алкоголь |  Июнь 2018

Кейтеринг в законе

Эксперт Александр Иванов разъясняет принятое Постановление Правительства РФ № 473

Кейтеринг в законе

Вот наконец-то и свершилось! Принято постановление №473 Правительства Российской Федерации, регламентирующее порядок реализации алкоголя при оказании кейтеринговых услуг, или, другими словами, при выездном обслуживании.

Несмотря на то, что подписано оно еще 19 апреля 2018 года, в силу неизвестных причин большой публичности не приобрело. И очень жаль. Ведь фактически это первый документ, легализующий применение алкоголя для многочисленных кейтеринговых компаний, которые, за исключением пятерки монстров, являются либо малым, либо средним бизнесом. И для них любые прозрачные правила более критичны, чем для крупных компаний, имеющих, как правило, разнородный общепитовский бизнес, что позволяло им находить способы применения алкоголя на выездных обслуживаниях с применением действующих лицензий на имеющиеся стационары.

Причем, несмотря на опасения, которые высказывало профессиональное сообщество на стадии подготовки документа, он вышел на удивление коротким, лаконичным и весьма понятным. И это тоже отрадно, так как позволяет иметь правила прямого действия, исключающие различные трактовки как надзорных органов, так и потребителей, заказывающих услугу.

Сам документ носит длинное и нудное название, но все равно придется его обозначить, чтобы отрасль имела возможность знать «своих героев».

Итак. Постановление Правительства Российской Федерации №473 от 19 апреля 2018 года «Об утверждении правил представления уведомления о дате, времени и месте осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания и о внесении изменений в правила ведения государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Пусть не удивляет вторая часть в названии документа. Это не для кейтеринговых компаний, это общие изменения. И мы разберем подробно документ. 

ЧТО В ДОКУМЕНТЕ:

  1. Правила устанавливают порядок представления уведомления о дате, времени и месте осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания по форме согласно приложению (далее — уведомление).

    Таким образом, правительство определило единую форму, не подлежащую корректировке, но требующую определенного внимания при ее заполнении. Как в любой официальной анкете, требуется заполнение всех строк, так как юридическая казуистика предполагает при отсутствии части сведений считать представленное уведомление некорректно заполненным со всеми вытекающими последствиями.

  2. Настоящие правила не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на воздушных судах, водных судах и железнодорожном транспорте.

    Важное замечание, поскольку отдельные умные головы делали попытки представить обслуживание на транспорте как кейтеринг. Однако предложенная правительством система уведомления о проведении обслуживания с использованием алкогольной продукции при проведении выездных мероприятий — это точно не обслуживание на транспорте. Вообще если взять прямой перевод слова «кейтеринг», то под ним можно понимать любое обслуживание, например, школьный или больничный кейтеринг. Но это уже тема для других, в том числе лингвистических, разборок. В нашем случае четко и конкретно указано, на что порядок уведомления не распространяется.

  3. Уведомление составляется и подается в лицензирующий орган организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (далее — заявитель), по форме, прилагаемой к настоящим правилам.

    Важная позиция. Вроде и понятная, не требующая дополнительного разъяснения, но на практике, к сожалению, есть предприниматели, любящие читать «по-своему». Уточним еще раз. Только организация, имеющая лицензию, имеет право на представление уведомления. Причем лицензию, дающую право продажи алкоголя при оказании услуг общественного питания. И только! При лицензии для розницы (магазина) такой возможности нет. Извините за излишнюю назойливость в понятных вопросах, но мой опыт показывает, что людей, переставляющих принципы и понятия, — великое множество.

  4. Уведомление представляется в лицензирующий орган заявителем или уполномоченным им лицом (с приложением документа, подтверждающего полномочия) на бумажном носителе лично или посредством почтовой связи, а также в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Это тот случай, когда предусмотрен любой формат представления уведомлений. Независимо от технической обеспеченности всегда возможно подать документ установленным образом.

  5. Заявитель представляет уведомление в лицензирующий орган в течение трех рабочих дней до даты осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания, указанной в уведомлении.

    Четко написано: три дня. Именно столько дается на предоставление информации о месте проведения мероприятия. Это к вопросу «когда» и «можно ли раньше». Ответ всем: нет. И не грузите принимающую сторону вашими проблемами. Времени более чем достаточно. А с учетом возможностей представления в электронном виде это вообще превращается в чисто техническое действие. Здесь только одно замечание. Если вдруг кто-то решит все-таки подать заранее, то это может вылиться в проблему формального неприема уведомления с последующей фиксацией нарушений лицензионных требований. Так что не надо раньше. Надо тогда, когда надо.

  6. В случае изменения ранее поданных в уведомлении сведений (дата, время или место осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания) либо отмены розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания заявитель или уполномоченное им лицо обязаны не позднее чем за 1 рабочий день до запланированной даты осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания представить уведомление, содержащее уточненные сведения (дата, время и место осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания), либо уведомление об отмене розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания.

    Разумные и понятные требования. Времени также дается достаточно. Хотя возможны и обстоятельства непреодолимой силы, которые могут сформироваться непосредственно перед мероприятием, то есть менее чем за 1 день. Но уведомление все равно надо подать и лицензирующий орган уведомить, так как непредоставление информации, как ранее говорилось, может рассматриваться как нарушение лицензионных требований.

    В самой форме, которую должен заполнить предприниматель, на мой взгляд, есть только одно узкое место — это раздел «Место осуществления розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в условиях выездного обслуживания».

    И проблема в том, что требования к заполнению раздела не формализованы, то есть что именно в нем указывать, не написано. Здесь необходимо исходить из логики наиболее точного указания места проведения мероприятия, аналогичного принципам указания места при получении лицензии на стационарное предприятие питания. Если это некая площадь или площадка, то всегда есть комнаты, помещения или иные адресные ориентиры. Однозначно не проходит такое описание, как «Москва. Бизнес-центр «Красный Октябрь». Необходимо точное указание города, улицы, номера дома и реквизитов помещений внутри указанных строений, в том числе, возможно, и на прилегающей территории. По правилам, полный адрес содержит еще и почтовый индекс. Перейдя на электронную почту, мы об этом забыли. В общем, чем точнее будет описано помещение, тем меньше вопросов может возникнуть к организаторам обслуживания.

    Есть лишь одна тема, не решенная в рамках этого постановления. Но она и не могла быть решена в указанном документе, поскольку основным регулирующим документом является 171-й Федеральный Закон. Это вопрос крупных кейтеринговых компаний, работающих в различных регионах России.

    Возможность подачи уведомлений остается связанной с лицензией, полученной в одном из регионов России, и использование ее (лицензии) для подачи декларации в другом регионе невозможно без соответствующего соглашения. А таких практически нет. Поэтому для осуществления кейтерингового обслуживания необходимо получать лицензию по месту проведения мероприятия. Либо находить партнеров на месте проведения мероприятия.

    В целом и процедура, и ее документирование весьма понятны, и данный документ станет еще одним в ряду нормативных актов, действительно стимулирующих развитие индустрии питания в России.

Опубликовано:
07/06/2018

Рекомендуем

Рекомендации

Правила доброй концессии

Как избежать подводных камней в договоре франшизы
Рекомендации

Деньги любят счет

Финансовые возможности для нового бизнеса
Рекомендации

Квантовый скачок

Когда запускать франшизу.
Маркетинг

Двинуть в массы!

Попробуем разобраться с классическими PR-инструментами и определить, насколько они могут помочь именно вам
Рекомендации

Включай голову!

Сергей Миронов о том, как правильно развивать свой бизнес в регионах
Рекомендации

ХАССП — это не папка на полке в ресторане

Честно ответьте себе на вопрос: почему у вас НЕ внедрены процедуры и практики ХАССП?