меню |  Июль 2014

На что способно меню

Десять лет назад, помнится, делал я в журнале обзор ресторанных меню, который так и назывался — «Меню! Как много в этом звуке…». Тогда еще рестораторы относились к меню просто как к инструменту информирования гостя об имеющихся в ресторане блюдах. 

То ли дело время нынешнее. Сегодня меню — это и концептуальная часть дизайна, и способ развлечения гостя, и важнейший инструмент продаж, и средство продвижения… За десять лет я обзавелся большой коллекцией этих частей, способов, инструментов и средств. Где-то любопытные меню мне дарили, где-то я сам их, чего уж греха таить, подворовывал… 

Вот передо мной, например, любопытная «простынка» из мюнхенского ресторана Н… Собирался я в столицу Баварии на Октоберфест, и приятель мне говорит: «Будешь в Мюнхене, обязательно пойди на улицу Сенлиндгер Штрассе, найди дом номер 23, и там будет ресторан Н… Закажи в нем блюдо под номером 214. Свиные ребра в темном пиве. Не пожалеешь!». 

И вот я оказываюсь в городе, где сотни пивняков на каждой улице и заходи в любой — не обманешься, но, как маньяк, ищу эту самую Сенлиндгер Штрассе. А на ней дом 23, где действительно уже два века расположен ресторан-пивоварня Н… Захожу; мне сразу: «Вам меню на каком языке?» — «А на русском есть?» — «Конечно!». И выдают лист формата А3. С одной стороны — картинки и рассказ об истории пивоварни. С другой — собственно меню. И написано: «Это меню вы можете забрать с собой». 

То есть год назад мой друг побывал в этом заведении, взял на память меню, и через год эта бумажка стоимостью в печати 10 центов принесла ресторану 70 евро… 

А вот меню одного из лучших краснодарских ресторанов — «Е…». Выполнено в виде газеты (это модно сейчас в заведениях исторических), и на самой первой странице — «Карта нашего мира», как обозначено не без изящества. Ну, в смысле — Краснодарского края. А на ней отмечено, из какого региона Кубани прибывает в ресторан барабулька, откуда — карп и пеленгас, где трудолюбивые фермеры выращивают для «Е…» кабачки с баклажанами, а откуда везут сюда творог и мед… Сразу хочется съесть абсолютно все, потому что ощущаешь — оно местное, свежее до безобразия, экологически чистое… 

Или меню из сиднейского ресторана S… Входящего в пятерку самых модных и популярных ресторанов города, между прочим… Вот вспомните меню в модном московском ресторане. Представили эту дизайнерскую папку? А тут — всего лишь сложенная в восемь раз бумажка с перечнем одиннадцати закусок, трех супов, четырех салатов, десятка основных блюд и пяти десертов. Все! Хотя, впрочем, нет. Еще в бумажечку вложен листок, на котором дополнительные семь блюд — те, которые шеф-повар готовит только сегодня. Никакого искусственного пафоса, никаких папок весом в полкило… Все внимание сконцентрировано только на сути — еде. 

Не всякое меню, однако, оказывается удачным, даже если его ваяли очень талантливые дизайнеры. Ведь дизайнерам что важно — придумать красивую идею и, радуясь собственной гениальности, ее реализовать. Чтобы другие дизайнеры кусали локти от зависти к таланту и полученному другими гонорару. Ну и вот передо мной меню ресторана паназиатской кухни из города Челябинска. 

В духе восточных представлений о Вселенной дизайнеры сделали его на трех листах, олицетворяющих три стихии. «Земля» — это еда, «Вода» — напитки и «Огонь» — табак, кальяны и прочие вредности. С точки зрения идеи, наверное, очень здорово; куда, правда, делся «Воздух», непонятно… Но исполнение! Фон всех трех частей меню — темно-коричневый. Это даже не цвет «детской неожиданности», это гораздо более мрачный оттенок. На буром фоне мелким шрифтом оранжевого (!) цвета по-английски (!) отпечатаны названия блюд. Почему по-английски? Во всем некогда закрытом городе Челябинске, по-моему, трех англичан не наберется… А под оранжевым текстом — русский перевод. Белым цветом и таким мелким шрифтом, что начинаешь подозревать, что у тебя проблемы со зрением… Прочитать русский текст и тем более выбрать из него что-то решительно невозможно! На подсознательном уровне начинаешь ненавидеть и место, в которое зашел, и весь этот непостижимо загадочный Восток… 

Но вернемся к меню «правильным». Создание у гостя положительных эмоций — главная задача летнего меню волгоградского кафе «К…». Ровно год назад я просто не мог его не украсть для своей коллекции. Оно рисованное (блюда в нем иллюстрируются не фотками, а рисунками) и выдержано в стиле игриво-эротическом. Все блюда именуются тут «кексами». «Мой первый кекс», «Кекс как повод для знакомства», «Утренний кекс», «Легкий, ни к чему не обязывающий кекс» и т.д. Учитывая, что основная аудитория заведения — молодежь, чьи мысли только и заняты тем, как сотворить по весне с кем-нибудь легкий, ни к чему не обязывающий «кекс», очень точное попадание! Гости рассматривают меню и ржут в голос. А это значит — и денег больше в кафе оставят, и еще раз сюда придут, и друзьям своим о заведении расскажут.  

Так что, друзья, выкидывайте в мусорное ведро из замусоленных файлов толстых папок «под кожу» листочки формата А4 и включайте фантазию! И будут у вас повышенные продажи, и все новые гости потянутся в ресторан, и выходить из него они станут, широко улыбаясь, и вообще да здравствует регулярный «кекс» независимо от времени года!


Опубликовано:
02/07/2014

Рекомендуем

Менеджмент

Кто отвечает за будущее?

Большой бизнес требует научного подхода
Рекомендации

Какие отчеты и как смотреть собственнику ресторана для принятия управленческих решений

Правильно разработанный и внедренный финансовый учет на любом предприятии, в том числе и в ресторанном бизнесе – это ключ к успеху
Рекомендации

Как экономить благодаря правильному контролю над финансами ресторана

Важнейшим фактором, определяющим успешность ресторана, является умение грамотно настроить систему управления финансами
Рекомендации

Классовые различия

Меню кондитерских изделий должно четко соответствовать классу заведения
Менеджмент

Всем — профилактика

Важно не бороться с воровством, а заниматься построением таких систем, которые будут носить профилактический характер