франчайзинг |  Ноябрь 2014

Тенденции российского франчайзинга

Отечественный франчайзинг отличают две особенности: преобладание фастфуда, которое мы наблюдаем в течение продолжительного времени, и наметившийся недавно тренд на освоение нового направления — хостелов

Тенденции российского франчайзинга
Сойак Екатерина
Генеральный директор компании EMTG (организатора выставки франшиз BUYBRAND Expo)
Активное развитие фастфуда положительно влияет на весь российский франчайзинг, поскольку этот рынок движется вперед исключительно за счет западных технологий. В данном сегменте присутствует большое количество брендов из США, в меньшей степени — из Европы, но и те, и другие обладают колоссальным опытом в отрасли.

Некоторые американские концепции (Subway или «Макдоналдс») показывают в России высокую динамику, задают планку качества, являются примером, к которому стоит стремиться. Западные тренды приходят в страну каждый год. Новички 2014-го: международный бренд сэндвичей родом из Техаса — Schlotzsky’s, американская сеть пекарен Pretzelmaker, которую развивает пермская компания «Алендвик», нью-йоркские кондитерские Magnolia Bakery и т.д.

Хостелы также развиваются ударными темпами, в этом сегменте можно отметить такие сети, как Bear Hostels, Da!Hostel, «Кофехостел», «Достоевский». Совсем недавно в Москве открылся Privet hostel. Не все из них работают по франчайзингу, но это вопрос времени.

В остальном российский франчайзинг эволюционирует так же, как и в других странах: преимущества этой формы ведения бизнеса понимают все больше предпринимателей, растет число местных концепций. Если десять лет назад на выставке франшиз BUYBRAND Expo свои проекты демонстрировали в основном иностранные компании, а российских было всего 10–15 процентов, то в этом году соотношение почти противоположное: 30 процентов — иностранные участники, 70 — российские. Хотя справедливости ради надо отметить, что многие из отечественных экспонентов являются мастер-франчайзи зарубежных фирм. В целом тенденция очевидна: не только в Москве, но и в регионах франчайзинг становится распространенным способом продвижения брендов.


Виды и особенности франчайзинга

Приобретая франшизу, вы можете стать франчайзи или мастер-франчайзи. В первом случае вы получаете право открыть одну, а впоследствии две, три или больше точек, во втором — становитесь обладателем эксклюзивного права развивать данный бренд на территории определенного региона (города, страны, нескольких стран). Большинство западных концепций в России продвигают отечественные компании, купившие мастер-франшизы. У некоторых мастер-франчайзи есть право продажи в субфранчайзинг. В этом случае они несут ответственность не только за себя, но и за тех, кому перепродали франшизу. В итоге рядовой предприниматель, купивший франшизу на открытие проекта, общается либо с представителем франчайзера на данной территории, то есть с мастер-франчайзи, либо с головной компанией, которая находится где-нибудь в Колорадо, — в этом и заключается разница между обычной франшизой и мастер-франшизой.

Еще существует так называемый мягкий франчайзинг, в котором отсутствуют роялти и паушальный взнос. Этот вид бизнеса работает в основном в рознице, где вся прибыль «зашита» в стоимости товара.

Не так давно появился «обратный франчайзинг», его в последнее время продвигает Х5 RETAIL GROUP. Технология следующая: франчайзер передает франчайзи права пользования товарным знаком и комплекс исключительных прав на объект франчайзи, а также поставляет полный ассортимент товаров по агентскому договору. По итогам реализации товара франчайзер выплачивает франчайзи агентское вознаграждение.


Минимизация рисков

Предприниматель, собирающийся подписать франчайзинговое соглашение, должен узнать сроки окупаемости данной концепции, а также просчитать все свои расходы на первоначальном этапе, включая паушальный и маркетинговый взносы и роялти. Надо понять, как будут строиться отношения с поставщиками, то есть будет ли франчайзер жестко ограничивать франчайзи в выборе контрагентов и повлияет ли это ограничение на себестоимость продукта. Необходимо также поинтересоваться у франчайзера его планами: собирается ли он вносить изменения в основное меню, проводить модернизацию, связанную с дополнительными расходами для франчайзи и т.д. Если все учтено и просчитано, есть ответы на все вопросы, то риск, связанный с франчайзингом, минимален. Дальше, как и в обычном бизнесе, на первый план выйдут такие факторы, как местоположение, управление, кадры и т.д.


Проблемы и решения

В России традиционно существуют сложности с получением кредитов на развитие бизнеса. Если же мы говорим о сфере HoReCa, следует отметить еще и кадровые проблемы. Что касается сегодняшнего дня, то общая экономическая напряженность и нестабильность не самым положительным образом влияют на весь отечественный бизнес. Однако в непростые времена, когда все ищут точку опоры, франчайзинг становится еще более востребованным. Ведь франчайзинг — это присоединение к большому и сильному бренду с проверенными схемами, надежными и отработанными инструментами. Предприниматели это прекрасно понимают и начинают чаще вкладываться не в собственные стартапы, а во франшизы.

Франчайзинг в нашей стране регламентируется 54-й статьей Гражданского кодекса. Два года назад Российская ассоциация франчайзинга внесла в нее довольно существенные поправки, после чего она стала рабочим и адекватным инструментом регулирования взаимоотношений в данной сфере.

К сожалению, поддержки франчайзинга в России на государственном уровне не существует.


Популярные бренды

Сегодня на волне патриотизма все больше предпринимателей отдает предпочтение отечественным франчайзерам. Возможно, это связано и с некоторыми опасениями относительно того, стоит ли ввязываться в долгосрочные отношения с иностранным брендом в нынешней геополитической обстановке. Однако у бизнеса не должно быть национальности — все зависит от того, насколько грамотно прописано и реализовано франчайзинговое предложение, четко и профессионально осуществляется управление сетью. Именно на это и стоит обращать внимание при выборе франшизы. Нужно отметить еще один момент: по-прежнему наиболее актуальны концепции, не требующие больших вложений, быстро окупаемые франшизы, то есть, говоря об общественном питании, мы опять возвращаемся к сегменту фастфуда.


Перспективные регионы

Разумеется, наиболее привлекательны для бизнеса города-миллионники, но и конкуренция в них очень высокая. Исключение — Дальний Восток. Там есть где развернуться, ведь большинство западных концепций осваивают территории до Урала, а дальше не идут — слишком далеко. Так что этот регион имеет все шансы показать положительную динамику в ближайшем будущем.

Крым, разумеется, тоже весьма перспективен. Его будут развивать, причем очень быстро, а оперативно внедрить большое количество работающих технологий позволяет именно франчайзинг. Поскольку это туристическая зона, то первым сегментом, демонстрирующим рост, станет гостиничный бизнес, в том числе и хостелы. Вслед за ними подтянутся сфера услуг и общепит: кафе, рестораны, фастфуд. Ситуация в Крыму, конечно, непростая, но она привлекательна для предпринимателей.



Опубликовано:
30/11/2014

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба