законодательство |  Январь 2017

Читаем закон

И снова о  законе «О независимой оценке квалификаций» №238-ФЗ. Профстандарты в ресторанной отрасли рано или поздно станут обязательными

Читаем закон

Татьяна Панкратова, начальник правового управления ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг», считает, что профстандарты в ресторанной отрасли рано или поздно станут обязательными, и предлагает не паниковать, а подготовиться к этому заранее.


ПРЕДЫСТОРИЯ 

В 2012 году в Трудовой кодекс РФ введено понятие профессионального стандарта, под которым понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Одновременно началась работа по разработке необходимых документов, описывающих трудовые функции, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции, которые также именуются профессиональными стандартами.

С 1 июля 2016 года вступили в силу изменения в Трудовом Кодексе, и профстандарты стали обязательными к применению в отношении работников, чья деятельность предполагает специфический режим и условия работы: сотрудников, занятых в сфере автомобильного, железнодорожного, авиационного транспорта, шахтеров, аудиторов, адвокатов, врачей, педагогов и других.

На сайте Министерства труда и социальной защиты РФ сегодня можно ознакомиться с профстандартами почти по тысяче специальностей. В опубликованных там стандартах для работников ресторанов принимали участие эксперты ФРиО. Несмотря на то, что применение профстандартов для ресторанной сферы не является обязательным, работодатель может использовать их в качестве ориентира и, сверяясь с ними, проверять, соответствуют ли реальные знания, умения и опыт персонала тому, что описано в документах.


ЗАКОН О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КВАЛИФИКАЦИЙ

В июле 2016 года был принят закон «О независимой оценке квалификаций» №238-ФЗ, который вступил в силу 1 января 2017 года. Теперь для подтверждения своей квалификации сотрудник/соискатель по собственной инициативе или по инициативе работодателя может обратиться в центры оценки квалификации, сдать профессиональный экзамен и по его итогам получить свидетельство о квалификации.

На настоящий момент на законодательном уровне оценка квалификаций не является обязательной для сотрудников, деятельность которых не подпадает под обязательность профстандартов, в том числе и для сотрудников ресторанной сферы.

Любой сотрудник/соискатель сам сможет обратиться в центр оценки квалификаций, пройти профессиональный экзамен и прийти к работодателю с сертификатом, подтверждающим соответствие его профессиональных навыков определенной квалификации.

Направлять сотрудников для прохождения профессионального экзамена может и работодатель.

Оценку квалификаций будут проводить Центры оценки квалификаций, находящиеся в ведомстве Профессиональных советов и Национального агентства по развитию квалификаций.
«Как мне с них требовать, если и так работать некому?» — вопрос, который загубил не один десяток ресторанов

ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С ПОЗИЦИЕЙ

Работодателям необходимо решить, будут ли они направлять всех сотрудников для прохождения профессиональной оценки квалификации, или эта процедура будет применима только для новых работников, или же квалификация персонала вообще не будет оцениваться. Согласно российскому законодательству, несоответствие профстандартам и квалификациям не может являться основанием для увольнения. Это защищает права сотрудников, которые давно работают в компании и имеют практический профессиональный опыт.

Разумеется, нужно решить для себя, как реагировать на предоставление сотрудниками сертификатов, полученных в центрах оценки квалификаций. Будут ли предусмотрены для таких работников дополнительные льготы и компенсации в фонде заработной платы или другие бонусы. Важно иметь согласованную тактику по этому поводу внутри компании.
Рестораторы и эксперты рынка расходятся в оценках закона «О независимой оценке квалификаций» №238-ФЗ

УЧЕСТЬ ДЕТАЛИ

Оценка профессиональных квалификаций будет платной. Важно знать, что в Налоговый Кодекс с 01.01.2017 года внесены поправки, позволяющие физическим лицам получать социальный налоговый вычет в сумме, затраченной на прохождение независимой оценки квалификации (но не более 120 000 рублей) — ст. 219 НК РФ; юридическим лицам — не облагать расходы на прохождение сотрудниками независимой оценки налогом на прибыль — п. 1. ст. 264 НК РФ; а также не удерживать НДФЛ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).


ОПЫТ 

В нашей компании уже много лет существует свой тренинг-центр, который создавался для обучения сотрудников ресторанов. В 2016 году была получена образовательная лицензия и открыт «Университет Росинтера». Это повысило статус и престижность приобретаемых студентами знаний. В свете нового закона «Росинтер», как один из лидеров отрасли, конечно же, рассматривает возможность получения аккредитации в качестве Центра оценки квалификации. 


Если ты берешь на работу менеджера, то тут проще: можешь обучить его, встроив в систему, которая его отшлифует. Но директор — это самостоятельная единица, его система не может изменить, он достаточно автономен.

ЧТО ДАЛЬШЕ? 

Тенденции развития законодательства позволяют предположить, что в скором времени профстандарты для поваров, официантов и других работников ресторанной сферы станут обязательными. Думаю, что и сейчас, когда оценка квалификаций добровольна, введение нового закона имеет позитивный эффект. Рестораторы могут сравнить квалификацию своих сотрудников с предложенными стандартами и определить мероприятия для роста профессионализма работников.

На уровне Федерации рестораторов и отельеров логично проводить разъяснительную работу, призывать ресторанные компании к тому, чтобы они набирали персонал, соответствующий профстандартам, повышали уровень уже работающих сотрудников. Вложение в людей — это всегда вложение в развитие компании. Это те инвестиции, которые себя окупают. Поскольку и потребители, и наша отрасль заинтересованы в повышении качества услуг, необходимо поддерживать введение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность сотрудников ресторанной сферы.  


Опубликовано:
23/01/2017

Рекомендуем

В фокусе

На здоровье

«Свежеприготовленное органическое здоровое»
В фокусе

Меню как зеркало ресторатора

Сергей Миронов, владелец сети ресторанов «Мясо & Рыба», создал меню своего ресторана, балансируя между запросами гостя и заботой о его здоровье
В фокусе

Сколько стоит цель?

Процессное управление в бизнесе
В фокусе

Гуманизм в ресторане

Повар, официант, бармен должны перестать быть маргинальными профессиями
В фокусе

Размышления о смысле бизнеса

«С момента открытия заведения надо сразу же понять: вы зарабатываете на еде или создаете место для посиделок?»
В фокусе

Заведение для всех

Практики индустрии расходятся в мнениях о том, что делать с «непрофильными гостями»