Август 2014

Карта и компас бизнес-планирования

Многие полагают, что составление бизнес-плана практически гарантирует успешное развитие бизнеса. Но, как показывает практика, с действительностью это мнение не имеет ничего общего.  

Карта и компас бизнес-планирования
Хертнер Ханс
Исполнительный директор Бизнес-школы управления в индустрии сервиса SWISSAM, Санкт-Петербург
Мне по душе сравнение бизнес-плана с картой и компасом. Следует определить, где вы находитесь в настоящий момент и где вам необходимо оказаться. Таким образом, бизнес-план нужно рассматривать как инструмент принятия решений, предназначенный для разработки стратегии компании наряду с уточняющими планами, регулирующими маркетинг, финансы, оперативную деятельность и службу персонала. 

Настоящий процесс бизнес-планирования обязательно предполагает трудные вопросы и честные ответы. Выявленные факты зачастую оказываются нелицеприятными. Но если в основе заложен принцип ухода от правильных вопросов и ретуширования истинного положения дел, практического смысла такой бизнес-план иметь не будет. 

Я работал в компаниях, где бизнес-планирование является своего рода мантрой. Например, в «Кока-Кола» составление бизнес-плана на следующий год начинается в июле текущего, представляется для утверждения в сентябре и утверждается в октябре.   

Для того чтобы составить хороший бизнес-план, не нужно проводить полжизни в корпоративной деловой среде или экономическом вузе. Просто позвольте себе объективно взглянуть на ситуацию. 

Что касается формата, удобнее следовать шаблону, который с легкостью можно найти в интернете. Мне случалось видеть труды на 500 страницах, очень подробные, хорошо структурированные, отпечатанные на отличной бумаге — и одновременно полностью бесполезные. Никого не заботило содержание, особенно в части, касающейся непосредственно операционной деятельности компании. Могу даже припомнить случаи, когда сам составлял абсолютно непригодные бизнес- планы. Иногда это было связано с тем, что, находясь в новой для себя стране, я не понимал особенностей потребителя и/ или деловой среды, неправильно читал карту. Помните, что не внешний вид и объем определяют качество бизнес-плана, а его содержание. Важнее адекватный документ, отражающий действительность и составленный на обратной стороне коврика для подноса, чем фундаментальный труд, основанный на превратных представлениях и самообмане.  


Карта: ориентирование на местности 

Каждый бизнес-план апеллирует к двум реальностям — внешней и внутренней. 

Примеры внешней реальности: законодательство, конкуренция, макроэкономика, поведение потребителя, тренды, СМИ, цепочка поставок, сезонность, коррупция, изменения, касающиеся деятельности ресторана. Влиять на эти факторы невозможно, а их влияние на бизнес велико.  

Внутренние факторы: собственные финансовые средства, способность привлечь инвестиции, работа службы персонала, географическое положение, репутация, концепция, ценообразование, себестоимость, ассортимент, меню, маркетинг, персонал. На эти факторы ресторан может влиять в полной мере. 

Совокупность воздействия внешних и внутренних условий — результат ваших решений или самоустранения от их принятия. Если не все внутренние факторы у вас под контролем, пора задуматься, кто же на самом деле руководит бизнесом. 

После того как будут собраны данные, необходимо их проанализировать и сделать выводы. Рассмотрите факторы под разными углами, обеспечьте дополнительную информацию в случае сомнений. Вскоре у вас появится ясное видение основных возможностей и препятствий на пути к росту.  

Будьте точны в расстановке приоритетов. Следуйте простому правилу: необходимо четко различать, насколько трудно выполнить то или иное задание и насколько важно это сделать. 

После составления перечня возможностей и препятствий на пути их осуществления переходите к следующему пункту.  


Компас: прокладка курса 

Попросту говоря, компас указывает на направление движения вашего бизнеса, а именно стратегию, тактику и целеполагание. 

Следует сконцентрироваться на факторах, обеспечивающих максимально положительный эффект или устраняющих самые большие препятствия.  

Стратегия и целеполагание могут быть применены к чему угодно. Все зависит от конкретного заведения. Необходимо лишь удостовериться, что разработка стратегии соответствует фактам, выявленным на первой стадии.    

Цели должны быть достижимыми. Всегда проводите оценку непосредственного влияния на бизнес любой из стратегий. Проанализируйте сумму инвестиций для каждой из них. Удостоверьтесь, что она сбалансирована по отношению к предполагаемой выгоде.  

Как правило, действие бизнес-плана распространяется на операционную деятельность, маркетинг и финансы.  

При составлении бизнес-плана не забывайте о службе управления персоналом. В конечном счете, без привлечения и удержания правильных людей у вас нет шансов в конкурентной борьбе. В интересах развития бизнеса и увеличения прибыли всегда важно помнить об этом.

Опубликовано:
31/08/2014

Рекомендуем

Рекомендации

Как сделать так, чтобы персонал хотел работать лучше и приносить вам больше прибыли?

iiko поможет наладить коммуникации в коллективе и автоматизировать рутину
Рекомендации

Как накормить 15 миллионов немцев

Кантина (kantine) - столовая по-немецки
Рекомендации

Бесплатные обеды для белых воротничков

Проект Lunchspread в Нью-Йорке от Энди Ванга
Менеджмент

Поговорим о персонале

Александр Иванов ратует за оптимизацию числа сотрудников и разумное распределение обязанностей
Рекомендации

Стационарный кейтеринг

Опыт организации офисного питания в условиях кризиса без потери качества услуги
Рекомендации

Система закупки еды и напитков

Главы из книги Натальи Богатовой «Хочу такой ресторан! От мечты до открытия»