законодательство |  Апрель 2019

«Закон о тишине» в борьбе с ресторанным бизнесом

Месторасположение ресторана по-прежнему имеет огромное значение для его успешности

«Закон о тишине» в борьбе с ресторанным бизнесом

«Location, location and location!» — говорят, когда-то именно так ответил гуру ресторанного бизнеса Аркадий Новиков на вопрос о том, что главное при открытии заведения. Прошло немало времени, но месторасположение ресторана по-прежнему имеет огромное значение для его успешности. Впрочем, сейчас акценты сместились. Причем кардинально!

В одном из номеров журнала «Ресторанные ведомости» я уже рассказывал читателям о сложностях, возникающих у любого ресторатора при выборе помещения. Отмечал важные нюансы, связанные с месторасположением ресторана в непосредственной близости от школ, детских садов, больниц и спортивных сооружений, приводящие, например, к запрету на выдачу алкогольной лицензии. Говорил о том, как в некоторых городах разрешение на продажу алкоголя не выдают, если вход в ресторан находится с той стороны дома, что и входы в подъезды, и призывал своих коллег не рисковать и не открывать заведения в многоквартирных зданиях. Тогда мне казалось, что власти вряд ли могут придумать еще что-нибудь для того, чтобы ухудшить и без того незавидную жизнь ресторанов, расположенных в жилых домах. Оказалось, нет ничего невозможного.

ТИХОЕ ЛЕТО

Все прекрасно знают, как сегодня важно наличие летней площадки. Ресторан в центре города без веранды заметно проигрывает заведению, в котором она есть. Люди, живущие в нашей стране в режиме восьмимесячного не самого комфортного климата, с нетерпением ждут лета и хотят сидеть на улице, пусть даже кутаясь в плед. Разница в обороте ресторана в зависимости от сезона может достигать трех раз и более. Летняя площадка существенно увеличивает посещаемость в теплое время. Затраты на нее способны отбиться уже в первый сезон, особенно если город, в котором вы живете, — туристический.

Но, с другой стороны, площадка эта может не только помочь, но и принести вред собственникам ресторана. Если задать вопрос жителям любого города, хотят ли они, чтобы в их доме размещалось предприятие общественного питания, да еще и с летней верандой, 100% ответят отрицательно. Этим летом, которое наступит уже совсем скоро, у жителей почти любого населенного пункта прав закрыть ресторан, расположенный в жилом доме, будет существенно больше, чем в прошлом году, а летние площадки, примыкающие к фасаду, могут оказаться под угрозой закрытия уже сразу после майских праздников. Причина в том, что в 2018 году к кампании по борьбе с ресторанами подключился «закон о тишине». Он существовал всегда и, безусловно, делал полезное дело, позволяя жителям по ночам чувствовать себя комфортно и спокойно. Законопослушные рестораторы в 23:00 закрывали (пусть и с сожалением) свои летние площадки, расположенные у фасадов жилых домов, что, конечно, вызывало недовольство гостей, вынужденных уходить внутрь помещения или искать новую летнюю веранду. С этого года законодательство претерпело изменения. Шуметь теперь нельзя после 22:00, а ряд регионов, имеющих право самостоятельно устанавливать время, в которое гражданам запрещается превышать уровень шума, закон ужесточили еще больше, перенеся запрет на более раннее время.

ЧИТАЕМ МЕЖДУ СТРОК

Кроме того, законодатели ввели так называемые дневные «тихие часы». 

Закон вроде бы в первую очередь распространяется на ремонтные работы, проводимые нерадивыми соседями в неурочное время, и не направлен против существующего в доме бизнеса. Но, если читать внимательно, есть в новом правовом акте слова и про громкую музыку, и про крики, и про обычный шум, который неизбежно возникает, если около сотни людей разговаривают в закрытом помещении или на улице под вашими окнами. Важно отметить, что закон касается как самого помещения, так и близлежащей территории, то есть двора жилого дома и его фасадной части, где и размещаются, как правило, летние веранды, а это означает, что практически любой ресторан может оказаться в зоне риска.

Уже сейчас становится понятным, что новогодний корпоратив или свадьбу в ресторане, расположенном в жилом доме, провести будет крайне сложно. Не шуметь на торжестве после десяти вечера? Где вы такое видели? Для летней же площадки нововведение означает, что, если она расположена рядом с жилым домом, надо готовиться закрывать ее точно в час, прописанный «законом о тишине», то есть в 22:00 или даже в 20:00. И самое неприятное то, что сегодня в договорах городские власти вводят пункт, по которому после второго зафиксированного факта шума ресторан обязан закрыть летнюю площадку. Так что заведение, расположенное в жилом здании, постоянно находится на пороховой бочке. Ведь благодаря такой законодательной новелле любой житель дома, недоброжелательно относящийся к расположенной внизу летней площадке, способен прекратить ее существование двумя письменными обращениями в Рос­потребнадзор. А что говорить про нечестную конкурентную борьбу? Нанимаешь крикунов, которые начинают вести себя на летней веранде неадекватно, договариваешься с глухой бабкой с пятого этажа за пару тысяч рублей о жалобе на шум и… закрываешь конкурента.

Конечно же, власти говорят, что наказывать (штрафовать) станут не предпринимателя, а шумящего человека, что к бизнесу никаких претензий не будет, договор никогда не расторгнут. Но кто же им верит в наше время, особенно после появления пункта о правилах размещения летних веранд?! Гораздо честнее и правильнее со стороны властей было бы издать закон, вообще запрещающий открытие ресторанов в жилых домах. Вот только такие радикальные меры приведут к тому, что без ресторанов останутся все центральные улицы наших городов.


Опубликовано:
03/04/2019

Рекомендуем

Менеджмент

Лицом к лицу

Девять советов по найму первоклассных сотрудников ресторана от Нины Макогон
Маркетинг

Столик? Нет, спасибо!

Dark kitchens перевернули ресторанный сегмент
Рекомендации

Как открыть свою dark kitchen

Михаил Рейдер о трудностях
Менеджмент

Управляющий, который может все!

Команда ресторана — ключевой инструмент маркетинга
Менеджмент

Если хотите увеличить выручку

Техники влияния на прибыль через управление сервисом