Март 2014

Давайте договариваться

К сожалению, функционирование ресторанов, баров, кафе порой приводит к созданию напряжения и конфликтных ситуаций с жителями домов, в которых располагаются предприятия питания.

К сожалению, функционирование ресторанов, баров, кафе порой приводит к созданию напряжения и конфликтных ситуаций с жителями домов, в которых располагаются предприятия питания.

Если проанализировать обращения граждан, выяснится, что с клиентами персонал заведений находит точки соприкосновения, решая возникающие вопросы на месте, да и вопросов этих не так много, и часть из них попадает под категорию «потребительский экстремизм». А вот с местными жителями, к сожалению, нормальные отношения складываются не всегда. И нередко те в свою очередь обоснованно жалуются на «экстремизм предпринимателя», которому закон не указ. При этом жалобы можно разделить на эмоциональные и вполне реальные.

Исходя из нормативного права, предприятия питания бывают встроенными, пристроенными, встроенно-пристроенными к жилым домам. Посещая Европу, мы все умиляемся «кафешкам» на первых этажах зданий Парижа, Лиона, Милана, Рима — тому, как они мило и мирно существуют в городской среде, обслуживают посетителей, сливаются с архитектурной и исторической частью окружения. С восхищением смотрим на пивной бар в Дюссельдорфе, существующий на одном месте более трехсот лет. Почему же подобная ситуация не сложилась в нашей стране?

В основе — социальные и экономические факторы, среди которых на первом месте «эгоизм» с обеих сторон. Предприятия питания всегда стремятся быть ближе к людям, к местам их пребывания или проживания. Центральная часть любого города в этом случае становится местом активного их размещения и ареной для конфликтов.

Дополнительную почву для проблем создает «наследие советского прошлого» — типовое жилье, которое крайне сложно адаптировать к потребностям ресторанов, имеющих современный полный производственный цикл. Активный перевод жилых помещений в нежилые на первых этажах домов является питательной средой для разногласий. Все-таки европейская практика базируется на нетиповых помещениях с отдельными входами, подъездами и т.п. Там проще решить многие технические и организационные вопросы, а у нас — прорубаем дырку в стене, объединяем квартиры... а то, что рядом живут люди, отходит на второй план.

Да и заведения, расположившиеся на месте прежде существовавших предприятий общепита, в новых условиях порой создают значительные источники напряжения. Была, например, столовая с режимом работы с 10 до 20, и всех это устраивало. Теперь — ресторан. И часы его работы сдвигаются далеко за полночь. А что делать людям, живущим в окружении этого новоявленного увеселительного места, никого не волнует. Одним из таких заведений мне пришлось заниматься по долгу службы. Для трансформации столовой в современный проект потребовалось и технологическую цепочку изменить, и оборудование дополнительное закупить. В результате, несмотря на то, что дом — сталинка с толстыми стенами, поступило более пятидесяти жалоб от жильцов. И самое главное — полное нежелание предпринимателей что-либо делать в направлении снижения этой напряженности. Переместив цеха, создали шумовой эффект в новых помещениях, ранее не предназначенных для этого. Разместили короба и вентиляционные установки на фасаде дома и под окнами квартир. С управой и префектурой договорились. А на жильцов можно не обращать внимания. Кто из них знает, что стена — это «общедомовая собственность» и что все манипуляции с ней нужно согласовывать с владельцами квартир?

Но время идет, и правовое поле выстраивается, и все большее количество людей задает себе вопросы: почему это предприятие работает круглосуточно, когда есть закон о тишине; почему мусор от общепита выносится ночью на муниципальный пункт сбора отходов; почему человек должен слушать перебранку персонала, убирающего или делающего заготовки в два часа ночи; почему, несмотря на летний день, невозможно открыть окна?

Есть, конечно, и те, кто эксплуатирует подобного рода ситуации, «выбивая» себе новые окна, двери, системы кондиционирования, скидки в ресторане и т.п. Это и есть «потребительский экстремизм». Однако из десяти конфликтных ситуаций такое происходит в одном, максимум в двух случаях.

О проблеме знаю не понаслышке. Мне и самому довелось жить в квартире, отделенной от кафе стеной, на первом этаже двухэтажного жилого дома в центре Твери. Мои окна соседствовали со входом в единственное предприятие, продававшее алкоголь в начале 1990-х. Спасало только то, что дом этот был XVIII века, а толщина стен — более полуметра. Но не каждому повезет так.

Среди наиболее распространенных конфликтных причин можно выделить следующие:
• вентиляционные короба на стене дома как источник шума;
• венткамеры и вентоборудование, размещенные на стенах и крышах и также создающие шум;
• режим работы, доставляющий крайнее неудобство для проживания (и это не только звуки, но и безопасность);
• запахи при выключенной системе вентиляции (а выключена она потому, что — вот очередной парадокс — мешает персоналу);
• правовые аспекты размещения оборудования на внешних фасадах;
• шумы при ночном завозе продукции (и при ее развозе, если предприятие осуществляет доставку);
• использование муниципальных контейнеров, за которые платят жильцы, в своих целях;
• проживание линейного персонала в подсобках.

Иногда представители отрасли забывают, что они работают для потребителей, к числу которых относятся не только посетители, но и жители близлежащих домов. Их нельзя игнорировать, поскольку для развития индустрии питания ей необходим положительный имидж. Да и у государства не останется никаких аргументов «ЗА» содействие предприятиям, размещенным на первых этажах, и оно будет вынуждено ограничивать эту историю, минимизируя проблемы.

Поэтому для начала нужно научиться видеть тех, кто находится рядом с нами, и искать компромиссы. Давайте договариваться!

Опубликовано:
03/03/2014

Рекомендуем

Менеджмент

Кто отвечает за будущее?

Большой бизнес требует научного подхода
Рекомендации

Какие отчеты и как смотреть собственнику ресторана для принятия управленческих решений

Правильно разработанный и внедренный финансовый учет на любом предприятии, в том числе и в ресторанном бизнесе – это ключ к успеху
Рекомендации

Как экономить благодаря правильному контролю над финансами ресторана

Важнейшим фактором, определяющим успешность ресторана, является умение грамотно настроить систему управления финансами
Рекомендации

Классовые различия

Меню кондитерских изделий должно четко соответствовать классу заведения
Менеджмент

Всем — профилактика

Важно не бороться с воровством, а заниматься построением таких систем, которые будут носить профилактический характер