Конфликт рестораторов, их гостей и жителей района: 5 уроков из жизни
Александр Иванов о Патриарших прудах как о системной проблеме

МОСКОВСКИЙ СОХО
Район Патриарших прудов за последние два года достаточно ожидаемо стал одним из центров московской ночной тусовки.
Более 40 действующих предприятий питания и перспективы открытия еще десятка. Это формирует новомодный район вроде лондонского Сохо.
Но возникла именно та проблема, о которой я неоднократно говорил и писал: житель, требующий условий для своей комфортной жизни.
И если поначалу было подозрение, что конфликтуют различные социальные группы, то потом стало ясно, что конфликт находится фактически внутри одного социокультурного слоя. Просто одна его часть здесь живет, а другая — развлекается. И весьма активно.
Минимальны жалобы на сами рестораны – то есть привычные жалобы шум от вентиляции, на размещение гудящих венткоробов на фасадах зданий, даже на шум из производственных помещений и залов.

Жители «Патриков» не захотели оказаться в эпицентре перманентного праздника.
Случай не уникальный. Это типовая ситуация, когда сам ресторан вреда окружающим не приносит, а вот его посетители вечером и ночью становятся крайне нежеланными.
УРОКИ ПАТРИКОВ
Я слышал мнения, что проблема Патриарших — это весьма локальный вопрос одного района Москвы. Смею заметить, что это не так.
Опыт и пример московских городских бизнес-конструкций активно распространяется по стране. На рубеже 90-х любой мало-мальски приличный глава города создавал пешеходную зону со стильными фонариками и магазинами, гордо именуемую «Наш Арбат», а сейчас каждое парковое хозяйство сравнивается с Парком Горького. И я не исключаю появление собственных «Патриков» в регионах России. Поэтому проблемы такого городского явления надо однозначно учитывать.
УРОК ПЕРВЫЙ
Не доводите жителей до точки кипения. Несмотря на большое количество посетителей таких зон, жителей все равно больше. И именно они могут сформировать мнение, на которое будут ориентироваться люди, принимающие окончательные решения.
На Патриках дело дошло до перетяжки над улицей с требованием навести порядок. Это почти крайние меры. Дальше — только уличные выступления жителей со всеми вытекающими последствиями. Этот итог неприемлем, и доводить до него не рекомендую.
УРОК ВТОРОЙ
Работайте с клиентами. Ваши гости на улице остаются вашими гостями, так как они порой неадекватно шумно выходят курить и общаться. Я уж не говорю про конфликтные ситуации, которые вываливаются за стены заведения, при абсолютной индифферентности службы безопасности ресторана. Это абсолютно неправильный подход.
Гость побывал и не вернулся: почему?
УРОК ТРЕТИЙ
Живите между собой дружно и договаривайтесь о совместных действиях, начиная от режима работы и заканчивая обеспечением безопасности на улице. Не сможет один за всех тянуть эту лямку, пусть и самый «крутой».
УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ
Если вы в жилой зоне формируете зону активности, проработайте вопрос совместно с жителями и муниципальными депутатами.
Да, возможен и потребительский экстремизм и завышенные требования, но не отгораживайтесь и не закрывайтесь нерушимым правом вести бизнес в легально арендованном помещении. Вас однозначно могут поправить. Способов для этого достаточно. То же согласование размещения воздуховодов на фасаде здания никто не отменял. И это самое простое решение. Есть и другие.
УРОК ПЯТЫЙ
Будьте адекватны ситуации. В подобных конфликтах всегда возникает дилемма: закрыться и уйти или остаться. Если решаете оставаться на этом месте, решите, как вы остаетесь — сохраняете статус постоянного источника конфликтов или готовы компромиссы для взаимодействия с окружающим вас коммунальным миром.
Продажа ресторана в кризис: миссия выполнима, но с трудом
В ситуации на Патриарших прудах были приняты адекватные решения. По крайней мере, на момент написания этой статьи. Кроме эмоций с обеих сторон, были и весьма адекватные оценки самими рестораторами в блоргосфере и социальных сетях, в прессе, показавшие готовность профессионального сообщества на изменение ситуации; были встречи с префектом Центрального округа, с жителями, с депутатами.
Были приняты весьма адекватные решения по ограничению работы предприятий питания в ночное время, а также по организации системы дополнительной безопасности с помощью привлечения частной охранной структуры. Рестораторы сказали — мы хотим здесь работать. Жители готовы посмотреть на эту новую структуру отношений.
Остался неохваченным в этой истории потребитель. Это следующий этап работы.
02/08/2016