стоп-кризис |  Апрель 2020

Можно ли вернуться в строй после кризиса «в квадрате»?

Ищем выход вместе

Можно ли вернуться в строй после кризиса «в квадрате»?

kosteeva_margarita.jpgМаргарита Костеева
Президент ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» 

Любые кризисы преобразуют рынок. Каждому из нас придется бороться за бизнес. В зоне риска находятся абсолютно все. Мы понимаем, что после завершения карантина рынок будет другим. Но мы готовы к возвращению.

БИЗНЕСУ НЕОБХОДИМА ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА

Сможет ли индустрия возродиться к концу 2020 года, будет зависеть от сроков и масштабов эпидемии, состояния экономики. Такое наложение кризисов, конечно, очень серьезно повлияет на покупательскую способность людей, поэтому меры государственной поддержки и населения, и бизнеса в период восстановления страны после «двойного» кризиса имеют решающее значение. Объем трафика в ресторанах будет зависеть от того, как долго продлится карантин, сколько людей потеряют доходы, от общей экономической ситуации, эффективности мер государственной поддержки во время карантина и в период восстановления, а также от многого другого.

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ

Одной из наилучших мер поддержки предприятий станут решения правительства о принятии налоговых каникул. Именно каникул, не отсрочки! Бизнес (не важно, ресторанный или нет) сильно закредитован. Очень важны субсидирование и поддержка банков для реструктуризации кредитных обязательств, переноса текущих платежей и тела долга компаний на тот период, когда ситуация восстановится.

Если такая же помощь будет оказана и арендодателям — бизнес-центрам, владельцам коммерческой недвижимости, — это поможет многим спасти свой бизнес, создаст условия разумного соотношения стоимости аренды и выручки арендаторов с учетом падения спроса.

«Росинтер Ресторантс» — крупнейший оператор услуг общественного питания на объектах транспортной инфраструктуры. Для нас крупнейшими арендодателями являются все московские аэропорты, Пулково, аэропорты Казани и Нижнего Новгорода, железнодорожные вокзалы Москвы и Санкт- Петербурга, арендные ставки которых и в обычное время были самыми высокими на рынке. Снижение пассажиропотока в аэропортах мы ощутили на себе уже в феврале, а в марте, когда авиасообщение было практически остановлено, падение стало стремительным. Трафик вокзалов также катастрофически упал уже в марте. Для нас и других компаний, которые оказывают услуги в аэропортах и на вокзалах, очень важно, чтобы правительство при оказании помощи отрасли перевозок одновременно поддержало всех тех, кто работает на эту отрасль.

Еще очень важно сдерживать рост цен на продукты и услуги в условиях сильной волатильности валюты.

ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

Чтобы поднять бизнес, который был лишен источников дохода и понес огромные убытки в период карантина, нужны вложения на выплату зарплат сотрудникам и на перезапуск самого бизнеса. Компании будут нуждаться в кредитах. Поэтому те меры, которые сейчас разрабатывает правительство в виде предоставления беспроцентных займов на выплату заработной платы, — очень хороший сигнал, который, мы рассчитываем, вырастет в комплексную систему мер по поддержке бизнеса.

НОВЫЕ БИЗНЕС-МОДЕЛИ

Индустрия общественного питания уже точно не будет прежней. Хорошей перспективой в данном случае можно считать ту, согласно которой к концу 2020 года предприятия восстановятся и смогут вернуться к нормальному прогнозируемому ведению бизнеса. Восстанавливать работу ресторанов нужно будет по иным параметрам бизнес-моделей. Как раз сейчас есть немного времени для анализа и корректировки всех основных процессов, чтобы в дальнейшем можно было постепенно выходить из кризиса соразмерно восстановлению выручки.

Рост доставки — закономерная реакция рынка на изменение потребительского поведения, емкая и перспективная ниша с точки зрения развития бизнеса в целом. Обратите внимание на то, что сейчас доставка — единственная ниточка, которая связывает нас с потребителем. Это доказывает перспективность онлайн-сервисов.

Мы, конечно, будем думать и о более рациональном меню. В то же время я уверена: люди за период изоляции начнут скучать по посещению ресторанов. Надеемся на это, а потому уже сейчас думаем о том, как порадовать гостей и чем их привлечь.

Опубликовано:
23/04/2020

Рекомендуем

Маркетинг

Как медийность влияет на уровень дохода шеф-поваров

Нина Макогон. Директор по информационной политике Федерации рестораторов и отельеров России, владелец кадрового агентства rabotarestoran.ru, автор книги «Кого хотят рестораторы? Гид по карьере»
Маркетинг

С чего начать диалог с гостем, чтобы он стал «адвокатом» вашего бренда

Евгения Нечитайленко. Основатель агентства маркетинговых коммуникаций Prprosto
Маркетинг

Куда уходит детство? Нужны ли «взрослому» ресторану детские залы

Сергей Миронов. Ресторатор, основатель ресторанов «Мясо & Рыба», вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса Москвы
Маркетинг

Как «заманить» гостя в ваш ресторан, а деньги — на ваш счет

Мария Тюменева. Партнер ведущего коммуникационного агентства России в ресторанном сегменте «Аппетитный маркетинг»
Рекомендации

Почему сейчас лучшее время для решительных действий

Кирилл Романюк. Генеральный директор компании «Бюро ресторанных технологий»
Рекомендации

Почему франчайзинг может стать шансом для индустрии

Марианна Бурылина. Ресторатор, совладелец двенадцати ресторанных проектов в Москве и Ярославле, призер национальной премии «Бизнес-успех России», автор книги «Практикум ресторанного бизнеса»