Июнь 2011

Straf

Бутик-отели продолжают свое победное шествие по миру. Кричащие цвета, авангардные формы, инновационные архитектурные и дизайнерские решения...

Straf

Эклектика как образ будущего

Бутик-отели продолжают свое победное шествие по миру. Кричащие цвета, авангардные формы, инновационные архитектурные и дизайнерские решения от известных мастеров завоевывают сердца новых поклонников. С каждым годом публика становится все более искушенной, а интерьеры постепенно превращаются в сплошные арт-объекты. По-другому и быть не может, особенно если речь идет об отелях и ресторанах при них в самых модных мировых столицах, где любят отдыхать дизайнеры, топ-модели и кутюрье.

Эволюция роскоши

Наступил новый век, новое тысячелетие, и вместе со всей планетой претерпел значительные изменения мир моды. Казалось бы, совсем недавно, в конце века двадцатого, существовала четкая граница между haute couture, haute cuisine и другими высокими сферами. Живописью занимались художники, одеждой — кутюрье, строительством — архитекторы, а заведения питания открывали, как правило, бывшие повара. Но в 2000-х модельеры вдруг увлеклись ресторанным бизнесом, архитекторы принялись ломать голову над оформлением блюд, а знаменитые рестораторы начали сотрудничать с дизайнерскими марками и домами мод. Мир роскоши стал более универсальным и космополитичным. В парижских и миланских бутиках компанию давних клиенток — сухопарых молодящихся француженок и экспансивных итальянок — разбавили веселые юные красавицы из Южной Америки и Восточной Европы. В лучших мировых ресторанах наряду с пожилыми немецкими парами стали попадаться жизнерадостные студенты-азиаты, а также загадочные восточные женщины в паранджах от Burberry. Европейские рестораторы потянулись в Японию и Китай, шеф-повара — в Гонконг и Австралию, модельеры — в Америку и Россию. Космополитизм, который, по сути, стал образом жизни, не мог не найти отражения и во всем том, что создает пространство для нее. Современная архитектура и дизайн — сплошная эклектика, причудливое переплетение стилей: западноевропейских барокко и ар-деко, японского минимализма, русского конструктивизма, американского поп-арта… Квинтэссенцию актуальных тенденций являют собой ультрамодные дизайнерские отели. Чтобы проникнуться духом современности, достаточно посетить Straf, совершенно особый отель, созданный в 2004 году Винченцо де Котиисом, известным итальянским архитектором, а по совместительству — дизайнером одежды haute couture. Straf находится в самом сердце Милана, в двух шагах от кафедрального собора, по соседству со знаменитым оперным театром La Scala и не менее популярной Виа Монтенаполеоне — самой дорогой улицей Италии, где представлены бутики всех мировых модных марок. Отель занимает здание постройки 1880 года, но любой миланский абориген конца XIX века, доведись ему попасть в Straf, испытал бы такой культурный шок, что Ferrari последней модели показался бы ему вполне обычной повозкой.

Отель-инсталляция

При работе над архитектурным проектом Straf его автор Винченцо де Котиис и владелец Амман Джиачи преследовали вполне определенные и понятные цели. Отель находится в самом центре Мекки мирового дизайна. Соответственно, его клиентуру образуют состоятельные туристы и предприниматели, приезжающими в Милан ради шопинга и многочисленных мировых выставок, посвященных всему, что имеет отношение к искусству дизайна. В ресторане, баре и конференц-зале отеля станут проводить будни люди, которые сами делают погоду в мире роскоши: архитекторы, художники, модельеры, модели, стилисты и т.д. Следовательно, Straf должен определенно отличаться от всех остальных местных гостиниц. Для достижения этой цели де Котиис не мудрствуя лукаво решил создать интерьер в своей фирменной манере, которую специалисты именуют modern-minimalismo. — Многие называют этот стиль интеллектуальным дизайном, — говорит Сара Манчино, заместитель генерального управляющего Straf. — Он представляет собой сочетание двух глубоко противоречивых направлений современного дизайна: hi-tech и naturism. При создании проекта были использованы самые несочетаемые составляющие: классическая итальянская архитектура и современная мода, инновационные материалы и раритетные вещи с историей. — Я приобрел здание несколько лет назад, — рассказывает Амман Джиачи, владелец Straf, — и в то время уже представлял себе, каким хотел бы видеть отель и ресторан при нем. Новый Straf должен был стать единой инсталляцией, воплощением нашей жизни в современном, ежеминутно меняющемся мире, который является совокупностью контрастов: природы и цивилизации, порядка и хаоса, вызова и элегантности... Идеи Винченцо де Котииса полностью совпали с моим видением. Абстрактную сюрреалистическую картину мира, которую он воплотил в Straf, сложно назвать типичной для миланской архитектуры. Но это настоящее произведение современного искусства.

Игра контрастов

Внешне здание Straf представляет собой образец традиционной колониальной архитектуры. Но за классической формой скрывается поистине авангардное содержание. — Straf открывает новую страницу в истории дизайнерских отелей, — утверждает Винченцо де Котиис. — Обычно, попадая внутрь даже самых авангардных гостиниц или ресторанов, мы воспринимаем интерьер всего лишь как фон. Немногочисленные выдающиеся предметы мебели, картины, скульптуры и даже гости служат деталями, на которых дизайнер пожелал сделать акцент. Но я решил пойти по иному пути и создать альтернативный вариант планирования пространства. Де Котиис изначально руководствовался одним-единственным методом — правилом исключения из правил. Непривычным здесь является все: мебель, причудливой формы полотна и сооружения, яркие световые пятна на стенах, на первый взгляд, не имеющие никакого логического объяснения. — Это место, которое разрушает стереотипы, сформированные поточным производством и серийным искусством, — продолжает Сара Манчино. — Отказ от привычной гармонии и одинаковых предметов прослеживается во всем: в зале ресторана с прислоненными к стенам грандиозными изогнутыми ржавыми пластинами, в украшенном «инопланетной» живописью баре, где роль столика выполняет огромный позолоченный и потертый сундук, а над стойкой завис гигантский пластиковый светильник времен 70-х, напоминающий летающую тарелку. Безусловно, центральная антитеза в концепции Straf заключается в противоречии внешнего облика здания интерьеру. Контраст деталей усиливает яркое первоначальное впечатление. «Конек» автора — применение в интерьере продуктов инновационных технологий. — В Straf многое сделано из материалов, изобретенных учеными совсем недавно, — говорит Винченцо де Котиис. — В основном это чрезвычайно гибкие и сверхпрочные полимеры. Но здесь есть и подлинные старинные ткани, отреставрированные предметы мебели и поверхности. Контраст материалов, структур, соединение старого и нового дают почувствовать течение времени. Несколько десятков лет назад кусок сукна был частью платья или обивки кресла, а сейчас он вновь обрел жизнь, став полотном, на котором написали картину для зала ресторана, или украсив барный стул. Этот прием дает возможность одушевить предметы, наделить их реальной историей и тем самым создать по-настоящему живую атмосферу. Список нетрадиционных материалов, использованных архитектором при создании интерьера Straf, довольно обширен. В их числе пористый шифер, ржавое железо, окисленная медь, полированная латунь, черный необработанный сланец, оплавленные, замутненные и напоминающие марлю стекла, поцарапанные кривые зеркала с ручной чеканкой. Во внутреннее убранство отеля перекочевали некоторые элементы «улицы»: необработанные цементные и бетонные покрытия, грубо покрашенные стены, фрагменты наружной деревянной обшивки и т.д. Еще один любимый прием де Котииса — вписывать предметы в необычную для них обстановку. Так, нагромождение старых металлических стульев времен 60-х превратилось в арт-объект и заняло центральное место в минималистском интерьере, а колонна викторианского стиля и картина-инсталляция из оплавленных линз стали мирно соседствовать в баре.

Территория чувств

Значительную роль в дизайне Straf играет освещение. Над его созданием инженерам из компании Mangiavacchi пришлось изрядно потрудиться. — Освещение было тщательно продумано для каждого квадратного метра пространства, — говорит де Котиис. — Сегодня в отеле функционируют десятки различных групп света: лампы, встроенные потолочные и скрытые в стенных нишах светильники, световые короба, люминесцентные элементы, подсветка картин и арт-объектов. В лобби-баре подсветкой ярко-розового цвета оборудованы даже диваны и кресла. При помощи множества разных групп света общая иррациональная картина мира, воплощенная в интерьере Straf, получила еще более явственное олицетворение. Во многих помещениях отеля, например, в залах ресторана, освещение служит также для объединения пространства. Красочный визуальный эффект создается при помощи длинных сияющих волокон, расположенных на стенах, и светильников направленного света, рассеивающих по стенам, полу и потолку яркие лучи всех цветов радуги. Для усиления визуального эффекта Винченцо де Котиис использовал звук — точнее, необычные ритмические акустические колебания. Порой в них можно узнать пение птиц, шелест листьев, человеческую речь. Иногда их громкость усиливается, затем вновь стихает. Время от времени они трансформируются в еле уловимые мелодичные переливы и неясный шум. Несомненно, увиденное и услышанное взбудоражит фантазию даже самого флегматичного гостя. Человек, который попадает в отель впервые, испытывает крайне противоречивые чувства: удивление, страх, раздражение, любопытство… Наверное, что-то подобное должны ощущать люди, которых увлекли на свой инопланетный корабль пришельцы. Именно такого эффекта и добивался архитектор. — Мне не так важно, что скажут об отеле коллеги или профессиональные критики, — говорит он. — Но я буду просто обескуражен, если хотя бы один из гостей не испытает никаких эмоций. На самом деле это не только вопрос моего профессионализма, но и тенденции времени. В современном дизайне эмоциональное воздействие постепенно берет верх над модой на те или иные архитектурные решения, формы, цвета. Можно сказать, что главная нынешняя тенденция — игра на чувствах зрителей. Каждое помещение в Straf, будь то холл, лобби-бар, гостевой номер или туалетная кабина, абсолютно уникально. Но самое яркое впечатление производят объекты художественного оформления, над которыми де Котиис трудился сам. Он превратил в арт-объекты не только предметы декора, не имеющие функционального применения, но и непосредственные фрагменты архитектуры отеля. Яркими вспышками в памяти остаются изогнутые, причудливого вида полотна из фактурного стекла, стертой меди или деревянных пластин, железная лестница с эффектом ржавчины. — Straf является членом ассоциации Design Hotels, в которую входят отели, имеющие нетрадиционную архитектуру и дизайн и тем отличающиеся от традиционных сетевых гостиниц, — рассказывает Сара Манчино. — Однако, несмотря на радикальность декора и присутствие крупногабаритных объектов художественного оформления, интерьер отеля отличается исключительным удобством для клиентов и персонала. Простота форм, свойственная минималистскому дизайну, облегчает функциональный подход к декору.

Simple design food

Созданием концепции двух ресторанов и бара в Straf занимались представители компании Studio Lenzi&Associati (Болонья). Один ресторан предназначен исключительно для постояльцев, второй открыт и для других гостей — за исключением дней, когда в Straf проводят специальные мероприятия, а они для отеля не редкость. — В ресторанах, баре и конференц-зале, а порой и во всех этих помещениях одновременно организуются самые разнообразные акции, — говорит Сара Манчино. — Это может быть презентация книги или новой коллекции prêt-a-porte, художественная выставка или даже выступление рок-группы. В кухне Straf, как и в интерьере, преобладает минимализм, подчеркиваемый выдающимися яркими дополнениями. — Мы не специализируемся на изысках высокой кухни, тем более что они сегодня не пользуются особой популярностью среди модной миланской публики, — рассказывает Сара Манчино. — Наша цель — предложить гостям легкие и простые блюда, в основном итальянской кухни. Конечно, меню дизайнерского отеля не может не содержать ярких, авангардных яств. Поэтому наш повар нередко преподносит гостям сюрпризы. Но это скорее исключение из правила. Сервис в Straf также простой — быстрый и без излишних «манер». Все наши гости могут выбрать между меню a la carte, легкими закусками и сэндвичами в баре. Многие постоянные клиенты любят перекусить именно там, сидя на высоких табуретах у стеклянной витрины. Между шестью и девятью часами вечера в баре сервируется типичный для столицы Ломбардии Milanese Aperitivo. Это трапеза представляет собой широкий выбор легких закусок, стоимость которых входит в цену напитков. Затем в ресторане начинают собираться любители позднего ужина. Многие проводят вечер с бокалом вина или коктейлем. Высокой популярностью в это время пользуется и особое чайное меню. Но, бесспорно, большинство гостей приходят в бар и ресторан не ради чая, вина или ужина. Их притягивает необычная атмосфера, созданная Винченцо де Котиисом. Именно ей Straf обязан неиссякаемым потоком туристов, которые покидают отель, чтобы обязательно сюда вернуться. Вот что написал один из гостей: «Straf — это отель будущего. Кажется, что ты прожил несколько дней не в гостинице чужого города, а на другой планете. Это вдохновенный сплав итальянской моды, экстрима и элегантности, комбинация одного из самых удачных проектов минимализма и классической архитектуры».

Дмитрий АЛЕКСЕЕВ

Опубликовано:
09/06/2011

Рекомендуем

Интерьеры ресторанов

Гений места

Гастропаб Pub lo Picasso, открывшийся на месте претенциозного ресторана Jerome&Patrice, представляет гастрономическое направление, пока не слишком широко представленное в столице – испанскую кухню
Интерьеры ресторанов

Правильное место for Bad Boys

Ресторатор Александр Затуринский и его команда Soul Kitchen открыли в Арбатском переулке гастробар Bad Boy Bar. В роли трех китов нового столичного проекта выступают бар, атмосфера и кухня
Интерьеры ресторанов

Pinch: кухня напоказ

Сегодня идея простоты возводится в культ. Яркий пример тому — открывшийся на Патриарших прудах ресторан Pinch. Его ДНК — это ограниченное пространство, аскетичный дизайн, ярко выраженный акцент на гастрономию
Интерьеры ресторанов

Florentini City Café

В Florentini City Cafe есть всё, чтобы почувствовать себя на родине ризотто и спагетти: просторные залы и обособленные зоны, мебель из натурального дерева, большое количество цветов, винный погреб и открытая кухня с дровяной печью...
Интерьеры ресторанов

Chillout с восточным акцентом

Строго говоря, новый ресторан «Коллекция food & chillout» на столичном Кутузовском проспекте вырос из проекта «Чайхана Коллекция» (он чуть-чуть не дотянул до своего двухлетия), сменившего концепцию и преобразившего как интерьер, так и кухню
Интерьеры ресторанов

«Оранж 3»: характер нордический

Проект, открывшийся летом прошлого года, демонстрирует новый для Maison Dellos концептуальный и гастрономический подход: четкая геометрия пространства, лаконичное меню из трех десятков блюд в стиле new nordic cuisine<br />