промо-акции |  Январь 2016

Как рассчитать эффективность маркетинговой акции

Ирина Авруцкая дает инструкцию с формулами расчета и примерами

Как рассчитать эффективность маркетинговой акции
Авруцкая Ирина
Руководитель компании Like4Like Foodservice Strategies Strategies. Куратор направления «Маркетинг» в Novikov Business School

Стремиться увеличить средний чек сейчас не нужно и даже опасно. Дорогие предложения и дополнительные продажи в кризис будут только отпугивать. 90% усилий нужно сфокусировать на удержании старого гостя и привлечении новых клиентов для увеличения числа транзакций. В арсенале грамотного ресторатора сейчас должны быть в основном «привлекающие» и «возвратные» акции.

 

 

КАК ПРИВЛЕКАТЬ НОВЫХ ГОСТЕЙ

 

Основные инструменты привлечения гостей — купон на скидку, подарок при покупке, низкая «входная» цена.

 

Ради привлечения новых гостей возможно на время «поступиться» средним чеком и себестоимостью. Да чек может понизиться, а себестоимость — вырасти. Но если вы уверены, что в результате акции в ресторан действительно придут новые гости, то это нормальная и даже здоровая ситуация.

    

Акции по рекрутированию новой аудитории нельзя продвигать внутри заведения — только вовне. Иначе, размещая табличку «Кофе с собой со скидкой 20%» только в прикассовой зоне вашей кофейни, вы рискуете просто потерять и выручку, и прибыль. 

Как новому клиенту найти ваш ресторан


КАК ВОЗВРАЩАТЬ ГОСТЕЙ

 

Возвратные механики бывают двух типов: однократный возврат (вернись — получи) или многократный возврат (собери 5 штампов — получи).

 

  • Механику первого типа ориентируем на гостей, которые побывали у вас впервые: предлагаем им существенную привилегию с расчетом, что в следующий раз придут с компанией (второй кофе в подарок). 

  • Акции многократного возврата целесообразно предлагать гостям, периодически посещающим ваше заведение, с намеком на то, что вы были бы рады видеть их чаще. Соответственно, нужно продумать способы продвижения акций, чтобы попасть точно в цель.

Гость побывал и не вернулся


КАК СЧИТАТЬ?

 

Для определения эффективности акций я использую три основных инструмента: расчет ROMI (Return on Marketing Investment), определение рейтинга акции и анализ стоимости привлечения (или возврата) гостя. Их можно использовать и для предварительного прогнозирования.

 

Приведенные ниже примеры наглядно демонстрируют, что при одинаковой относительной выгоде для гостя и при одинаковом бюджете акции могут иметь совершенно различные показатели эффективности. Высокий рейтинг акции совсем не обязательно означает ее успешность с точки зрения возврата инвестиций. И ни одна из применяемых мною трех метрик сама по себе не может свидетельствовать об успешности или провале той или иной маркетинговой инициативы.

Правила ресторанных акций 

 

ИНСТРУМЕНТЫ РАСЧЕТА


1.  ROMI (возврат вложенных маркетинговых инвестиций)

 Показывает доходность вложений в маркетинговую акцию.


Формула расчета

 

(ОДВ — ОСЗ) / ОСЗ

 

ОДВ — общий доход от вложений. Это прирост по итогам акции (показатели во время акции по сравнению со средними продажами соответствующего периода).

 

Если цель — привлечение новых гостей, то считаем по выручке.

 

Если повышение маржинальности, то от валовой прибыли.


ОСЗ — общая сумма затрат на акцию. Для расчета нужно учитывать абсолютно все затраты: если в условиях акции значится подарок, то его себестоимость должна включаться в расчет этой метрики.


2. РЕЙТИНГ АКЦИИ

Позволяет оценить относительную популярность акции и рассчитать влияние низкомаржинальной акции на общий фудкост.

Рекомендовано оценивать потенциальный рейтинг до запуска акции.

 

Формула расчета

 

(ЧА / Ч) * 100 (в %)


ЧА — количество чеков с акционными блюдами.

 

Ч — общее количество чеков за период проведения акции.

 

Если себестоимость блюд в заведении составляет 30%, то при рейтинге 50% акция с себестоимостью 37% даст повышение фудкоста не более чем на 3,5%, а при рейтинге 10% — максимум на 0,7%.

 

Максимумы будут достигнуты лишь в том случае, если в чеках с акционными продуктами совсем не будет неакционных.

     


3. СТОИМОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ/ВОЗВРАТА

 

Формула расчета

 

ОСЗ  / ЧА 


Анализировать это показатель нужно в привязке к типу акции и к ожидаемому среднему чеку.

 

Новый гость за 150 рублей возможен, если расчетный чек по акции составит 1500–2000 рублей, но недопустим в недорогих заведениях.

 

Стоимость возврата всегда должна быть ниже стоимости привлечения.


 

ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА МАРКЕТИНГОВЫХ АКЦИЙ

 

Общие вводные

 

  • Маркетинговый бюджет — 10 000 рублей, срок действия акции — 4 недели

  • Выгода для гостя — 15%

  • Средненедельное количество транзакций на торговой точке — 750

  • Кофе в заведении стоит 100 рублей, а печенье — 15 рублей

 

Реальные показатели вашей маркетинговой активности, а также стоимость производства рекламных материалов могут отличаться от приведенных примеров.

 


В галерее ниже – примеры расчета маркетинговых акций. Кликните на карточку, чтобы ее увеличить.

 

      

  

 



Опубликовано:
29/01/2016

Рекомендуем

Менеджмент

«Учебник Бармена» стал ещё полезнее и ещё интереснее

«Ресторанные Ведомости» рады представить вторую редакцию официального учебника Барменской Ассоциации России «Учебник бармена».
Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
https://www.high-endrolex.com/3