стоп-кризис |  Апрель 2020

Можно ли вернуться в строй после кризиса «в квадрате»?

Ищем выход вместе

Можно ли вернуться в строй после кризиса «в квадрате»?

kosteeva_margarita.jpgМаргарита Костеева
Президент ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» 

Любые кризисы преобразуют рынок. Каждому из нас придется бороться за бизнес. В зоне риска находятся абсолютно все. Мы понимаем, что после завершения карантина рынок будет другим. Но мы готовы к возвращению.

БИЗНЕСУ НЕОБХОДИМА ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА

Сможет ли индустрия возродиться к концу 2020 года, будет зависеть от сроков и масштабов эпидемии, состояния экономики. Такое наложение кризисов, конечно, очень серьезно повлияет на покупательскую способность людей, поэтому меры государственной поддержки и населения, и бизнеса в период восстановления страны после «двойного» кризиса имеют решающее значение. Объем трафика в ресторанах будет зависеть от того, как долго продлится карантин, сколько людей потеряют доходы, от общей экономической ситуации, эффективности мер государственной поддержки во время карантина и в период восстановления, а также от многого другого.

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ

Одной из наилучших мер поддержки предприятий станут решения правительства о принятии налоговых каникул. Именно каникул, не отсрочки! Бизнес (не важно, ресторанный или нет) сильно закредитован. Очень важны субсидирование и поддержка банков для реструктуризации кредитных обязательств, переноса текущих платежей и тела долга компаний на тот период, когда ситуация восстановится.

Если такая же помощь будет оказана и арендодателям — бизнес-центрам, владельцам коммерческой недвижимости, — это поможет многим спасти свой бизнес, создаст условия разумного соотношения стоимости аренды и выручки арендаторов с учетом падения спроса.

«Росинтер Ресторантс» — крупнейший оператор услуг общественного питания на объектах транспортной инфраструктуры. Для нас крупнейшими арендодателями являются все московские аэропорты, Пулково, аэропорты Казани и Нижнего Новгорода, железнодорожные вокзалы Москвы и Санкт- Петербурга, арендные ставки которых и в обычное время были самыми высокими на рынке. Снижение пассажиропотока в аэропортах мы ощутили на себе уже в феврале, а в марте, когда авиасообщение было практически остановлено, падение стало стремительным. Трафик вокзалов также катастрофически упал уже в марте. Для нас и других компаний, которые оказывают услуги в аэропортах и на вокзалах, очень важно, чтобы правительство при оказании помощи отрасли перевозок одновременно поддержало всех тех, кто работает на эту отрасль.

Еще очень важно сдерживать рост цен на продукты и услуги в условиях сильной волатильности валюты.

ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

Чтобы поднять бизнес, который был лишен источников дохода и понес огромные убытки в период карантина, нужны вложения на выплату зарплат сотрудникам и на перезапуск самого бизнеса. Компании будут нуждаться в кредитах. Поэтому те меры, которые сейчас разрабатывает правительство в виде предоставления беспроцентных займов на выплату заработной платы, — очень хороший сигнал, который, мы рассчитываем, вырастет в комплексную систему мер по поддержке бизнеса.

НОВЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ

Индустрия общественного питания уже точно не будет прежней. Хорошей перспективой в данном случае можно считать ту, согласно которой к концу 2020 года предприятия восстановятся и смогут вернуться к нормальному прогнозируемому ведению бизнеса. Восстанавливать работу ресторанов нужно будет по иным параметрам бизнес-моделей. Как раз сейчас есть немного времени для анализа и корректировки всех основных процессов, чтобы в дальнейшем можно было постепенно выходить из кризиса соразмерно восстановлению выручки.

Рост доставки — закономерная реакция рынка на изменение потребительского поведения, емкая и перспективная ниша с точки зрения развития бизнеса в целом. Обратите внимание на то, что сейчас доставка — единственная ниточка, которая связывает нас с потребителем. Это доказывает перспективность онлайн-сервисов.

Мы, конечно, будем думать и о более рациональном меню. В то же время я уверена: люди за период изоляции начнут скучать по посещению ресторанов. Надеемся на это, а потому уже сейчас думаем о том, как порадовать гостей и чем их привлечь.

Опубликовано:
23/04/2020

Рекомендуем

Рекомендации

С чего начать экологизацию ресторана (бара) в кризис

Юлия Барсукова. Специалист по развитию компании «Сфера Экологии» (Санкт-Петербург), выпускница РГСУ, магистр
Маркетинг

Как повысить спрос и продажи в кондитерской

Евгения Головкова. Управляющий партнер сети кондитерских Kuzina
Менеджмент

Как повысить вовлеченность сотрудников после пандемии

Елена Победоносцева. Товарищ по HR компании UnoDosTres
Рекомендации

Какие выводы нужно сделать, на какие перспективы можно расчитывать

Артур Чистяков.  Специалист в области стратегического планирования и маркетинга, эксперт в сфере доставки готовых блюд и продуктов, более двадцати лет в ресторанном бизнесе и FMCG, запустил несколько проектов, ставших лидерами индустрии
Маркетинг

Какие инструменты продвижения сегодня наиболее эффективны

Евгения Нечитайленко. Основатель агентства маркетинговых коммуникаций Prprosto
Маркетинг

Какие акции и спецпредложения работают во время кризиса

Елена Богдан. Ведущий специалист ресторанного направления агентства маркетинговых коммуникаций Prprosto