Как настроить психологию бизнесмена

Метод Анастасии Колесниковой

Как настроить психологию бизнесмена
Фото: Арсений Несходимов

Анастасия Колесникова, основатель проекта «Местная еда» и организатор Маркет Местной еды, рассказала главному редактору информационной группы «Ресторанные ведомости» Елене Аносовой об основных ошибках начинающих рестораторов, почему пирожки рулят экономикой страны и зачем она хочет открыть магазин нижнего белья для женщин.


Настя, что нужно сегодня делать начинающим и уже состоявшимся рестораторам, чтобы обеспечить себе будущее, которым будем рулить не мы с вами, а поколение Z?

Лично я начала себя осознавать, то есть строить свою жизнь, понимать, что хочу, куда двигаюсь, даже что я ем, лет в двадцать семь, не раньше. У нынешних рестораторов есть в запасе девять-десять лет, пока поколение Z начнет делать осознанный выбор. А за десять лет многое изменится, особенно с учетом молниеносного развития digital-технологий.




А кто, на ваш взгляд, формирует тренды? 


Многие вещи, в том числе тренды, формируются волей пассионариев. И, как правило, особенно мощно и ярко заявляют о себе те из них, которые делают то, что им нравится. Например, Airbnb. Кто из создателей этой платформы был уверен в том, что люди готовы пускать в свои дома посторонних или жить в чужих квартирах? Но они страстно поверили в эту идею и в итоге изменили подход к аренде жилья и заодно сознание людей. Я подозреваю, что не стоит сильно думать о том, как попасть в тренд и получить на этой волне клиентов, нужно делать то, что тебе нравится, тогда сможешь убедить аудиторию в чем угодно.


Что такое для вас бизнес?

Наращивание социального блага. Чтобы понять это, мне потребовалось много времени. Если ты услышал клиента и дал ему именно то, что ему по-настоящему не хватало, а он тебе за это дал денег, это история про бизнес. Но если у тебя успешный ресторан, а ты не доплачиваешь уборщице и она не чувствует себя с тобой счастливой, она будет плохо убираться, и это заметят гости.

Ну, мне кажется, сделать людей счастливыми, в принципе, невозможно, а уж линейный персонал всегда будет чем-то недоволен.

Конечно, особенно если их не замечать. Посмотрите, практически на всех ресторанных мероприятиях линейного персонала нет — собираются рестораторы, управляющие, шеф-повара, а официантов, хостес, рядовых менеджеров не приглашают, как будто их нет в индустрии. А ведь именно они стоят на фронте общения с гостями.

В двадцать семь лет вы были одной, сейчас вам тридцать три, вы сильно изменились. Какие задачи ставите себе теперь?

В прошлом году, например, я продвигала тему денег. Мы показывали стартаперам, как и зачем нужно переходить от хобби к бизнесу. Уверена, что пирожок поднимет любую экономику, а главное, любое частное предпринимательство дает людям уверенность в себе, меняет психологические паттерны. В этом году я хочу найти метод, с помощью которого можно настроить в человеке психологию бизнесмена, но не через материальную мотивацию, а через преодоление собственных страхов.
Бизнес или творчество?


На каких площадках вы реализовываете эти задачи?

В школе «Местной еды». У нас, в частности, есть курс «Как начать свое дело», где мы рассказываем про психологию бизнеса, про наращивание социального блага, про то, что нужно убрать страхи. Но вначале необходимо понять, что человек хочет на самом деле. Часто ко мне приходят молодые ребята за консультацией — как открыть ресторан. Но в процессе беседы оказывается, что человеку не то

чтобы ресторан нужен, ему просто хочется чувствовать себя счастливым — чтобы жизнь стала ярче, чтобы появилось больше эмоций.


Какие основные проблемы у food-стартаперов?

Никто не хочет учиться, им кажется, что деньги — это решение. Но дело не в деньгах. В декабре прошлого года при поддержке Алексея Васильчука (глава ресторанного холдинга RestArt. — Прим. ред.) мы запустили проект «Фуд-инкубатор» — это площадка для тестирования бизнес-идей, которая в том числе позволяет проверить, насколько быстро сходит на нет предпринимательский запал. Мы получили 162 заявки, всего 30 оформленных документов, и лишь 15 проектов дошли до этапа дегустации. Они действительно вкусные, но у их авторов совершенно отсутствуют бизнес-видение и деловой подход. И главная их проблема — неуверенность в себе.
Если мы говорим про неопытных стартаперов, то сегодня должен быть новый алгоритм поиска инвестиций


Ну, знаете, это у нас общенародная проблема, причем особенно женская.

Вот поэтому я хочу открыть магазины женского белья или сделать бельевую марку для женщин. Это проект вне еды, о котором я мечтаю. Женщина в нашей стране — либо мать, либо любовница, либо жена. Вот три паттерна. А где ты настоящая? Какая ты, если всего этого нет? Множество женщин чувствуют неуверенность в себе и живут, выбирая не тех мужчин, неправильную работу, неправильно воспринимая себя. А когда я начинаю объяснять самой себе, что должна себя любить и ценить, это вообще за пределами добра и зла. Что значит ценить себя, это как? Повышать женскую самооценку можно разными методами — читать статьи, проводить встречи, устраивать обсуждения, обращаться в службу психологической поддержки. Но нужна какая-то изначальная точка входа. Так у меня родилась идея бельевого магазина. Потому что белье — это зеркало, которое отражает самооценку женщины. Посмотрев на белье, можно понять, что у женщины происходит в жизни, как она к себе относится. Белье — это самая болезненная точка контакта с самой собой.


В апреле вы запускаете совместную школу с компанией Heinz. Про что будет этот проект?

В школе «Местной еды» мы хотим развивать два стратегических направления — дистанционное обучение и R&D. Что касается первого, то весной мы запустим онлайн-курс про то, как начать гастрономический бизнес — от выбора модели до спецификации. А второй курс, который стартует летом, будет про R&D — технологии разработки продукта. В этом смысле у Heinz с их соусной историей огромный опыт. По моим ощущениям, R&D вообще будет самым модным направлением в ближайшее время. Как вы думаете, почему Федор Овчинников (глава сети «Додо Пицца». — Прим. ред.) создает у себя в компании R&D-отдел? Потому, что сыр для пиццы, который продает большинство поставщиков, горит в печке. Проблему может решить только разработка собственного продукта.



Сколько маркетов вы запланировали на этот год?

Семь начиная с апреля и до октября. У нас как-никак пятилетие проекта в этом году! Хотим сделать кофейный фестиваль вместе с Анной Цфасман (владелица сети Double B Coffee & Tea. — Прим. ред.) и кофейнями новой волны. Также планируем цветочный фестиваль — никто в Москве пока не делает цветочных маркетов, мы будем первыми. Думаем сделать маркет национальной кухни совместно с иностранными посольствами. Еще из нововведений — уберем наличную оплату на маркетах. Мы вообще хотим уйти в оплату через приложение либо через какую-то облачную историю. Мы ищем решение, потому что мы независимый проект, а при этом у нас в день проходит до 3000 транзакций, как в хорошем большом ресторане.


Сегодня в вашей системе жизненных ценностей деньги на каком месте?

Не на первом и не на главном. Деньги — ресурс и энергия, но я уже не боюсь остаться без них. Переломный момент был в 2013 году, когда я начинала «Местную еду» и ушла из Look at media. Честно могу признаться, это был сложный период — у меня уже давно не было никаких идей, прям пустота, я ходила к психотерапевту, чтобы вернуть уверенность себе и вообще познать себя. Психолог мне сказал: «Тебе нужно пережить момент, когда у тебя будет ноль рублей в кармане. Ты не начнешь свое дело, пока не загонишь себя в такую ситуацию, когда у тебя откроется второе дыхание». Помню, я еду по Никитскому бульвару, у меня двести рублей в кармане, заканчивается бензин, и на еду нет денег. В ту же ночь я полностью придумала Маркет Местной еды, от отчаяния. А потом был период, когда я считала личный бюджет, сколько трачу и сколько мне надо.


А сколько вам надо сейчас?

Около ста тысяч рублей в месяц, без путешествий и без культуры. Культура очень дорого стоит. Но я и на пятьдесят проживу. Вокруг меня огромное количество людей, друзей, приятелей, у которых много денег, но как-то они не очень счастливы. Значит, дело не только в этом. Я поняла, что важная часть дохода — это ощущение удовольствия от того, что ты делаешь. Бывает, что восемьдесят процентов прибыли именно в этом, а остаток — деньги. «Сколько ты зарабатываешь — сто, миллион? Что, не можешь сделать миллион? Научись мечтать, что ты можешь сделать миллион за месяц» — кому-то подходит такая соревновательная концепция жизни, но только не мне, меня это угнетает. Я не буду бежать десять километров за час или два, я бегу, пока не надоест.


Благодарим Центр современного искусства «Винзавод» за содействие в проведении съемки.

Опубликовано:
15/03/2017

Рекомендуем

Интервью

Ресторатор Юрий Моисеев: «Рестораны в спальниках – это игра вдолгую…»

Ресторатор московских спальников № 1 о том, что вкусные блюда, гастрономичные подачи и дорогой продукт есть не только на Патриках.
Личный опыт

Личный бренд ресторатора: зачем это нужно, и как развивать?

В рубрике ведущего журнала индустрии, который выходит в принте — «Ресторанные ведомости», Рашид рассуждает о том, зачем ресторатору нужен личный бренд?
Личный опыт

Рестораторы Камчатки

В уходящем 2023 году в рубрике «Город» ведущего журнала индустрии «Ресторанные ведомости» мы обозрели главных рестораторов Калуги, Уфы, Южно-Сахалинска, Ташкента, Петропавловска-Камчатского…
Личный опыт

В чем была первой «Поляна»?

Семь достижений самарской «Ресторанной компании Поляна», в которых она была первой…
Личный опыт

Как Алексей Горенский создал свой бизнес, а потом открыл институт гастрономии…

Ему было всего 23, когда созданное им производство стало полноценным заводом, снабжающим крупные города Сибири и Урала пищевой упаковкой. Затем он заинтересовался ресторанным бизнесом, который привел его к созданию единственного в России института гастрономии.
Личный опыт

Элеонора Садилова: Топ-менеджеры компаний становятся франчайзи-партнерами ресторанного бизнеса

Открытие предприятий общественного питания по франшизе вызывает все больший интерес не только у опытных рестораторов, но и у людей, в целом понимающих, что такое управление. Чем же вызвано растущее внимание к возможностям открыть кафе или ресторан по франшизе у людей, далеких от сферы обслуживания и пищевых технологий?