Чаевые «по-белому»: pro et contra

С точки зрения управления персоналом чаевые — вариант мотивации, который при обязательности их уплаты исчезает. Стоит ли оформлять вознаграждение, получаемое официантами? И если да, то как?

Вознаграждение официанту приветствуется, но остается на Ваше усмотрение» — эту сакраментальную фразу в большинстве российских ресторанов печатают на счете или помещают в рамочке на приметном месте. Чаевые достаются официанту, их получение никак не фиксируется. В некоторых ресторанах вознаграждение персоналу включают в счет. Именуется оно, как правило, «плата за обслуживание» и составляет 5—10 процентов от суммы заказа. То есть чаевые трактуются как часть прибыли предприятия. Невысокая популярность такого хода объясняется тем, что его не одобряют клиенты, лишенные возможности выбора. Кроме того, с точки зрения управления персоналом чаевые — вариант мотивации, который при обязательности их уплаты исчезает. Так стоит ли оформлять вознаграждение, получаемое официантами? И если да, то как?

Буква закона

Отношение государственных органов к правовому статусу чаевых неоднозначно, судебная практика по этому вопросу невелика. Среди основных документов — постановление ФАС ЦО от 22 июля 2003 г., вынесенное по делу №А54-618А/03-С21 как итог двух диаметрально противоположных судебных решений. Причиной привлечения ресторана к административной ответственности послужила проверка, сопровождавшаяся «контрольной закупкой» с уплатой чаевых. В итоге арбитражный суд пришел к выводу, что «сумма чаевых не является по своему существу платой за товар или оказанные услуги, может расцениваться лишь как премиальные, предназначенные лично официанту». Но данное постановление допускает и обратный вариант, если предназначенность чаевых ресторану следует из обстоятельств дела. Аналогично рассуждает и Управление ФНС (до 09.03.2004 — МНС) по г. Москве (письмо от 27 февраля 2001 г. №03-12/9764).

Таким образом, необходимости отражать получение чаевых, если они не попадают в кассу предприятия питания, нет. Однако дискуссии на эту тему ведутся, и, судя по опыту других стран, рано или поздно рестораторов заставят «обелить» чаевые. Это видно даже из анализа текущей практики: на сегодняшний день документы скорее ставят проблему, чем дают окончательное решение. Вдобавок свое слово еще не сказали органы занятости, социального и пенсионного страхования. Между тем чаевые с зарплатой связываются как минимум интуитивно.

Американский счет

На Западе необходимость декларирования чаевых и уплаты с них налогов признана давно. Так, в США они считаются частью зарплаты официантов, тем не менее уплачиваются ресторану и составляют его выручку. Согласно закону о федеральных страховых выплатах (Federal Insurance Contributions Act) работодатель должен платить взносы в размере 7,65 процента от сумм чаевых и еще столько же удерживать с работника. Тот, соответственно, обязан декларировать работодателю вознаграждение, которое он получил наличным, по специальной форме (Form 4070, Employee’s Report of Tips to Employer), а потом предъявлять требование к их возврату (Form 8027, Employer's Annual Information Return of Tip Income). По всей видимости, данная схема — результат лоббирования вопроса профсоюзами официантов.

Основной проблемой, с которой столкнулись американцы, является то, что персонал не всегда сообщает работодателю о чаевых. Тут практика расходится. В некоторых штатах рестораны платят налоги только с тех чаевых, которые были учтены, — либо в безналичном порядке, либо наличными при декларировании их получения официантами. В других используется «непрямой» (indirect) метод, построенный на «среднем размере чаевых». Его авторы утверждают, что он позволяет узнать сумму вознаграждений за продолжительный период с достаточной степенью точности. В случае если она оказывается выше той, которая декларируется рестораном, с него могут потребовать доплатить страховые взносы. Социальных благ официантов это не увеличивает, поскольку нарушение произошло ввиду сокрытия ими сведений о получении чаевых.

Принятый в Штатах порядок представляется несколько противоестественным, поскольку работодатель в этом случае не контролирует зарплату персонала и обязан безропотно выплачивать взносы. В результате чем больше чаевых получает официант, тем больше платит ресторан.

Награда в поисках героя

Юридически объяснить природу чаевых крайне трудно, поскольку не до конца понятно, кому и за что они платятся. Сам факт их уплаты говорит о том, что у кого-то возникает доход, который в большинстве случаев является объектом налогообложения. Однако вопрос, чей же это доход, остается открытым. Конечно, чаевые можно рассматривать как вознаграждение, которое клиент платит официанту, если доволен его работой. В этом случае официант обязан продекларировать чаевые и уплатить с них налог на доходы физических лиц по принятой ставке (в РФ — 13 процентов). Такой порядок мало соответствует интересам работника. Уплаченный налог не повлияет на величину его пенсии, государственных пособий и т.д. Единственное, что он приобретает, — официальное подтверждение доходов, которое может потребоваться ему, например, при выезде за границу либо при предъявлении гражданских требований в спорах о возмещении вреда жизни и здоровью.

Еще один момент, проистекающий из такого подхода. Если рассматривать чаевые как вознаграждение, которое клиенты регулярно уплачивают лично официанту, то его деятельность следует считать предпринимательской: согласно п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса она определяется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли». По закону, заниматься такой деятельностью гражданин может, только пройдя регистрацию его в качестве индивидуального предпринимателя. Согласитесь, идея регистрации официанта как ПБОЮЛ просто абсурдна.

Однако и интерпретировать уплату чаевых как аспект взаимоотношений официанта и клиента, к которым ресторан не имеет касательства, означает достаточно сильно лукавить, искусственно дистанцируясь от ряда обстоятельств. Во-первых, уплата чаевых производится не просто так, а за работу — кстати сказать, не только за вежливость официанта, но и за расторопность повара, улыбку хостес и так далее, вплоть до директора заведения, которому удалось все это организовать. Во-вторых, работа, за которую платятся чаевые, — это исполнение прямых должностных обязанностей официанта в соответствии с трудовым договором, заключенным между ним и предприятием питания. В-третьих, вознаграждение он получает не как частное лицо. Официант действует от имени ресторана, и именно ресторану клиент будет высказывать претензии, если недоволен качеством обслуживания. В-четвертых, если предложение оставить чаевые отражено в счете — платежном документе ресторана, их уплата технически соединена с расчетом за заказ. Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод: клиент платит чаевые в первую очередь ресторану, а не официанту. Следовательно:

— Ресторан вправе решить, как поступить с этой выручкой: выдать ли ее всю официанту, распределить между несколькими сотрудниками либо вообще оставить в кассе.

— Ресторан обязан отразить чаевые как выручку, в том числе выдав клиенту чек на их сумму.

— Если официант получает бонус из чаевых, данная выплата является частью заработной платы и, значит, порождает обязанность уплаты ЕСН (или платежи, предусмотренные в иных системах налогообложения).

Что делать?

Из изложенного выше видно, что у ресторана имеются две альтернативы.

Вариант первый: оставить все как есть. То есть допускать получение чаевых официантом, если оно не доставляет работодателю хлопот и он на них не претендует. Это не противоречит сегодняшней практике и будет ей соответствовать, пока Налоговый кодекс дополнится статьей или пунктом о чаевых (либо не выйдет информационное письмо ФНС или ФСС о том, как поступать с ними исходя из текущего законодательства) и налоговики не научатся эффективно контролировать объем их получения.

Вариант второй: ресторан может сделать шаг к оформлению чаевых в качестве своей выручки. Какие выгоды это даст?

— Несколько повысятся обороты, что может оказаться ценным с точки зрения рейтинга заведения.

— Ресторан привлечет тех клиентов, для которых предпочитают вносить чаевые «по-белому», что позволяет оплачивать их кредитной картой, включать в состав представительских расходов, получать официальное подтверждение потраченной суммы в полном объеме.

— Повысится эффективность управления. Размер чаевых — важный показатель работы как официанта, так и предприятия питания в целом, и их контролируемое распределение позволит улучшить качество обслуживания.

— У контролирующих органов не возникнет к ресторану претензий, связанных с тем, что чаевые не отражаются в бухучете.

— Наконец, для работника «белые» чаевые — это и «белая» зарплата со всеми вытекающими последствиями в виде пенсий, пособий по соцстраху и т.д. Хотя, конечно, объем его «сиюминутных» доходов в данном случае снизится (ориентировочно на 40 процентов с учетом ЕСН, НДС и НДФЛ). Кстати, в европейских странах сейчас взят курс на снижение ставок налогов на чаевые. Возможно, когда-нибудь эта тенденция дойдет и до России.

Основных минусов у декларирования чаевых — два:

— Если у ресторана увеличивается выручка, может образоваться дополнительная прибыль, с которой так или иначе придется платить налоги.

— Выдавая сотруднику бонус из чаевых, необходимо вносить ЕСН. В данном случае стоит распределить вознаграждение так, чтобы налоговая нагрузка ложилась не на работодателя, а на работника, то есть выплачивать ему сумму за вычетом налогов.

Возможно, нежелание рестораторов декларировать чаевые связано с «техническими» трудностями. Однако данная задача вполне решаема: нужно только оформить документ, в котором клиент сможет указать, какую сумму он желает оставить в качестве вознаграждения персоналу. Делать это, конечно, надо не только грамотно с юридической и бухгалтерской точки зрения, но и творчески, чтобы гость заинтересовался нововведением, а не испугался его.
Андрей КАШИН, юрист, аудиторская компания «Корсаков и партнеры».

Источник: Ресторанные ведомости, №05 (109) май 2007


Опубликовано:
27/05/2011

Рекомендуем

Менеджмент

Кто отвечает за будущее?

Большой бизнес требует научного подхода
Рекомендации

Какие отчеты и как смотреть собственнику ресторана для принятия управленческих решений

Правильно разработанный и внедренный финансовый учет на любом предприятии, в том числе и в ресторанном бизнесе – это ключ к успеху
Рекомендации

Как экономить благодаря правильному контролю над финансами ресторана

Важнейшим фактором, определяющим успешность ресторана, является умение грамотно настроить систему управления финансами
Рекомендации

Классовые различия

Меню кондитерских изделий должно четко соответствовать классу заведения
Менеджмент

Всем — профилактика

Важно не бороться с воровством, а заниматься построением таких систем, которые будут носить профилактический характер