Неформальное образование в формате шапито
Мы сами создаем почву для передвижных образовательных театров, основная цель которых — заработать на тех, кто ведется на мишуру, уверен Александр Иванов

Недавно весьма известный и уважаемый ресторатор рассказывал, как столкнулся, нанимая на работу шефов для новых кафе, с целым «выводком» выпускников таких образовательных проектов. Они гордо заявляли: по их мнению, обучения на паре-тройке курсов вполне достаточно для управления кухней.
При этом ресторатор не смог получить внятных ответов на простейшие технологические вопросы, а когда спросил, как нужно формировать блюдо, и вовсе услышал: «Я его вижу; я ж по образованию культуролог». Супер! Отлично! Правда, про примитивные требования к товарному соседству и вообще о гигиене на курсах почему-то ничего не рассказывали.
Питерский ресторатор поведал историю: однажды вечером он обратил внимание на то, что пронесенное мимо официантом блюдо не соответствует внутренним стандартам. На кухне новый повар гордо объявил, что решил его «улучшить», и с тем же пафосом — он так видит. А про то, что есть ТТК и правила, он не подумал. «Новатор» был, естественно, наказан и отправлен «учить матчасть», которая ему не давалась, так как на курсах про ТК и ТТК не рассказали.
Чтобы понять происходящее в сфере неформального образования, надо сформировать запрос в интернете по ресторанной тематике, и тут же выскочит бесконечный список курсов, мастер-классов, школ и образовательных проектов.
С одной стороны, это здорово. Просто потому, что это создает движение на рынке дополнительного образования и в этом процессе обязательно что-то пробьется и вырастет. Но если копнуть вглубь, то, к сожалению, в массе своей это «фоновый шум».
Кризис — время стартапов и новых проектов. Только есть один очень важный вопрос: насколько лекторы — или, по-современному, бизнес-тренеры — будут соответствовать заявленному уровню и насколько адекватна будет цена на участие в занятиях.
К сожалению, приходится признать, что большинство образовательных проектов и есть самые настоящие шапито: труппа приезжает и уезжает, а публика остается. А то, что она осталась в недоумении от программы, которая была выполнена на уровне самодеятельности, никто и не узнает. Так и с данными проектами. Несмотря на интернет и развитые коммуникации, за пределами МКАД они теряют свою информационную насыщенность. И потом, в ответ на замечания по качеству семинара можно гордо написать: мол, сами дураки, ничего не поняли, ваша первичная подготовка ниже плинтуса, а мы к вам приехали с высокими материями.
По городам и весям нашей бескрайней страны бродят группы «сбитых летчиков и летчиц», работавших в различных проектах и ушедших из них по разным причинам. Опыт — это, конечно, важно. Но! Времена изменились. Какой опыт может вам передать менеджер, работавший в «тучные» годы, когда стоимость аренды была порой безумной, а потребитель готов был тратить весьма и весьма большие деньги на еду и времяпрепровождение? Сейчас все иначе. Послушать о том, «как мы работали» или «как мы учили персонал», можно и даже весьма любопытно, но только относиться к этому надо не как к учебе. Следует ли за это платить — очень большой вопрос.
Вывод из всего вышесказанного один. Прежде чем пойти в подобного рода проект за получением знаний, как в цирке — выясните программу, узнайте, кто актеры, где они получили свою квалификацию и что будут представлять. А то купите билет на первый ряд, а получите пустышку.
30/07/2015