Незатратная мотивация персонала в ресторане
Деньги — эффективный, но далеко не единственный способ мотивации. Наибольшая эффективность системы мотивации в ресторане достигается тогда, когда соотношение материальных и нематериальных инструментов сбалансировано
Рекордный спрос на сотрудников общепита зафиксирован в Омске
Где общепиту красть кадры?
Топ HoReCa-профессий в период Нового Года
Вместе с тем наш опыт показывает: деньги служат эффективным, но далеко не единственным способом мотивации. Более того, зачастую именно инструменты незатратной мотивации демонстрируют куда большую отдачу, если правильно их использовать и комбинировать.
Таким образом, наибольшая эффективность системы мотивации в ресторане достигается тогда, когда соотношение материальных и нематериальных инструментов сбалансировано.
Чаще всего в ресторанах нематериальным способам уделяется недостаточно внимания. Однако каждому руководителю необходимо знать о нескольких простых и наиболее эффективных техниках, которые позволяют увеличивать производительность сотрудников без лишних затрат.
КИРПИЧИКИ МОТИВАЦИИ
- Принцип прозрачности
Благодаря этому у человека сформируется устойчивая логическая взаимосвязь: правильные действия принесут мне премии, похвалы и другие вознаграждения, а неправильные, напротив, определенное наказание или лишение права получать бонусы.
Разумеется, именно руководство устанавливает критерии «правильности», на которых основывается вся система работы, которые могут сильно варьироваться от заведения к заведению. Поэтому, если сотрудник не проинформирован о том, «что такое хорошо, что такое плохо» конкретно в вашей компании, это может стать причиной разнообразных проблем и недопонимания.
В данном вопросе особенно важно, чтобы установленные правила неукоснительно соблюдались на практике, не оставаясь пустыми формальностями. Например, если сказано, что все сотрудники должны приходить на работу к 8 утра, значит, ВСЕ должны соблюдать это правило — от уборщицы до владельца. Учтите, руководители, которые игнорируют свои же правила, никогда не увидят дисциплины и тем более мотивации в собственном коллективе.
Тем не менее это вовсе не значит, что босс не имеет права определить собственный график. Ему достаточно сразу ограничить сферу действия правила: официанты, бармены, повара и менеджеры приходят на работу к 8 утра.
Также иногда имеет смысл прописывать определенные исключения: например, официант, выигравший конкурс на самый высокий средний чек за прошедший месяц, имеет право приходить на работу к 9 утра с понедельника по четверг.
- Принцип объективности
Безусловно, имеет смысл выбирать лишь те из них, рост которых способен существенно увеличить эффективность работы сотрудников. Например, можно устраивать конкурсы среди официантов на самый высокий средний чек за определенный период. Или проводить соревнования по продажам конкретных позиций из меню. Главное, чтобы результаты было легко посчитать.
Кроме того, не забывайте, что самый быстрый способ «убить» в человеке любую мотивацию, это наказать его за инициативу, проявленную исключительно из лучших побуждений. Ведь в этом случае сотрудник видит четкий сигнал: инициатива наказуема, сиди тихо.
Поэтому, даже если результат весьма плачевный, мудрый руководитель умеет высказывать критику в позитивном ключе, чтобы не отбить у сотрудника всякое желание работать. Лучше поблагодарить его за самоотдачу и подсказать, как следует действовать в подобных ситуациях в следующий раз.
- Принцип наглядности
Наконец, важно помнить, что человек намного лучше усваивает информацию, представленную наглядно. Поэтому тот же средний чек и результаты по конкурсам продаж мы вывешиваем в виде хит-парада на информационной доске.
Более того, выяснилось, что измерение результатов само по себе увеличивает продуктивность, даже без материальных наград. Серия экспериментов со школами, в которых ученики не получали оценок, показала, что успеваемость всего класса резко упала.
НЕ ДЕНЬГАМИ ЕДИНЫМИ...
Рассмотрим несколько видов таких поощрений.
- В первую очередь не стоит забывать о классических техниках: доска почета, сотрудник месяца, различные звания и грамоты, переходящие титулы и тому подобные устные или письменные подтверждения успехов.
- Право первостепенного выбора выходных также может заинтересовать сотрудников. Ведь обычно все хотят получить выходные в одни и те же дни, и при составлении графика отгулов или распределении отпусков начинается настоящая война.
Это может сыграть вам на руку, если вы позволите делать свой выбор первым тому человеку, который работает лучше всех. Многие будут готовы приложить немало усилий, лишь бы получить заветные выходные дни.
Кроме того, вы можете предоставлять право выбора рабочей зоны, места (если у вас несколько заведений), особой формы, обуви и др.
- Во многих заведениях особой популярностью пользуется билет на час отгула, который позволяет прийти на работу на час позже или уйти на час раньше в любой будний день. Иногда его также используют и как дополнительный перерыв в работе по согласованию с администратором.
- Отличившимся сотрудникам, заинтересованным в карьерном росте, можно предоставлять право доступа на закрытые совещания руководства или к принятию решений более высокого уровня. Таким образом, вы не только демонстрируете доверие к человеку, но и повышаете его компетентность.
Самым вежливым и доброжелательным официантам можно разрешать обслуживать важных гостей и знаменитостей.
- Зачастую компания не в состоянии позволить себе отправлять сразу всех сотрудников на дорогостоящие тренинги, обучение и повышение квалификации. Эта привилегия также является отличным инструментом для мотивации наиболее инициативных людей.
Выбирайте любой из перечисленных способов и смотрите на реакцию сотрудников. Если их не очень-то заинтересовала объявленная награда, в следующий раз выберите другую. И так до тех пор, пока не определите, что им действительно нужно.
Говоря о незатратной мотивации, нельзя не упомянуть про игровой формат, который является фундаментом для большинства эффективных систем мотивации.
Современные научные исследования в области менеджмента подтвердили один простой, но от того не менее значимый факт: человеческая продуктивность в различных сферах жизни существенно возрастает, когда он воспринимает свою деятельность как игру. Этот принцип особенно актуален для молодых сотрудников.
Порой эффективность работы можно увеличить в разы, если облечь рутинный процесс в интересную форму, тем самым подключив азарт и волю к победе персонала.
Одним из удачных примеров станут своеобразные карточки лото с названиями позиций меню, которые вычеркиваются по мере продажи соответствующих блюд и напитков. Чем интереснее форма подачи конкурса, тем проще заинтересовать сотрудников.
Универсальных инструментов, которые одинаково успешно работают во всех ресторанах, не существует. Поэтому зачастую намного продуктивнее быстро внедрить ту или иную технику и оценить результаты, чем полгода готовиться и адаптировать ее. Все просто: то, что не сработало, убираем или изменяем, сработало —оставляем и развиваем.
Именно так и строится эффективная и при этом незатратная система мотивации, которая не только повышает результативность работы персонала, но и вносит приятное разнообразие в серые будни коллектива.
29/06/2015