алкоголь |  Декабрь 2019

Выплеснуть деньги с вином

О регулировании продажи алкогольной продукции в ресторанах

Выплеснуть деньги с вином
Котюсов Александр

Ресторатор, глава представительства ФРиО в Нижнем Новгороде

Сегодня в ресторанном сообществе активно обсуждаются грядущие изменения в статье 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Эта статья регламентирует продажу алкоголя на предприятиях общественного питания, и любые ее изменения автоматически затрагивают жизнь десятков тысяч ресторанов, кафе, баров, сотен тысяч их работников и миллионов посетителей.

Более года назад я писал, что в недалеком будущем со стороны государства начнется активное наступление на все предприятия общественного питания, расположенные в многоквартирных домах. Наступление, формально продиктованное благими намерениями по закрытию так называемых разливаек и капельниц, то есть псевдопредприятий общественного питания, на деле неизбежно рано или поздно коснется всех, кто торгует алкоголем в многоквартирных домах. Тогда я сам считал, что сгущаю краски. Но жизнь традиционно оказалась жестче. Вроде бы фантастические прогнозы начали сбываться уже через год, причем в самых страшных вариантах. Но обо всем по порядку.

ЛОГИКЕ ВОПРЕКИ

Ни для кого не секрет, что в выручке любого предприятия общественного питания алкоголь занимает важное место. В классических ресторанах доли продаж алкоголя составляют 20–30%, а в барах могут доходить и до 80–90%. Любые ужесточения правил его продажи в сегодняшней непростой финансово-экономической ситуации ставят рестораны на грань выживания, а полный запрет реализации неминуемо ведет к закрытию. Люди во всем мире привыкли, что ресторан — это место, где кормят и наливают. Даже самые закоренелые трезвенники согласятся с тем, что, выбирая ресторан с алкогольной картой или без нее, подавляющее большинство граждан выберет первый вариант, во всяком случае, если речь идет об ужине, а не о перерыве на бизнес-ланч.

Государство постоянно говорит о поддержке малого бизнеса и об отмене мешающих ему законов. Слова о регуляторной гильотине в начале года прозвучали из уст Председателя Правительства. Каково же было всеобщее удивление, когда появился странный законопроект, нарушающий всю логику развития ресторанного бизнеса в стране. Формально он звучит не страшно. Предлагается запретить торговать алкоголем (напомним, что к алкоголю в России относят и пиво) в барах и ресторанах, в которых площадь торгового зала менее 20 м2 и которые находятся в многоквартирных жилых домах (а к таковым относятся дома, где есть более чем одна квартира). Тут, кстати, не лишне будет напомнить, что 10–15 лет назад в России начался массовый снос всех мини-маркетов и массовое «переселение» их на первые этажи жилых домов. Выкупались квартиры, которые позже превращались в те самые капельницы и разливайки. Государство изначально само поощряло подобный переезд, предлагая ускоренную процедуру переоформления квартир из жилого фонда в нежилой.

Благодаря этому сегодня в стране достаточно много баров, располагающихся в подвалах и на первых этажах многоквартирных домов на площади менее 20 м2, и поэтому очевидно, что действие законопроекта их затронет. Кроме того, в случае принятия закон обретет ярко выраженный политический оттенок, ведь уже сегодня разработчики законопроекта предлагают передать право определения конкретной цифры метража на уровень региональных и (по традиции) муниципальных властей, а значит, любой мэр или губернатор получит возможность увеличивать метраж в зависимости от даты приближающихся выборов и желания понравиться своим избирателям — найти жильцов, которые поддержат существование в своем доме общепита, потенциально грозящего шумом, крысами, тараканами и запахами, достаточно сложно.

ДУБИНА ДЛЯ РЕСТОРАНА

Впрочем, в законопроекте важнее другое. Сегодня практически все внимание ресторанной общественности сосредоточено на той части статьи, где речь идет о пресловутых двадцати метрах. Лично мне кажется, что данный пункт, по замыслам идеологов закона, призван отвлечь внимание от другого пункта законопроекта, который имеет судьбоносное значение для всего ресторанного бизнеса и по странному стечению обстоятельств практически не обсуждается.

В случае принятия этот пункт будет звучать следующим образом: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции». В действующей редакции закона фраза эта заканчивается словами: «за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания». Нетрудно заметить, что в новой редакции речь идет не о многоквартирных домах и не о помещениях с площадью, выраженной в квадратных метрах, а о любых ресторанах, барах, кафе, расположенных в любой точке города или области. Данной поправкой региональным (а они, если захотят, передадут это на муниципальный уровень) властям дается страшная дубина, которой при безграмотном использовании может быть уничтожена вся ресторанная отрасль. Региональные власти, мотивируя свои действия заботой о народе, способны запретить торговлю алкоголем практически в любом ресторане. Например, в расположенном на пешеходных улицах или в торговых центрах, возле пляжей и театров, парков и набережных. Сейчас все это кажется абсурдным, и мне снова хочется верить, что власть в первую очередь руководствуется разумом и стремлением поддержать малый бизнес. Вот только большой опыт работы в отрасли эту веру практически сводит к нулю.

Единственное, в чем я не сомневаюсь, так это в том, что благодаря на редкость коррупционной трактовке фразы «вправе устанавливать дополнительные ограничения» ресторанный бизнес в России не утонет окончательно. Ведь право можно применять выборочно. Вот только это будет стоить общественному питанию денег! Больших денег!    

Опубликовано:
19/12/2019

Рекомендуем

В фокусе

Индустрия питания: новая реальность

Как выживает рынок во время вирус-кризиса? Узнайте в нашем апрельском номере!
В фокусе

Россия – Франция 1:1

Где пекарням легче выживать в конкурентной среде?
В фокусе

Спецпроект Информационной группы Ресторанные ведомости

Прогнозы развития рынка фуд-сервиса / Тренды-2020
В фокусе

Тренды ресторанного бизнеса 2020-2021

Инна Щепетова о том, как заслужить доверие и интерес гостя к заведению
В фокусе

Удался ли фокус?

О корнерах, гастромаркетах и гастроэнтузиастах