стоп-кризис |  Апрель 2020

Почему государство должно помочь бизнесу в «уникальной ситуации»

Критический минимум уже наступил

Почему государство должно помочь бизнесу в «уникальной ситуации»
Ордовский-Танаевский Бланко Ростислав
Основатель холдинга «Росинтер», председатель Совета директоров и основной акционер-бенефициар

Во время нынешнего кризиса приостановлен источник доходов как у бизнеса, так и у населения. И это только начало, так как впереди нас ждет время, когда предприятиям нужно будет платить аренду и налоги, людям выплачивать ипотеку, исполнять долговые обязательства. Но это станет невозможным!

В ЧЕМ УНИКАЛЬНОСТЬ СИТУАЦИИ?

Те меры, которые помогли нам выстоять во время предыдущих кризисов — оптимизация бизнес-процессов с целью сокращения затрат, поиск иных источников доходов через разработку новых предложений и меню, пересмотр форматов ресторанов, — еще три недели назад казались актуальными. Но сегодняшнее «уникальное положение» отличается от предыдущих кризисов тем, что невозможно достичь положительного cash flow, так как нет источника доходов. В России отток гостей стал заметен в конце февраля — начале марта. Сначала 10–20% по отношению к прошлому году, сейчас — 100%. Ситуация менялась ежечасно, она была похожа на снежный ком, который стремительно катится в пропасть. Но дна пропасти еще не видно... На первых порах пересматривали меню и графики работы персонала, перестраивали закупки, затем останавливали работу ресторанов в закрывающихся локациях. Впервые в тридцатилетней истории «Росинтера», который прошел все кризисы современной России, рестораны закрыты совсем. Остановился весь мир.

Бóльшая часть общества — и население, и предприятия — в текущем, 2020 году недосчитается доходов за несколько месяцев (надеюсь, только двух, но возможно, и более).

БОРЬБА ЗА ВЫЖИВАНИЕ

Не попадая под меры для малого и среднего предпринимательства (МСП), вы теряете поддержку государства.

Скидки и отсрочки по аренде. Это практически первое, с чего мы начали. И, надо сказать, осознание необходимости или даже неизбежности этой меры у разных структур происходило по-разному. Где-то на уступки шли сразу, а некоторые арендодатели, в особенности крупные московские торговые центры, до последнего требовали платить аренду, обосновывая это тем, что ТЦ открыт и работает, в то время как люди посещали только продуктовые магазины. Несмотря на то что ситуация с решением вопроса об аренде становится более или менее понятной, наши коллеги по рынку все еще получают письма от многих торговых центров, которые оставляют за собой право требовать арендную плату. Конечно, в данной ситуации мы ожидаем четкого и однозначного признания органами власти того, что мы находимся в состоянии форс-мажора, а значит, следует приостановить действия договоров аренды и коммерческих договоров для всех участников рынка: арендаторов, арендодателей, их контрагентов.

Налоги. Несмотря на ряд принятых решений, налоговые подразделения пока ждут конкретных разъяснений, чтобы принять соответствующие меры. Лучший способ в данной ситуации — использовать опыт других стран и ввести мораторий, или налоговые каникулы, на период от 90 до 180 дней в зависимости от длительности кризиса.

Общая система налогообложения (ОСНО). Разработано немало правильных мер для МСП, но туда не попали многие компании, работающие в ОСНО. Они окажутся в еще более тяжелом положении, чем индивидуальные предприниматели или те, кто работает по упрощенной системе налогообложения (УСНО), так как налоговая база для них гораздо больше.

ДОСТАВКА — СПАСЕНИЕ ИЛИ УТОПИЯ?

Для тех ресторанов, где доставка являлась основным источником доходов, она, конечно, остается актуальной. Для всех остальных не сможет покрыть даже прямые расходы на зарплату и на саму курьерскую службу. И несмотря на то, что сегодня все пытаются доставку увеличить, это лишь капля в море. Но все-таки капля!

Анализ сегодняшней ситуации говорит о том, что население в основном обеспечивает себя продуктами, которые покупает в магазинах, или использует запасы, заметно ограничивая при этом другие расходы и платежи, в том числе заказ еды из ресторана на дом. К тому же, если ресторан ранее не осуществлял доставку, ему потребуется несколько месяцев, чтобы начать эту деятельность, и первые результаты появятся уже после завершения кризисной ситуации.

С 28 марта, то есть с начала карантинных каникул, мы не зарабатываем деньги. Небольшой доход приносят лишь несколько ресторанов, которые работают на доставку в Москве и в регионах России. Данный формат у нас действует давно: используем и собственную службу, и работаем через агрегаторов. Тем не менее все уже ввели новые форматы онлайн-обслуживания, соответствующие ситуации, например, бесконтактную доставку, специальные блюда для детей, которые, как и все, вынуждены сидеть дома.

Но необходимо подчеркнуть, что эти доходы не покрывают даже затраты на ФОТ сотрудников кухни, которые выходят на работу и готовят блюда для доставки и навынос, а также курьеров, которые доставляют заказы.

ВОСПРЯНЕТ ЛИ РОССИЯ ПОСЛЕ КРИЗИСА?

Россия проходила и более сложные кризисы, но для последних двух поколений, живущих в мирном состоянии и привыкших к неограниченному потреблению, это явно «уникальная ситуация». После снятия режима изоляции может сложиться следующая картина: очень много бизнесов, связанных с общественным питанием, торговлей, бытовым сервисом, туризмом и прочим, будут не в состоянии платить аренду по прежним ставкам и просто закроются. Но замены им нет. Таким образом, если стоимость аренды сохранится на докризисном уровне (начало марта), очищение рынка окажется очень масштабным. И самыми популярными «торговыми марками», которые будут мелькать на улицах городов, станут «Аренда» и «Продажа».

В Великобритании, Испании, Италии кризис начался раньше, чем в России, и правительства этих стран приняли финансовые меры, которые позволяют сохранить денежный поток, главным образом через пособия по безработице и социальные выплаты населению, путем предоставления различных финансовых инструментов банкам, у которых также будет огромное количество долгов по оплате кредитов, выданных на строительство коммерческих или жилых объектов, потребительских долгов по ипотеке, по коммерческим кредитам и другим обязательствам.

В Китае, который пошел по пути закрытия на карантин, уже начинают открываться рестораны, но товарооборот пока минимальный — 10–20% от до кризисного уровня. А Япония, до начала апреля планировавшая обойтись без режима самоизоляции, все же присоединилась к мировому карантину.

Я очень надеюсь, что правительство РФ учтет меры и механизмы поддержки людей и бизнеса, которые принимаются в разных государствах, и использует собственный опыт, накопленный в ходе последних кризисов. Отрасль попала под очень серьезный удар: у кого-то перелом позвоночника, большинство в коме… 

Опубликовано:
23/04/2020

Рекомендуем

В фокусе

V Всероссийский Конгресс Рестораторов ТОП-100 начал прием заявок

Топ-100 идей получат признание профессионалов отрасли 28 февраля — 2 марта в Москве
В фокусе

Как бенчмаркинг в Самаре возбудил российских рестораторов…

2022-й год завершился выездом проекта «G10. Рестораторы России. Опыт лидеров» в Самару, где нас принимала ГК «Поляна»
Рейтинги

Кто получил «Пальмовую ветвь», а кто — пальмовой ветвью…

«Пальмовую Ветвь» вручили намедни в КЗ «МИР» на Цветном лучшим в ресторанной индустрии. Отрадно, что почтили премию своим присутствием регионы, но, пожалуй, полнее всего представленными, помимо Москвы, были в этом году Нижний и Красноярск
Рейтинги

Самые важные заведения Калуги

ТОП-10 самых значимых заведений Калуги по мнению журнала «Ресторанные Ведомости»
В фокусе

Известный ресторатор Денис Иванов открыл кофейню в Тюмени

Денис Иванов, запустивший ресторан #СибирьСибирь в квартале «1А Первомайская», продолжает экспансию в тюменском регионе. Теперь это кофейня Bake Up
В фокусе

«Ресторанные экспедиции с Ресторанными ведомостями»: глубокое погружение рестораторов в гастрономические особенности регионов России

Мир стремительно меняется и требует от ресторанного бизнеса постоянно поднимать планку и искать новые источники вдохновения. Поэтому именно сейчас информационная группа «Ресторанные ведомости» запустила новый Этно-Гастро-Бизнес-проект «Ресторанные экспедиции». 27 сентября рестораторы со всей России отправились в путешествие, расширяющее горизонты, вместе с ресторанами Супра и Zuma (Владивосток)