персонал |  Декабрь 2017

Адаптация. Первые шаги

Пошаговые рекомендации по адаптации нового официанта от Инессы Ермишкиной, руководителя учебного центра сети «Кофемания»

Адаптация. Первые шаги
Ермишкина Инесса

СОБЕСЕДОВАНИЕ

Процесс адаптации новых сотрудников начинается уже во время проведения собеседования кандидатов. Специалист по подбору персонала, директор или менеджер ресторана выясняют ожидания соискателя и информируют о специфике работы, предъявляемых требованиях. Если по итогам собеседования принято положительное решение, то не тяните с сообщением результатов, иначе можно потерять хорошего кандидата.

ПОДГОТОВКА К ПРИХОДУ НОВОГО СОТРУДНИКА

Директор или менеджер ресторана должен проинформировать нового сотрудника о первом дне работы: дате, начале рабочего дня, графике сменности. Кроме того, необходимо проверить, все ли подготовлено к приходу нового сотрудника: расписание, униформа, шкафчик и пр.

ОРИЕНТАЦИЯ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Новичок полон энтузиазма, он старается правильно выполнять свои обязанности и хочет соответствовать ожиданиям менеджера и гостей. Но нередко многие испытывают стресс на новом месте. Все новые сотрудники должны пройти программу ориентации. При проведении этой программы менеджер-наставник должен:

  • представить нового сотрудника коллективу

  • дать общую информацию о компании

  • ознакомить с перечнем основных обязанностей

  • рассказать о графике работы и перерывах

  • проинформировать о стандартах внешнего вида и униформы

  • рассказать о корпоративной культуре компании

  • рассказать о правилах внутреннего трудового распорядка (процедура начисления зарплаты, порядок регистрации рабочего времени, система оценки, испытательный период, компенсации за переработки, скидки для сотрудников, отпуска, оплачиваемые выходные, униформа и пр.)

  • назвать имена руководителей ресторана/компании

  • рассказать о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях

  • провести тур по производственной зоне и служебным помещениям с посещением всех основных подразделений

  • провести ориентацию на рабочем месте сотрудника

  • провести краткий обзор «Руководства по специальности» или других обязательных для нового сотрудника учебных пособий, в которых отражены стандарты работы и правила поведения, чтобы помочь новому сотруднику лучше понять свои обязанности, порядок и способы оценки его деятельности

  • рассказать о системе обучения, расписании учебных программ, оформить необходимые для начала обучения формы.

Как помочь новичку адаптироваться на рабочем месте

Проведение учебных занятий — одна из основных обязанностей менеджера. Учебные программы по подготовке новых сотрудников помогают обеспечить выполнение обязанностей всеми сотрудниками в соответствии со стандартами качества компании.

Одни из первых стандартов, которые должен освоить новичок, — стандарты внешнего вида. Ведь то, как выглядят ваши сотрудники, является отражением их готовности к работе, гордости и ответственности за свою работу.

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ВИДА И УНИФОРМЫ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ЗАЛА. ПРИМЕР*

УНИФОРМА

  • Чистая и аккуратно выглажена. Правила стирки и чистки соблюдены

  • Соответствует предписанной стандартом комплектности

  • Подходит по размеру

  • Без повреждений любого рода: деформаций, затяжек, разрывов

  • Без видимых следов ремонта: штопки, швов и пр.

  • Длина брюк — до верхнего края обуви

  • Длина юбки — на два пальца выше середины колена

  • Значок с именем — обязательный элемент униформы, прикрепляется с левой стороны чуть выше груди

  • Логотипы компании и фирменные значки — в хорошем состоянии

  • Запрещено ношение любого контрастного по цвету нижнего

    белья, если его цвет заметен через блузку или рубашку

  • Для официантов: обязательно наличие ручки, блокнота официанта и нарзанника

  • Перешивать униформу разрешается только с одобрения менеджмента.

ОБУВЬ

  • Из кожи, удобная и чистая

  • Обувь должна быть сменной. Черные ботинки со шнурками — для мужчин, классические черные туфли на каблуке комфортной формы высотой 2,5–4 см — для женщин

  • Ношение обуви на босу ногу недопустимо (для женщин — колготки темного или телесного цвета с юбкой или платьем, носки или гольфы с брюками, для мужчин — носки без рисунка в тон обуви и униформе)

  • Спортивная обувь, сандалии, обувь на платформе запрещены.

МАКИЯЖ

  • Брови выглядят аккуратно и естественно, тени и тушь используются умеренно, губная помада дополняет естественный цвет губ.

  • Наручные часы простого дизайна

  • Браслеты на руках недопустимы по технике безопасности

  • Экстравагантные, вечерние украшения, браслеты, не являющиеся частью униформы броши или значки недопустимы

  • Стекла очков должны быть прозрачными.

ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

  • Ежедневно принимать душ

  • Пользоваться дезодорантом

  • Уделять особое внимание свежести дыхания, чистить зубы как минимум два раза в день, регулярно пользоваться жидкостью для полоскания рта

  • После курения освежить дыхание

  • Не есть до и во время работы блюда с резким запахом чеснока, лука и пр.

  • Одеколон, духи, лосьоны использовать умеренно

  • Не допускается парфюмерия с резким интенсивным запахом

  • Мыть руки в соответствии со стандартами санитарии (после посещения туалета, еды, курения)

  • Приводить в порядок свой внешний вид вне рабочего места, в помещении для персонала. 

* Дополнительные требования к внешнему виду и униформе могут быть определены менеджментом в соответствии с концепцией заведения. 

Эффективная система обучения и развития персонала, основанная на стандартах



Опубликовано:
13/12/2017

Рекомендуем

Менеджмент

Как распределять чаевые

Глава из книги Сергея МИРОНОВА «Все рестораторы делают это. 70 способов избежать проблем»
Рекомендации

Как оздоровить меню?

Лайфхаки от генерального директора
Рекомендации

Кручу–верчу

Какие неожиданности ожидают ресторатора в торговых центрах
Рекомендации

Плюсы и минусы

Ресторан в формате торговых центров
Рекомендации

Открыть и закрыть

Рестораторы и арендодатели в торговых центрах в неравном поединке
Менеджмент

Новобранец без стресса

Как помочь новичку адаптироваться на рабочем месте