франчайзинг |  Октябрь 2018

Интернациональный формат

Международные франшизы. Как выйти на зарубежный рынок.

Интернациональный формат

achkasova.jpgЕвгения Ачкасова,
консультант по продвижению каталога франшиз, консультант по продвижению каталога Franshiza.ru

В современном мире, где все процессы заметно ускоряются, меняются и темпы развития бизнеса. Сегодня многие предприниматели уже в самом начале развития франчайзингового направления хотят видеть себя владельцами международной сети. Но на практике выйти на зарубежный рынок оказывается не так-то просто.

Франчайзеры сталкиваются с множеством сложностей в каждой отдельной стране. Им приходится учитывать особенности законодательства, экономики, рыночной инфраструктуры, культуры ведения бизнеса и потребительских предпочтений. Вместе с экспертом мы попытались разобраться в базовых составляющих успешного развития отечественных ресторанных концепций за рубежом.

ДВА ПУТИ РАЗВИТИЯ

Есть две основные схемы, которые используют российские компании при выходе на международный рынок. В первом случае франчайзер сначала открывает собственную точку и занимается ее планомерным развитием. Он готов тратить свое время, силы и не жалеет инвестиций. Такой вариант позволяет «откатать» все бизнес-процессы в новых условиях, найти и проверить поставщиков, адаптировать бренд под предпочтения потребителей и нивелировать риски. И только после успешного тестирования владелец марки запускает франчайзинговое направление и открывает новые точки уже с помощью местных партнеров. Такой план требует много времени и ресурсов, но обеспечивает стабильное развитие в новой стране.

Во втором варианте франчайзер сразу обращается за квалифицированной помощью к местным консалтинговым компаниям-экспертам, которые анализируют конкретный рынок и помогают найти подходящих «сообщников». Когда сеть кафе-пекарен Le Pain Quotidien планировала выйти на российский рынок, она обратилась за поддержкой к локальным экспертам в сфере ритейла и общественного питания. После консультаций было решено предложить к классическому меню с завтраком и бизнес-ланчем блюда на ужин, которые пришлись по вкусу россиянам и стали ключом к высоким продажам. После проверки в наших условиях ужин смогли отведать и посетители Le Pain Quotidien в США и странах Европы.

Но и в первом, и во втором случае отечественные бренды начинают международную экспансию, продавая франшизы в страны ближнего зарубежья: Белоруссию, Украину, Прибалтику. Эти государства близки и территориально, и ментально. Здесь практически отсутствует языковой барьер.

Было бы странно не воспользоваться такой прекрасной возможностью отточить свою концепцию под незнакомые стандарты, прежде чем продолжить движение дальше.

ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС

В последние годы благодаря политической, экономической и транспортной инфраструктуре произошел огромный скачок интереса к российским маркам у казахстанских бизнесменов. Огромен спрос на отечественные франшизы в таких городах, как Астана, Алматы, Шикмент, Актобе, Павлодар, Уральск, Караганда, Атырау, Актау. Воспользоваться отечественным предложением в Казахстане уже решились несколько сотен бизнесменов. Например, в прошлом году на местный рынок вышли такие сети, как «Шоколадная мечта», «Перчини», KillFish и многие другие. Еще один важный момент: если международная компания находит сильного партнера в нашей стране, то, как правило, дополнительно к эксклюзивным правам на развитие бренда в России он становится и мастерфранчайзи в Казахстане.

Обучение и поддержка франчайзи в Европе сопряжены с более высокими затратами, чем обучение российских партнеров. Это вынуждает наших франчайзеров пересматривать величину паушального взноса и роялти для покрытия этих расходов. Кроме того, меню обычно требует трансформации под вкусы и обычаи каждой страны. Надо отметить, что вывод франшизы на международный рынок открывает для компании огромные возможности. Однако к этому шагу нужно отнестись со всей серьезностью. От франчайзера потребуется максимальное погружение в задачу: изучение рынка, особенностей потребления и т.д. Только при таком основательном подходе возможно рассчитывать на успешную экспансию. 

Даже такая мощная сеть, как KFC, вынуждена была в Китае адаптировать карту и предлагать, кроме курицы, жареную рыбу, говядину и рисовую кашу на завтрак.

internatsionalnyy-format_text.jpg

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

podgyzova.jpgВера Подгузова,
управляющий директор Группы российского экспортного центра по внешним связям и коммуникациям:

«С 2017 года Российский экспортный центр реализует программу Made in Russia («Сделано в России»), призванную помочь лучшим производителям выйти на международные рынки и гарантировать зарубежному потребителю безопасность и качество товаров. Проект предусматривает рекламное и информационное сопровождение за рубежом, а также маркетинговые исследования позиционирования российских товаров на международных рынках.

Доступ к инструментарию поддержки получают компании, прошедшие строгую и бесплатную для заявителя двухуровневую систему сертификации. На сегодняшний день сертифицировано более 500 товарных позиций, функционирует электронный каталог экспортной продукции под брендом Made in Russia www. madeinrussia.com, работает специальный YouTube-канал для публикации видеороликов о компаниях, участвующих в программе. С 1 октября 2017 года стартовала рекламная кампания в 11 странах мира (Китай, Индия, Иран, Вьетнам, Индонезия, Аргентина, Германия, Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Таджикистан) по продвижению российских предприятий и товаров под маркировкой Made in Russia.

Российский экспортный центр готов к сотрудничеству с компаниями, продвигающими на зарубежные рынки свои франшизы. В данном случае мы переходим от поддержки экспорта товаров и услуг к экспорту бизнес-модели и стандартов предпринимательской деятельности. А для их продвижения также нужны информационно-аналитические ресурсы, которые как раз есть в нашем распоряжении. И это не только PR и маркетинговое сопровождение (видеоролики, предоставление данных об особенностях тех или иных рынков, размещение информации о продукции на специализированном сайте и многое другое). Есть еще вариант участия в проводимых РЭЦ бизнесмиссиях, коллективных стендах на специализированных выставках, где можно представить свой бренд зарубежным партнерам. Ощутимый плюс для бизнеса еще и в том, что часть затрат на участие нами компенсируется».

Опубликовано:
22/10/2018

Рекомендуем

В фокусе

Юрий Моисеев: «Выходить из зоны комфорта — это то, что у меня получается лучше всего.»

Ресторатор Юрий Моисеев является совладельцем кафе-пекарни «Жаворонок» и ресторана Lark Сafe
В фокусе

«G10. Рестораторы России. Опыт лидеров» в Тюмени: как это было

Целых три дня — с 13 по 15 июля — ресторатор, собственник ресторанной компании «МаксиМ» Лариса Невидайло и команда директоров, управляющих, шеф-поваров и барменов делились с участниками этапа «G10: Тюмень» ценным опытом работы: секретами создания, развития и поддержания на высшем уровне крутых ресторанных концепций региона. Для участников бизнес-проекта они подготовили выступления на самые острые и проблемные темы
В фокусе

Предпринимательство и руководство, правила поиска инвесторов, как управлять кухней в сложной экономической ситуации — что обсуждали на «G10. Нижний Новгород»

С 18 по 20 мая ресторанная группа Berezka Group и ее владелец Максим Мирсиянов знакомил гостей с ресторанным бизнесом и гастрономической культурой региона в ходе проекта информационной группы «Ресторанные ведомости» «G10. Рестораторы России. Опыт лидеров»
В фокусе

Красноярск, вторая серия «G10. Рестораторы России. Опыт лидеров»

Несмотря на то, что в Красноярске проект «G10. Рестораторы России. Опыт лидеров» с успехом прошел в ноябре 2021 года, по просьбам участников программу было решено повторить и расширить. Получилось еще более познавательно: 25 рестораторов со всей страны 27-28 апреля побывали в гостях у Bellini group и ее основателей Анатолия Ващенко и Алексея Горенского, а также познакомились с бизнесом ресторанных групп Berrywood Family и 075 GROUP
В фокусе

«G10: Екатеринбург»: как это было

13-14 апреля «Ресторанные ведомости» провели очередную серию бизнес-проекта G10 Рестораторы России. Опыт лидеров. На этот раз профессионалов ресторанного бизнеса ждал Екатеринбург — гостей принимала компания CENTER — «Рестораны Кирилла Шлаена»
В фокусе

Айрат Гарипов: «Лучше всякого маркетинга работает сарафанное радио. Именно оно обеспечивает поток гостей в заведения»

Седьмой тур бизнес-проекта «G10. Рестораторы России. Опыт лидеров», организованный «Ресторанными ведомостями», прошел в Казани. Принимающей стороной в столице Татарстана стала Garipov Rest Family во главе с ее основателем Айратом Гариповым