (форма 11).

— Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги при продлении/переоформлении лицензии, согласно пп. 9, 17 статьи 19 171-го Федерального закона, является искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции (форма 11).

И еще раз — для усвоения материала. Декларацию по форме 11 сдают все, кто имеет лицензию, независимо от того, работали они или нет, а декларацию по пиву (форма 12) сдают все, кто им торгует. Если в вашей карте есть и пиво, и прочий алкоголь, то декларации сдаются две (формы 11 и 12).

Я знаю историю, когда аутсорсинговая фирма вносила данные в декларацию, отправляла их, но не получала подтверждения о получении информации и была уверена в отличном результате. Но ведь надо не просто запустить данные в информационную базу, а еще и получить обратный ответ. Мелочь, скажете вы, все ж в электронном виде. Вот только эта мелочь дорого стоила компании....о новых правилах учета объема продаж алкогольной продукции в заведениях общепита

ОТДАТЬ, ЧТО НЕ НУЖНО

Если лицензия вам вдруг перестала быть нужной, то ее надо сдать, так как, не сдавая декларации, вы становитесь нарушителем закона. Лицензия — это весьма хитрый инструмент, где «зашиты» обязанности, их невыполнение лишит вас прав, которые дает лицензирование.

В целом сегодняшнее правовое поле значительно более лояльно к рестораторам, и получение лицензий стало не столь сложным. 16-я статья 171-го ФЗ дает полный и исчерпывающий перечень возможных ограничений. Статья 6 этого же закона не позволяет вводить какие-либо самостоятельные региональные ограничения для предприятий общественного питания. Все достаточно прозрачно. Есть вопросы по кейтерингу, есть вопросы по транспорту, но они носят прикладной характер, а не принципиальный.10 реперных точек открытия питейного заведения

Опубликовано:
05/04/2018

Рекомендуем

Конъюнктура

Фуд-Тренды

Мода на еду существует, а большие города лишь быстрее реагируют на мировые тренды
Конъюнктура

В здоровом теле — здоровый фуд

Ресторанные концепции правильного питания
Конъюнктура

Стритфуд как новый гастрономический тренд

Несмотря на высокую конкуренцию, каждый может найти блюдо по вкусу и посетить несколько заведений за один визит
В фокусе

Хочу экономить? — Могу экономить!

Где и как экономить, сокращая временные и финансовые траты и выигрывая в качестве обслуживания
Конъюнктура

Японский максимализм: от суши-баров до лапшичных

2018-й официально объявлен Годом Японии в России
В фокусе

Экономим время, деньги и нервы

Автоматизируем закупки в ресторанах