Нижегородский рынок торгового оборудования

За счет чего развивается нижегородский рынок торгового оборудования? Почему перестали появляться новые компании-поставщики? Как нижегородские компании конкурируют с федеральными поставщиками? Вот уже год как новые поставщики торгового оборудования, по наблюдениям экспертов, перестали появляться…

Рынок поставщиков торгового оборудования растет за счет федеральных компаний, которые идут в регион вслед за своими партнерами — сетевыми ритейлерами. Игроки следуют тенденциям спроса — увеличивают долю оборудования эконом-класса. Спрос на высокотехнологичное торговое оборудование только начинается, но поставщики уже делают упор на сервисное обслуживание.

Эксперты:
Наталья Березина — директор ЗАО «Синтагма трейд»
Андрей Серов — генеральный директор ГК «Айс»
Валерий Смирнов — генеральный директор «Метикс НН»
Наталья Федорова — коммерческий директор «Торговый стиль»
Владислав Щанкин — генеральный директор «Нижегородторг­холод»


За счет чего развивается нижегородский рынок торгового оборудования?

Почему перестали появляться новые компании-поставщики?
Как нижегородские компании конкурируют с федеральными поставщиками?
Вот уже год как новые поставщики торгового оборудования, по наблюдениям экспертов, перестали появляться. Как утверждает генеральный директор «Метикс-НН» Валерий Смирнов, сегодня на этом рынке уже невозможно открыть компанию с нуля. На рынке работает около 90 поставщиков, примерно треть из них — в сегменте торгово-выставочного (стеллажи, прилавки, витрины), холодильного и технологического оборудования для HoReCa (отели, рестораны, кафе). Остальные занимаются поставкой противокражных систем и систем автоматизации. По мнению коммерческого директора «Торговый стиль» Натальи Федоровой, сегмент холодильного оборудования наиболее финансовоемкий и составляет 60-70% общей стоимости поставки оборудования «под ключ».

Эксперты замечают, что в течение последних двух лет лидеры на рынке ТО не менялись. К их числу они отнесли: ЗАО «Синтагма трейд», ГК «Айс», «Метикс-НН», «Ставилон плюс», «Полаир-НН», «Торговый дизайн», «Торговый стиль», «Трансфер», «Нижегородторгхолод». По данным «Финам», объем российского рынка торгового оборудования составляет порядка 35 млрд руб. при ежегодном росте 20-25%. Совокупная емкость нижегородского рынка, по подсчетам экспертов «ДК», — более 1 млрд руб. Обороты компаний, входящих в первую десятку, составляют 65-70 млн руб. в год.

Федеральные торговые сети диктуют стандарты на ТО

Эксперты напрямую связывают развитие регионального рынка торгового оборудования с развитием ритейла и общепита. Директор ЗАО «Синтагма трейд» Наталья Березина: «Развитие экономики влияет на развитие торговли. Открываются новые торговые точки, которым нужно новое оборудование».

В 2007 г. в Нижнем Новгороде открылись гипермаркет мебели «Открытый материк», ТРЦ «Фантастика», появились гипермаркеты сетей «Копейка», «Перекресток», «Лента», «Карусель». По данным ИК «Финам», в течение последних двух лет рынок общественного питания растет на 20-25% в год. Генеральный директор компании «Нижегородторгхолод» Владислав Щанкин уверен, что приход федеральных торговых сетей влияет на качество торгового оснащения магазинов: «В соседних регионах — Чувашии и Мордовии — магазины оснащены несравнимо хуже. Там, к примеру, до сих пор большинство торговых залов оборудовано встроенной системой холодоснабжения. В Нижнем Новгороде «встроенный холод» отходит в прошлое». Андрей Серов: «В последний раз ГК «Айс» устанавливала оборудование со «встроенным холодом» в 2002 г., с того времени компания специализируется исключительно на системах выносного холодоснабжения. Оборудование со «встроенным холодом» имеет в три раза меньшую экспозиционную выкладку, выделяет значительное количество тепла, обладает высоким уровнем шума и, как следствие, ведет к дополнительным расходам заказчика на кондиционирование и вентиляцию торгового зала».

Спрос на более дорогое, но и более современное, эстетичное оборудование с «выносным холодом» развили федеральные сети гипермаркетов, а остальные участники рынка были вынуждены равняться на лидеров. По словам Владислава Щанкина, сегодня даже торговые точки формата «магазин у дома» (300-350 кв.м), расположенные в жилых кварталах, практически все работают на «выносном холоде». Валерий Смирнов подтверждает: торговое оборудование со встроенным холодоснабжением занимает всего 1/3 объема продаж холодильного оборудования в «Метикс-НН». Встроенное холодильное оборудование сейчас популярно в основном в мини-маркетах: ставить« выносной холод» на маленьких площадях нерентабельно.

Наталья Березина вспоминает: «Несколько лет назад заказчики недоумевали, зачем тратить 1,5 тыс. евро на картофелечистку, если гораздо дешевле нанять бабушку, которая сама почистит картофель за меньшие деньги. Но когда бабушка заболела, клиент пришел снова. Ему нужна была картофелечистка». Сегодняшние заказчики, по мнению экспертов, осознают необходимость покупки оборудования «первой необходимости» — «в приобретении картофелечистки никого убеждать не надо». Однако рост спроса на высокотехнологичное оборудование только начинается. Наталья Березина признается, что убедить заказчика в необходимости приобретения системы Blue box пока тяжело: «Такие «гипермаркеты» как «Лента» работают с этой системой. Но они скорее исключение».

Федеральные торговые сети идут со своими поставщиками

Эксперты отмечают, что, несмотря на развитие ритейла в регионе, работать на рынке торгового оборудования с каждым годом все труднее. Федеральные торговые сети, приходящие в город, приводят своих поставщиков. Эксперты «ДК» оценивают уровень проникновения федеральных сетей в отдельных сегментах ритейла не менее чем в 90%. Столичные ритейлеры «разбирают» последние лакомые куски в пределах торговых коридоров города и области. Наталья Федорова: «Местным операторам рынка ТО уготована роль субподрядных организаций на подхвате у «федералов». Нижегородские поставщики торгового оборудования, работающие с местными ритейлерами, не рискуют строить долгосрочных планов сотрудничества. «Бывшие нижегородские сети в одночасье стали федеральными, — рассказывает Наталья Березина. — Поэтому у наших заказчиков изменились требования к оборудованию, срокам и другим параметрам технического задания». Г-жа Березина считает, что начавшийся в 2005 г. бум «местного магазиностроения» фактически закончился: «Регион сейчас развивается только за счет московских и давно известных нижегородских торговых сетей, в том числе работающих по франшизе». Нижегородские ритейлеры, по мнению Валерия Смирнова, пытаются занять как можно большую долю рынка с целью последующей перепродажи бизнеса. В 2006-2007 гг. сеть универсамов «СПАР» (15 магазинов по городу, 16 в области) купил «Перекресток», сеть магазинов «Эконта» (60 магазинов по городу, 33 по области) — «Магнит» и «Копейка». Как добавляют эксперты «ДК», новые хозяева торговых сетей придут со своими поставщиками и, скорее всего, откажутся сотрудничать с нижегородцами.

Андрей Серов не разделяет данной точки зрения: «Выбор поставщика и монтажной организации зависит не от «места прописки» исполнителя, а от профессионализма работы и четкости исполнения партнерских обязательств. Стоимость услуг нижегородских специалистов ниже аналогичных работ иногородних монтажников. Поэтому некоторые сети требуют, чтобы монтажные работы вели нижегородские организации, которые впоследствии будут осуществлять и сервисное обслуживание».

Эксперты отмечают, что местные поставщики ТО медленно, но верно уводят клиентов у федеральных поставщиков, работающих в Нижегородской области. За последние несколько месяцев в Арзамасе открылась «Пятерочка», а в Дзержинске — «Карусель». Как призналась Наталья Березина, «Пятерочку» они уже «отбили».

Поставщики ТО работают с оборудованием эконом-класса

Эксперты отмечают рост доли ТО эконом-класса в ассортименте нижегородских компаний, объясняя это спецификой спроса. Наталья Березина: «Розничные сети, и федеральные и региональные, идут по пути удешевления торгового оборудования в своих магазинах». По мнению экспертов «ДК», основные средства ритейлеры сейчас вкладывают в развитие торговых сетей — наращивают площади. Поэтому они предпочитают покупать бюджетное ТО — в основном это оборудование отечественных производителей. Его стоимость в объектах «под ключ» — порядка 150 евро за кв.м. Наталья Березина: «Оборудование подешевле позволяет «отбить» стоимость магазина максимум за год. В случае с итальянским оборудованием бизнес-класса по цене 200-400 евро за 1 кв.м срок был бы примерно вдвое больше».

Владислав Щанкин добавляет, что современное отечественное оборудование ни по дизайну, ни по техническим характеристикам не уступает импортным аналогам, поэтому оно становится все более востребованным — например, «Нижегородторгхолод» почти не работает с импортным ТО. Андрей Серов: «Сегодня отечественное оборудование — достойная альтернатива импортному. Оно имеет широкий модельный ряд, конкурентноспособную цену и сроки поставки, его можно покрасить в любой цвет по желанию заказчика. В 2007 г. наша компания поставила и смонтировала отечественное оборудование в более чем 20 супермаркетах, в том числе в гипермаркете «REAL».

Наталья Федорова отмечает, что в бюджетной ценовой нише находится и турецкое ТО, при этом она приводит аргументы в пользу отечественного оборудования: «По сравнению с турецким отечественное ТО на 5-10% дешевле, по качеству не уступает, а сроки поставки оборудования, сделанного в России, — не более двух недель (в то время как турецкие производители заявляют сроки до 60 суток)».

HoReCa двигает рынок ТО

Как отмечают эксперты, судя по объемам продаж, наибольшим спросом пользуется технологическое оборудование для отелей, кафе, ресторанов (HoReCa). Наталья Березина: «Нижегородские ритейлеры выходят на рынок все реже, а новых кафе и ресторанов хоть отбавляй. Что ни месяц — презентация нового заведения».

Г-жа Березина называет еще одну причину возрастающей волны спроса: «Оборудование в давно существующих кафе и ресторанах пришло в негодность. Собственники заведений тянут до последнего — в некоторых заведениях до сих пор стоит оборудование советского образца. Это вполне объяснимо, ведь гость, который приходит в кафе или ресторан, вряд ли пойдет на кухню».

Эксперты «ДК» полагают, что появление новых направлений в HoReCa также развивает спрос на ТО. По словам Андрея Серова, в последнее время им стали чаще поступать интересные, нестандартные заказы от HoReCa — например, на оборудование для доставки горячих обедов в офисы: «После долгих поисков мы отыскали поставщика в США и заключили с ним договор сотрудничества».

Участники рынка привлекают клиентов сервисом

Игроки отмечают, что с переходом ритейла и HoReCa на более сложное ТО растет спрос на сервисное обслуживание. Валерий Смирнов: «Нужно не только поставить оборудование на заказанный объект, но и грамотно установить его. Для этого необходимо иметь квалифицированную монтажную бригаду. Особенно это важно, когда заказчики переходят на более сложное оборудование, например, «выносной холод».

Чтобы обеспечить конкурентные преимущества в сервисном обслуживании, участники рынка стремятся укомплектовать штат высококвалифицированными сотрудниками и обеспечить им соответствующую зарплату — от 30 до 50 тыс. руб.

Компании, проводящие сложный монтаж ТО, должны иметь лицензии на выполнение многих работ. Госкомиссия при приемке объекта требует иметь соответствующие документы. Валерий Смирнов: «Заказчики поняли, что надо позаботиться о профессиональном монтаже и обслуживании оборудования. Многие клиенты первым делом требуют с нас предоставлять лицензии на право проведения монтажных работ».

Наталья Березина акцентирует внимание на особых требованиях клиентов к качеству монтажа и обслуживания холодильного оборудования: «Серьезные операторы, работающие на рынке ТО, имеют склад запчастей и организуют круглосуточное дежурство сервисной службы». Валерий Смирнов: «Для предотвращения убытков из-за поломки оборудования заказчики в договорах сервисного обслуживания жестко требуют реагировать на каждый вызов. Чтобы сохранить клиентскую базу, мы обязаны удовлетворять эти требования. Поэтому мы уделяем большое внимание качеству сервиса». Андрей Серов: «Мы вошли в этот рынок «с другой стороны» — начинали как монтажная организация, затем занялись продажами. Когда цены на ТО примерно у всех равные, мы используем качество сервиса и монтажа, чтобы привлечь клиентов, в том числе и федеральных — зачастую заказы бывают очень сложными. Поэтому главные люди в нашей компании — не менеджеры по продажам, а инженеры, монтажники».

Некоторые нижегородские игроки используют сервисное обслуживание для привлечения покупателей.

Наталья Березина: «Мы могли бы предоставлять бесплатный сервис в качестве бонуса компаниям, которые приобретают высокотехнологичные новинки. Например, купившим у нас систему телемониторинга Blue box (удаленного контроля за работой холодильного оборудования). Очень удобный сервис: клиент может находиться за пределами страны, но имеет возможность в любое время проверить состояние и показатели холодильного оборудования. Это выгодно и нам, поскольку система Blue box позволяет своевременно выявить и устранить неполадки в работе оборудования. Однако мы не готовы предоставить клиентам полностью бесплатный сервис: качественное обслуживание ТО требует достаточно высоких затрат».

Валерий Смирнов: «Встроенное холодильное оборудование сейчас популярно в основном в мини-маркетах: ставить «выносной холод» на маленьких площадях нерентабельно».

Андрей Серов: «Сейчас многие московские организации охотно привлекают нижегородские монтажные организации. Особенно наши услуги пользуются спросом в Подмосковье».

Наталья Березина: «Регион сейчас развивается только за счет московских и давно известных нижегородских торговых сетей, в том числе работающих по франшизе».

Текст: Алексей МАРКОВ, Деловой квартал — Нижний Новород, 24 марта 2008 г.

Источник: Деловой квартал — Нижний Новород

Опубликовано:
27/05/2011

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба