Свой ресторан в Таиланде: преимущества и "подводные камни"
За последние пять лет ресторанный бизнес Таиланда значительно преобразился, в том числе за счет инвестиций со стороны российских бизнесменов. Заведения общественного питания с русскими учредителями в «стране улыбок» появились как грибы после дождя.
Если в 2007 году в Паттайе предприниматели из России составляли примерно пять процентов от общего числа владельцев ресторанов, баров и кафе, то сейчас этот уровень поднялся до пятнадцати. С чем же связана возросшая популярность Таиланда и каковы особенности ведения ресторанного бизнеса в курортной стране?
Ресторан «Матрешка» стал одним из первых русских заведений в Паттайе. Он открылся в далеком 1995 году и до сих пор сумел сохранить лидирующие позиции на рынке. История его появления банальна: владелец небольшой российской туристической компании, думая, куда инвестировать прибыль, решил открыть небольшой ресторан. В тот момент Таиланд только осваивался на рынке России как туристическое направление, но обещал стать весьма перспективным. Сняв небольшое помещение в центре Паттайи, оформив необходимые документы и набрав персонал, новоиспеченный ресторатор принялся развивать неизвестный для него бизнес.
Сегодня владельцем ресторана «Матрешка» является Андрей Нижегородцев. Два года назад он выкупил заведение у бывшего хозяина, но русскую стилистику и присущую ресторану атмосферу гостеприимства менять не стал.
— Они привлекают не только российских гостей, но и клиентов из стран Азии. К нам даже приезжали журналисты из Китая, чтобы рассказать о нашем заведении своим читателям, — говорит директор «Матрешки».
Андрей признается, что к местным особенностям ведения ресторанного бизнеса привык не сразу: высокая конкурентная среда, многочисленность местных тайских «забегаловок» с низким уровнем цен и менталитет тайского персонала, отличающегося крайней безответственностью, заставили всерьез задуматься над политикой управления и продвижения заведения:
— В курортной стране невозможно наработать постоянных клиентов, ведь гости — это в основном туристы, которые, естественно, надолго не задерживаются. Поэтому для успешного ведения дел очень важно расположение ресторана. Места вдалеке от центральных улиц просто нерентабельны.
Кстати, вопрос рентабельности русских заведений в Таиланде всегда вызывал активную дискуссию среди их владельцев. Например, Санжар Хасанов, исполнительный директор ресторанов «Кавказская пленница» и «Белое солнце», уверен, что минимальный срок окупаемости заведений с российским капиталом — пять лет. Такой, по нашим меркам, длительный срок связан прежде всего со сменой туристических сезонов — высокий длится всего пять месяцев, с ноября по март, а остальное время ресторан работает либо в ноль, либо в убыток.
Смешение русского и тайского персонала — еще одна специфика ресторанной деятельности в Таиланде, требующая от ресторатора знания английского, а лучше — английского и тайского языков.
— Трудности перевода часто мешают эффективному управлению людьми, — объясняет Санжар Хасанов. — 90 процентов тайцев, работающих в сфере обслуживания, совершенно не владеют английским. Порой на собрании с персоналом приходится сначала все тезисы изложить на русском, а затем повторять их на английском, чтобы переводчик смог объяснить тайскому персоналу уже на их родном языке суть нашего разговора. Такой тройной перевод, конечно, очень тормозит процесс, и иногда собрания затягиваются на несколько часов.
Однако, несмотря на все сложности ведения ресторанного бизнеса в Таиланде, российские бизнесмены продолжают вкладывать в него деньги.
— Повышение числа предпринимателей из России вполне объяснимо нелегкими условиями получения там разрешительных документов на ресторанную деятельность, — считает Дмитрий Ли, директор ресторана Caramel. — Ведь, чтобы открыть собственное предприятие питания на территории РФ, учредителю придется пройти испытания водой, огнем и медными трубами, а точнее пожарной инспекцией, СЭС и прочими уполномоченными госслужащими. Нельзя забывать и о высоких арендных ставках, действующих сегодня в России.
В Таиланде подход к согласованию и утверждению проекта ресторана поражает своей простотой.
— Здесь полностью исключена беготня по разным инстанциям. Сначала необходимо подать заявление в мэрию о разрешении на перепланировку арендованного помещения, изначально заручившись согласием арендодателя, а по окончании строительства написать заявление на утверждение проекта и получение лицензии на ресторанную деятельность. Данное заявление рассматривается, как правило, в течение 3—4 дней, а затем комиссия, в которую одновременно входят санитарный врач, пожарный инспектор, представитель мэрии и начальник медицинской службы, рассматривает готовность помещения и проверяет все необходимые для открытия документы, — рассказывает Дмитрий Ли.
Однократный созыв комиссии обойдется в 2000 бат (1 бат — 0,97 руб.). Получение лицензии на ресторанную деятельность — от 2000 до 5000 бат в зависимости от площади. Годовая лицензия на крепкий алкоголь стоит 1650 бат, на сигареты — 20 бат. Требования для получения «алкогольной» лицензии не подразумевают никаких заключений государственных органов о соответствии производственных и складских помещений осуществлению данного вида деятельности. В итоге на открытие ресторана в Таиланде учредитель затрачивает совсем небольшую по российским меркам сумму.
Следующий немаловажный аспект — ресторанная деятельность в Таиланде облагается лишь 7-процентным НДС, что существенно сокращает расходы компании на налоги. Налоговые проверки, по закону, проводятся лишь один раз в пять лет.
Наконец, еще один аргумент в пользу открытия заведения питания в Таиланде — низкая по сравнению с российской заработная плата обслуживающего персонала. В среднем оплата работы официантов составляет 7000 бат.
Впрочем, в вопросе создания компании существуют и отрицательные стороны, особенно касающиеся ее регистрации.
— В законодательстве Таиланда кроются подводные камни, — делится опытом Дмитрий Ли. — Например, чтобы зарегистрировать здесь компанию, имеющую иностранные инвестиции, обязательно нужен тайский партнер по бизнесу, который сможет вложить в дело 51 процент уставного капитала, либо при условии, что 100 процентов вложений принадлежат иностранному учредителю — тайскому поручителю, готовому взять на себя ответственность и стать вашим «лицом» перед законодательными органами.
Иностранцы чаще прибегают ко второму варианту, так как поиск тайского партнера по уровню сложности сравним с поисками жизни на Марсе. Однако нюансы тайского законодательства не слишком пугают наших предпринимателей, закаленных многочисленными требованиями суровых российских законов.
Ресторан «Матрешка» стал одним из первых русских заведений в Паттайе. Он открылся в далеком 1995 году и до сих пор сумел сохранить лидирующие позиции на рынке. История его появления банальна: владелец небольшой российской туристической компании, думая, куда инвестировать прибыль, решил открыть небольшой ресторан. В тот момент Таиланд только осваивался на рынке России как туристическое направление, но обещал стать весьма перспективным. Сняв небольшое помещение в центре Паттайи, оформив необходимые документы и набрав персонал, новоиспеченный ресторатор принялся развивать неизвестный для него бизнес.
Сегодня владельцем ресторана «Матрешка» является Андрей Нижегородцев. Два года назад он выкупил заведение у бывшего хозяина, но русскую стилистику и присущую ресторану атмосферу гостеприимства менять не стал.
— Они привлекают не только российских гостей, но и клиентов из стран Азии. К нам даже приезжали журналисты из Китая, чтобы рассказать о нашем заведении своим читателям, — говорит директор «Матрешки».
Андрей признается, что к местным особенностям ведения ресторанного бизнеса привык не сразу: высокая конкурентная среда, многочисленность местных тайских «забегаловок» с низким уровнем цен и менталитет тайского персонала, отличающегося крайней безответственностью, заставили всерьез задуматься над политикой управления и продвижения заведения:
— В курортной стране невозможно наработать постоянных клиентов, ведь гости — это в основном туристы, которые, естественно, надолго не задерживаются. Поэтому для успешного ведения дел очень важно расположение ресторана. Места вдалеке от центральных улиц просто нерентабельны.
Кстати, вопрос рентабельности русских заведений в Таиланде всегда вызывал активную дискуссию среди их владельцев. Например, Санжар Хасанов, исполнительный директор ресторанов «Кавказская пленница» и «Белое солнце», уверен, что минимальный срок окупаемости заведений с российским капиталом — пять лет. Такой, по нашим меркам, длительный срок связан прежде всего со сменой туристических сезонов — высокий длится всего пять месяцев, с ноября по март, а остальное время ресторан работает либо в ноль, либо в убыток.
Смешение русского и тайского персонала — еще одна специфика ресторанной деятельности в Таиланде, требующая от ресторатора знания английского, а лучше — английского и тайского языков.
— Трудности перевода часто мешают эффективному управлению людьми, — объясняет Санжар Хасанов. — 90 процентов тайцев, работающих в сфере обслуживания, совершенно не владеют английским. Порой на собрании с персоналом приходится сначала все тезисы изложить на русском, а затем повторять их на английском, чтобы переводчик смог объяснить тайскому персоналу уже на их родном языке суть нашего разговора. Такой тройной перевод, конечно, очень тормозит процесс, и иногда собрания затягиваются на несколько часов.
Однако, несмотря на все сложности ведения ресторанного бизнеса в Таиланде, российские бизнесмены продолжают вкладывать в него деньги.
— Повышение числа предпринимателей из России вполне объяснимо нелегкими условиями получения там разрешительных документов на ресторанную деятельность, — считает Дмитрий Ли, директор ресторана Caramel. — Ведь, чтобы открыть собственное предприятие питания на территории РФ, учредителю придется пройти испытания водой, огнем и медными трубами, а точнее пожарной инспекцией, СЭС и прочими уполномоченными госслужащими. Нельзя забывать и о высоких арендных ставках, действующих сегодня в России.
В Таиланде подход к согласованию и утверждению проекта ресторана поражает своей простотой.
— Здесь полностью исключена беготня по разным инстанциям. Сначала необходимо подать заявление в мэрию о разрешении на перепланировку арендованного помещения, изначально заручившись согласием арендодателя, а по окончании строительства написать заявление на утверждение проекта и получение лицензии на ресторанную деятельность. Данное заявление рассматривается, как правило, в течение 3—4 дней, а затем комиссия, в которую одновременно входят санитарный врач, пожарный инспектор, представитель мэрии и начальник медицинской службы, рассматривает готовность помещения и проверяет все необходимые для открытия документы, — рассказывает Дмитрий Ли.
Однократный созыв комиссии обойдется в 2000 бат (1 бат — 0,97 руб.). Получение лицензии на ресторанную деятельность — от 2000 до 5000 бат в зависимости от площади. Годовая лицензия на крепкий алкоголь стоит 1650 бат, на сигареты — 20 бат. Требования для получения «алкогольной» лицензии не подразумевают никаких заключений государственных органов о соответствии производственных и складских помещений осуществлению данного вида деятельности. В итоге на открытие ресторана в Таиланде учредитель затрачивает совсем небольшую по российским меркам сумму.
Следующий немаловажный аспект — ресторанная деятельность в Таиланде облагается лишь 7-процентным НДС, что существенно сокращает расходы компании на налоги. Налоговые проверки, по закону, проводятся лишь один раз в пять лет.
Наконец, еще один аргумент в пользу открытия заведения питания в Таиланде — низкая по сравнению с российской заработная плата обслуживающего персонала. В среднем оплата работы официантов составляет 7000 бат.
Впрочем, в вопросе создания компании существуют и отрицательные стороны, особенно касающиеся ее регистрации.
— В законодательстве Таиланда кроются подводные камни, — делится опытом Дмитрий Ли. — Например, чтобы зарегистрировать здесь компанию, имеющую иностранные инвестиции, обязательно нужен тайский партнер по бизнесу, который сможет вложить в дело 51 процент уставного капитала, либо при условии, что 100 процентов вложений принадлежат иностранному учредителю — тайскому поручителю, готовому взять на себя ответственность и стать вашим «лицом» перед законодательными органами.
Иностранцы чаще прибегают ко второму варианту, так как поиск тайского партнера по уровню сложности сравним с поисками жизни на Марсе. Однако нюансы тайского законодательства не слишком пугают наших предпринимателей, закаленных многочисленными требованиями суровых российских законов.
Автор: Ирина Здоровенина, PR-менеджер ресторана Caranel
Опубликовано:
29/05/2012
29/05/2012
Рекомендуем
В фокусе
Ах, Самара-городок, встречай: едем с образовательным бизнес-проектом «G10. Шеф-повара России. Опыт лидеров»
28‒30 мая Информационная Группа «Ресторанные ведомости» едет в поволжский город с образовательным бизнес-проектом «G10. Шеф-повара России. Опыт лидеров»
В фокусе
Один из самых масштабных ресторанных экономических проектов этого лета: VII Ресторанный Экономический Форум
С 24 по 26 июня 2024 года в Москве на базе отеля Edge Vinogradovo-Moscow пройдёт VII Ресторанный Экономический Форум.
В фокусе
13-15 мая в кампусе Сколково пройдёт образовательный интенсив «Суперопердир. Как управлять ресторанными компаниями»
Это 1-ый уникальный интенсив для операционных директоров, управляющих и собственников ресторанного бизнеса.
В фокусе
«Два шефа — одна кухня»: сочетание вкусов и локальных культур на ужине в WineKitchen
16 марта 2024 года в ресторане WineKitchen состоится пятый гастроужин в рамках 2 сезона проекта «Два шефа – одна кухня» курорта Mriya Resort & SPA с участием амбассадор-шефа курорта Семёна Ленского и приглашенного бренд-шефа из Москвы Кирилла Бергера (AgalarovRest).
В фокусе
Победители профессиональной премии «Признание» получили подарки от партнеров проекта
20 февраля 2024 года в Центре Событий РБК состоялось красивое и уникальное событие – награждение престижной профессиональной премией «Признание» в области ресторанного бизнеса.
В фокусе
Короли ресторанного бизнеса сделали свой ход вместе с «Ресторанными ведомостями»
20—22 февраля в Москве на площадке Центра событий РБК состоялся VI Всероссийский Конгресс рестораторов ТОП-100 идей, трендов и решений «Ход короля». Отличительной чертой мероприятий данной серии является ярко выраженный образовательный вектор.
https://www.high-endrolex.com/3