продвижение |  Январь 2020

Личный бренд

От создания до монетизации

Личный бренд
Котюсов Александр

Ресторатор, глава представительства ФРиО в Нижнем Новгороде

Попробуем разобраться, нужен ли ресторатору личный бренд вообще, и если нужен, то как его монетизировать? Наверное, ни для кого не секрет, что для удачного запуска и работы ресторана сегодня важно все: месторасположение, кухня, цены, меню, интерьер. Порой значение имеет и имя владельца или шеф-повара заведения.

Сразу оговоримся, в стране существуют тысячи успешно работающих предприятий общественного питания, имена владельцев которых ничего не скажут широкой публике. То же касается и большинства шефов. Как правило, они люди молчаливые и не харизматичные, им гораздо проще резать, жарить и варить, чем позировать перед камерами или писать в свой «Инстаграм» искрометные тексты. И все же, если ты человек известный (в каких уж масштабах — другой вопрос), надо этой известностью пользоваться на благо собственного бизнеса. Тем более что сегодня любые способы увеличения количества гостей и среднего чека в ресторане хороши! Ну или почти любые.

banner_books_5_guru.jpg

ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНЫЙ БРЕНД?

Скажу своими словами: это набор личных качеств, которые идентифицируют тебя, выделяют среди других и помогают развивать собственный бизнес. Главные составляющие личного бренда — узнаваемость, профессионализм и доверие. В ресторанном бизнесе все они должны работать вместе. Главный плюс, который получает носитель личного бренда, — это возможность создавать ажиотаж вокруг собственного заведения и забивать зал на любое мероприятие независимо от его концепции. Вот только работает это лишь тогда, когда в ресторане прекрасная кухня и отличное обслуживание.

Если ты артист или политик и известен всей стране, это не значит, что, открыв кафе, ты долго будешь поддерживать интерес к своему заведению и делать в нем огромные выручки. Яркий пример — ресторан Ольги Бузовой. Очередь ее поклонников стояла возле BuzFood лишь в первые дни, а потом растаяла, видимо столкнувшись с не самой вкусной кухней и с не самым качественным обслуживанием. Похожая ситуация, хоть и не столь критичная, у Тимати с его Black Star Burger.

Профессионализм автоматически вытекает из узнаваемости. Если ваша сфера деятельности никак не пересекается с ресторанным бизнесом и вы лично в нем ничего не понимаете, то поддерживать интерес гостей к собственному ресторану будет крайне сложно. Пожалуй, за исключением того случая, когда вы, допустим, солист группы «Руки Вверх!» Сергей Жуков и регулярно выступаете в заведении со своими концертами.

Ну и конечно, доверие. У известных людей разный шлейф. Хорошо, если положительный. А если нет? В качестве примера здесь можно привести пекарни Германа Стерлигова, которые он безуспешно пытается раскрутить своими экстравагантными поступками.

КАК МОНЕТИЗИРОВАТЬ ИЗВЕСТНОСТЬ?

Сегодня для большинства людей в нашей стране посещение ресторана (с некоторыми оговорками, разумеется) по-прежнему событие праздничное, а значит, в личный бренд ресторатора с самого начала работы закладываются кирпичики так называемой сладкой жизни, которые остаются в фундаменте навсегда. Я лично рекламирую в своем аккаунте в «Инстаграме» дальневосточные устрицы, морских ежей, сыр буррата, новые сорта пива, приглашаю на гастрономические ужины и вечера с живой музыкой, продаю новогодние корпоративы. И связано это вовсе не с тем, что мне это нравится (хотя я получаю от процесса удовольствие), а с тем, что другого выхода у меня не остается. Если вы посмотрите в «Инстаграме» или «Фейсбуке» страничку любого публичного ресторатора — Аркадия Новикова, Бориса Зарькова, Алексея Васильчука, — то убедитесь, что число подписчиков, лайков, просмотров у них в разы может превышать количество аналогичных видов реакции в любом из ресторанов, которыми они управляют. Становясь публичным ресторатором, ты превращаешься в заложника собственного личного бренда. Для этого он и создается. А раз так, то надо этим пользоваться и монетизировать свою публичность. Как? Простых рецептов здесь нет, но некоторые советы дать могу.

  1. Комментируйте. В любом регионе есть СМИ, которым очень нужно получить комментарий по новому законодательству о продаже пива, по правилам установки летних веранд, по требованиям Роспотребнадзора и т. д. Если зовут, идите в журналы, на радио и ТВ.

  2. Учите других! Если вы построили несколько ресторанов, у вас есть опыт. И не важно, какой он — положительный или наоборот. Вы можете учить других, в том числе и на своих ошибках. Учите, выступайте. На круглых столах, конференциях, выставках, фестивалях. Это здорово, что вас приглашают. А если не приглашают, напрашивайтесь сами. Не надо стыдиться.

  3. Пишите! Пишите статьи. На ресторанные темы. Становитесь колумнистами различных журналов. Делайте это бесплатно. Находите адреса и телефоны главных редакторов гастрономических журналов и предлагайте себя. Это в литературные издания стоит очередь из непризнанных писателей, а журналы профессиональные страдают от нехватки интересных авторов. Неожиданно вы станете экспертом, и начнется та самая монетизация. Не забывайте только про хороший русский язык, это необходимо.

  4. Ходите на все тусовки. Или почти на все. Если вас приглашают, надо идти и торговать лицом. Вы же сами выбрали такой путь.

  5. Используйте свои рестораны как площадку. Решили организовать гастрономический вечер? Провести мастер-класс по приготовлению хачапури? Пригласили городских селебрити на день рождения ресторана? Не стесняйтесь брать в руки микрофон и вести вечер. Поверьте, это не зазорно, а очень даже похозяйски.

  6. Не забывайте про социальные сети. Каждый день подтверждает истину, в которую еще несколько лет назад никто не верил: если тебя нет в соцсетях, то тебя вообще нет. Лучше всего, конечно, вести блогв «Фейсбуке» или «Инстаграме» самому. Если лень, то доверьтесь специалистам, но проверяйте их. Отвечайте подписчикам, разговаривайте с ними, приглашайте на мероприятия в свои рестораны.

Истины эти просты, но без них вы не сможете поставить свой личный бренд на службу собственному бизнесу. В этом я убедился сам. И это доставляет мне удовольствие. Хотя иногда хочется послать к черту управляющего рестораном, который присылает сообщение: «Шеф! Напишите в своем «Инстаграме» про гастрономический ужин, пожалуйста. У нас еще половина столов не продана».

Приглашаем 25–27 февраля на 1-ю ресторанную маркетинг-конференцию «Гуру продвижения» Тренды. Инструменты. Ноу-хау в маркетинге»
Это возможность приобрести опыт от лучших маркетологов страны и задать им вопросы.

guru_600x300.png

Опубликовано:
15/01/2020

Рекомендуем

Рекомендации

С чего начать экологизацию ресторана (бара) в кризис

Юлия Барсукова. Специалист по развитию компании «Сфера Экологии» (Санкт-Петербург), выпускница РГСУ, магистр
Маркетинг

Как повысить спрос и продажи в кондитерской

Евгения Головкова. Управляющий партнер сети кондитерских Kuzina
Менеджмент

Как повысить вовлеченность сотрудников после пандемии

Елена Победоносцева. Товарищ по HR компании UnoDosTres
Рекомендации

Какие выводы нужно сделать, на какие перспективы можно расчитывать

Артур Чистяков.  Специалист в области стратегического планирования и маркетинга, эксперт в сфере доставки готовых блюд и продуктов, более двадцати лет в ресторанном бизнесе и FMCG, запустил несколько проектов, ставших лидерами индустрии
Маркетинг

Какие инструменты продвижения сегодня наиболее эффективны

Евгения Нечитайленко. Основатель агентства маркетинговых коммуникаций Prprosto
Маркетинг

Какие акции и спецпредложения работают во время кризиса

Елена Богдан. Ведущий специалист ресторанного направления агентства маркетинговых коммуникаций Prprosto