Чаевые «по-белому»: pro et contra

С точки зрения управления персоналом чаевые — вариант мотивации, который при обязательности их уплаты исчезает. Стоит ли оформлять вознаграждение, получаемое официантами? И если да, то как?

Вознаграждение официанту приветствуется, но остается на Ваше усмотрение» — эту сакраментальную фразу в большинстве российских ресторанов печатают на счете или помещают в рамочке на приметном месте. Чаевые достаются официанту, их получение никак не фиксируется. В некоторых ресторанах вознаграждение персоналу включают в счет. Именуется оно, как правило, «плата за обслуживание» и составляет 5—10 процентов от суммы заказа. То есть чаевые трактуются как часть прибыли предприятия. Невысокая популярность такого хода объясняется тем, что его не одобряют клиенты, лишенные возможности выбора. Кроме того, с точки зрения управления персоналом чаевые — вариант мотивации, который при обязательности их уплаты исчезает. Так стоит ли оформлять вознаграждение, получаемое официантами? И если да, то как?

Буква закона

Отношение государственных органов к правовому статусу чаевых неоднозначно, судебная практика по этому вопросу невелика. Среди основных документов — постановление ФАС ЦО от 22 июля 2003 г., вынесенное по делу №А54-618А/03-С21 как итог двух диаметрально противоположных судебных решений. Причиной привлечения ресторана к административной ответственности послужила проверка, сопровождавшаяся «контрольной закупкой» с уплатой чаевых. В итоге арбитражный суд пришел к выводу, что «сумма чаевых не является по своему существу платой за товар или оказанные услуги, может расцениваться лишь как премиальные, предназначенные лично официанту». Но данное постановление допускает и обратный вариант, если предназначенность чаевых ресторану следует из обстоятельств дела. Аналогично рассуждает и Управление ФНС (до 09.03.2004 — МНС) по г. Москве (письмо от 27 февраля 2001 г. №03-12/9764).

Таким образом, необходимости отражать получение чаевых, если они не попадают в кассу предприятия питания, нет. Однако дискуссии на эту тему ведутся, и, судя по опыту других стран, рано или поздно рестораторов заставят «обелить» чаевые. Это видно даже из анализа текущей практики: на сегодняшний день документы скорее ставят проблему, чем дают окончательное решение. Вдобавок свое слово еще не сказали органы занятости, социального и пенсионного страхования. Между тем чаевые с зарплатой связываются как минимум интуитивно.

Американский счет

На Западе необходимость декларирования чаевых и уплаты с них налогов признана давно. Так, в США они считаются частью зарплаты официантов, тем не менее уплачиваются ресторану и составляют его выручку. Согласно закону о федеральных страховых выплатах (Federal Insurance Contributions Act) работодатель должен платить взносы в размере 7,65 процента от сумм чаевых и еще столько же удерживать с работника. Тот, соответственно, обязан декларировать работодателю вознаграждение, которое он получил наличным, по специальной форме (Form 4070, Employee’s Report of Tips to Employer), а потом предъявлять требование к их возврату (Form 8027, Employer's Annual Information Return of Tip Income). По всей видимости, данная схема — результат лоббирования вопроса профсоюзами официантов.

Основной проблемой, с которой столкнулись американцы, является то, что персонал не всегда сообщает работодателю о чаевых. Тут практика расходится. В некоторых штатах рестораны платят налоги только с тех чаевых, которые были учтены, — либо в безналичном порядке, либо наличными при декларировании их получения официантами. В других используется «непрямой» (indirect) метод, построенный на «среднем размере чаевых». Его авторы утверждают, что он позволяет узнать сумму вознаграждений за продолжительный период с достаточной степенью точности. В случае если она оказывается выше той, которая декларируется рестораном, с него могут потребовать доплатить страховые взносы. Социальных благ официантов это не увеличивает, поскольку нарушение произошло ввиду сокрытия ими сведений о получении чаевых.

Принятый в Штатах порядок представляется несколько противоестественным, поскольку работодатель в этом случае не контролирует зарплату персонала и обязан безропотно выплачивать взносы. В результате чем больше чаевых получает официант, тем больше платит ресторан.

Награда в поисках героя

Юридически объяснить природу чаевых крайне трудно, поскольку не до конца понятно, кому и за что они платятся. Сам факт их уплаты говорит о том, что у кого-то возникает доход, который в большинстве случаев является объектом налогообложения. Однако вопрос, чей же это доход, остается открытым. Конечно, чаевые можно рассматривать как вознаграждение, которое клиент платит официанту, если доволен его работой. В этом случае официант обязан продекларировать чаевые и уплатить с них налог на доходы физических лиц по принятой ставке (в РФ — 13 процентов). Такой порядок мало соответствует интересам работника. Уплаченный налог не повлияет на величину его пенсии, государственных пособий и т.д. Единственное, что он приобретает, — официальное подтверждение доходов, которое может потребоваться ему, например, при выезде за границу либо при предъявлении гражданских требований в спорах о возмещении вреда жизни и здоровью.

Еще один момент, проистекающий из такого подхода. Если рассматривать чаевые как вознаграждение, которое клиенты регулярно уплачивают лично официанту, то его деятельность следует считать предпринимательской: согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса она определяется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли». По закону, заниматься такой деятельностью гражданин может, только пройдя регистрацию его в качестве индивидуального предпринимателя. Согласитесь, идея регистрации официанта как ПБОЮЛ просто абсурдна.

Однако и интерпретировать уплату чаевых как аспект взаимоотношений официанта и клиента, к которым ресторан не имеет касательства, означает достаточно сильно лукавить, искусственно дистанцируясь от ряда обстоятельств. Во-первых, уплата чаевых производится не просто так, а за работу — кстати сказать, не только за вежливость официанта, но и за расторопность повара, улыбку хостес и так далее, вплоть до директора заведения, которому удалось все это организовать. Во-вторых, работа, за которую платятся чаевые, — это исполнение прямых должностных обязанностей официанта в соответствии с трудовым договором, заключенным между ним и предприятием питания. В-третьих, вознаграждение он получает не как частное лицо. Официант действует от имени ресторана, и именно ресторану клиент будет высказывать претензии, если недоволен качеством обслуживания. В-четвертых, если предложение оставить чаевые отражено в счете — платежном документе ресторана, их уплата технически соединена с расчетом за заказ. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод: клиент платит чаевые в первую очередь ресторану, а не официанту. Следовательно:

— Ресторан вправе решить, как поступить с этой выручкой: выдать ли ее всю официанту, распределить между несколькими сотрудниками либо вообще оставить в кассе.

— Ресторан обязан отразить чаевые как выручку, в том числе выдав клиенту чек на их сумму.

— Если официант получает бонус из чаевых, данная выплата является частью заработной платы и, значит, порождает обязанность уплаты ЕСН (или платежи, предусмотренные в иных системах налогообложения).

Что делать?

Из изложенного выше видно, что у ресторана имеются две альтернативы.

Вариант первый: оставить все как есть. То есть допускать получение чаевых официантом, если оно не доставляет работодателю хлопот и он на них не претендует. Это не противоречит сегодняшней практике и будет ей соответствовать, пока Налоговый кодекс дополнится статьей или пунктом о чаевых (либо не выйдет информационное письмо ФНС или ФСС о том, как поступать с ними исходя из текущего законодательства) и налоговики не научатся эффективно контролировать объем их получения.

Вариант второй: ресторан может сделать шаг к оформлению чаевых в качестве своей выручки. Какие выгоды это даст?

— Несколько повысятся обороты, что может оказаться ценным с точки зрения рейтинга заведения.

— Ресторан привлечет тех клиентов, для которых предпочитают вносить чаевые «по-белому», что позволяет оплачивать их кредитной картой, включать в состав представительских расходов, получать официальное подтверждение потраченной суммы в полном объеме.

— Повысится эффективность управления. Размер чаевых — важный показатель работы как официанта, так и предприятия питания в целом, и их контролируемое распределение позволит улучшить качество обслуживания.

— У контролирующих органов не возникнет к ресторану претензий, связанных с тем, что чаевые не отражаются в бухучете.

— Наконец, для работника «белые» чаевые — это и «белая» зарплата со всеми вытекающими последствиями в виде пенсий, пособий по соцстраху и т.д. Хотя, конечно, объем его «сиюминутных» доходов в данном случае снизится (ориентировочно на 40 процентов с учетом ЕСН, НДС и НДФЛ). Кстати, в европейских странах сейчас взят курс на снижение ставок налогов на чаевые. Возможно, когда-нибудь эта тенденция дойдет и до России.

Основных минусов у декларирования чаевых — два:

— Если у ресторана увеличивается выручка, может образоваться дополнительная прибыль, с которой так или иначе придется платить налоги.

— Выдавая сотруднику бонус из чаевых, необходимо вносить ЕСН. В данном случае стоит распределить вознаграждение так, чтобы налоговая нагрузка ложилась не на работодателя, а на работника, то есть выплачивать ему сумму за вычетом налогов.

Возможно, нежелание рестораторов декларировать чаевые связано с «техническими» трудностями. Однако данная задача вполне решаема: нужно только оформить документ, в котором клиент сможет указать, какую сумму он желает оставить в качестве вознаграждения персоналу. Делать это, конечно, надо не только грамотно с юридической и бухгалтерской точки зрения, но и творчески, чтобы гость заинтересовался нововведением, а не испугался его.
Андрей КАШИН, юрист, аудиторская компания «Корсаков и партнеры».

Источник: Ресторанные ведомости, №05 (109) май 2007


Опубликовано:
27/05/2011

Рекомендуем

Рекомендации

Кухня есть кухня

О специфике F & B направления в отелях демократичного сегмента
Маркетинг

Социальные сети: с чего начать?

Все нюансы digital-маркетинга
Менеджмент

Как увеличить популярность профессии?

Для теперешних соискателей популярность профессии далеко не всегда связана с материальной мотивацией
Рекомендации

Пять шагов к бережливому ресторану

Алгоритм создания ресторана без потерь от Марселя Зиганшина, руководителя «Университета Додо» (международная сеть сеть «Додо Пицца»)
Рекомендации

Как сделать так, чтобы персонал хотел работать лучше и приносить вам больше прибыли?

iiko поможет наладить коммуникации в коллективе и автоматизировать рутину
Рекомендации

Как накормить 15 миллионов немцев

Кантина (kantine) - столовая по-немецки