Выручка в ресторане: как ее считать?
Основные правила расчета и анализа выручки в ресторане с ключевыми показателями
Ресторан: работа над ошибками. Книга для неидеальных рестораторов
Бюджетирование в ресторане: как правильно? Часть 2
Бюджетирование в ресторане: как правильно? Часть 1
На выручку в ресторане влияют всего несколько показателей:
- Средний чек на стол;
- Количество посадочных мест;
- Средний чек на гостя;
- Оборачиваемость стола;
- Количество столов;
- Оборачиваемость посадочного места.
Оборачиваемость стола = количество чеков/количество столов.
Оборачиваемость посадочного места = количество гостей/количество посадочных мест в ресторане.
Как увеличить загрузку ресторана с помощью столов на двоих
ФОРМУЛЫ ТОВАРООБОРОТА
- ТО = средний чек на стол х количество столов.
- ТО = средний чек на гостя х количество гостей.
- ТО = средний чек на стол х количество чеков/оборачиваемость стола.
- ТО = средний чек на гостя х количество чеков/оборачиваемость посадочного места.
Вы можете влиять на все эти показатели. Если не устраивают результаты товарооборота, необходимо проанализировать его составляющие и отыскать место провала. В первую очередь лучше исправлять тот показатель, где вы можете улучшить ситуацию максимально быстро, параллельно составляя план корректировки других.
Средний чек на стол, с одной стороны, наиболее точный показатель, поскольку количество гостей официантами зачастую «бьется» неправильно. С другой — на него влияет множество факторов. Чтобы провести корректный анализ, необходимо разбить его на составляющие.
Рост среднего чека — не всегда повод для ликования
На показатель среднего чека ресторана влияют:
- продажи по доставке;
- программы лояльности;
- продажи навынос;
- завтраки;
- банкеты;
- ночные продажи;
- скидки и купоны;
- картина продаж;
- специальные предложения (комбо, ланч и т.д.).
Чтобы эффективно работать со средним чеком для увеличения товарооборота, нужно понять, на что влияют официанты, а где необходимо участие руководства ресторана. И в зависимости от этого ставить цели.
Ресторан начал работать в убыток: что делать? Часть 1
ПОШАГОВЫЙ АНАЛИЗ
- Посчитайте общий средний чек.
- Посчитайте средний чек без учета суммы по доставке. Обычно этот показатель увеличивает средний чек. Если сумма среднего чека стала больше после того, как вы выделили доставку, это означает, что вам необходимо работать в данном направлении.
- Если у вас большие продажи навынос, их сумму также нужно выделить и вычесть из общего товарооборота. Чтобы упростить анализ, лучше завести карту для продаж навынос. С этой картой каждый день будет работать дежурный официант или бармен; иногда ее отдают в ведение хостес.
- Уберите из товарооборота суммы по банкетам. Для корректного показателя по среднему чеку банкеты, которые гости бронируют заранее, лучше «бить» на отдельные банкетные карты.
- Если за анализируемый период у вас были специальные скидки или вы работали с купонаторами и это действительно существенно повлияло на выручку, следует учесть и эту сумму. То есть вы должны добавить к вашей выручке сумму скидки, чтобы увидеть, каким средний чек мог бы быть в случае ее отсутствия.
-
Если у вас внедрены программы лояльности и гости имеют постоянные дисконтные или накопительные карты, в этом случае тоже можно добавить сумму скидки. Хотя, на мой взгляд, не стоит — это ведь ваши постоянные гости, они пользуются картами из месяца в месяц и останавливаться не собираются, поэтому, анализируя падение и взлет среднего чека, вы будете сравнивать сопоставимые показатели.
-
Все специальные предложения — ланчи, завтраки, комбо-обеды и т.п. — отрицательно влияют на средний чек, в основном работая на повышение количества транзакций. Чтобы увидеть реальный средний чек, нужно снять из системы автоматизации отчет по почасовым продажам и посчитать средний чек за все периоды.
- 7.00–12.00 — завтрак;
- 12.00–18.00 — ланч;
- 18.00–24.00 — ужин;
- 00.00–6.00 — ночь.
Почасовые продажи за месяц по данным отрезкам времени и доли могут получиться, например, следующими:
Таблица дает наглядное представление о том, какой период реально влияет на средний чек. Если доля завтрака составляет 10%, а ланча — 40%, это существенно. А значит, стоит рассматривать средний чек этого периода отдельно. После того как вы увидели средние чеки по интересующим вас периодам, необходимо сопоставить ваши ожидания и реальные факты.
Допустим, после проведенного анализа вы поймете, что вас не устраивают показатели среднего чека по всем периодам. Чтобы понять, почему это происходит, вам нужно использовать такие показатели, как:
- наполняемость чека;
- средняя цена блюда,
а также видеть динамику за несколько месяцев.
ABC-анализ продаж в ресторане: как правильно?
Предлагаю систематизировать все показатели, заполнив таблицу, в которой они будут отражены, — так вы сможете наглядно сравнивать результаты. В нашем примере таблица уже заполнена.
СТРУКТУРА ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ
- Количество чеков и выручка берутся из ваших отчетов.
- Средний чек = выручка ресторана/количество чеков.
- Средний чек без заказов на доставку и (или) навынос = выручка ресторана — выручка на доставку + навынос / количество чеков — количество чеков на доставку + навынос.
Для удобства работы лучше набивать все заказы навынос на специально отведенную карту. Доставку также лучше пробивать отдельно. Вы можете считать тот средний чек, который вам необходим. Если нет доставки, вы ее не учитываете, и наоборот.
- Оборачиваемость (на стол) = количество чеков (транзакций)/количество посадочных мест. Оборачиваемость на посадочное место = количество гостей/количество посадочных мест.
14/03/2016
По теме
Бюджетирование в ресторане: как правильно? Часть 2