Адаптация. Первые шаги
Пошаговые рекомендации по адаптации нового официанта от Инессы Ермишкиной, руководителя учебного центра сети «Кофемания»

Где общепиту красть кадры?
Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки
Топ HoReCa-профессий в период Нового Года
СОБЕСЕДОВАНИЕ
Процесс адаптации новых сотрудников начинается уже во время проведения собеседования кандидатов. Специалист по подбору персонала, директор или менеджер ресторана выясняют ожидания соискателя и информируют о специфике работы, предъявляемых требованиях. Если по итогам собеседования принято положительное решение, то не тяните с сообщением результатов, иначе можно потерять хорошего кандидата.
ПОДГОТОВКА К ПРИХОДУ НОВОГО СОТРУДНИКА
Директор или менеджер ресторана должен проинформировать нового сотрудника о первом дне работы: дате, начале рабочего дня, графике сменности. Кроме того, необходимо проверить, все ли подготовлено к приходу нового сотрудника: расписание, униформа, шкафчик и пр.
ОРИЕНТАЦИЯ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
Новичок полон энтузиазма, он старается правильно выполнять свои обязанности и хочет соответствовать ожиданиям менеджера и гостей. Но нередко многие испытывают стресс на новом месте. Все новые сотрудники должны пройти программу ориентации. При проведении этой программы менеджер-наставник должен:
-
представить нового сотрудника коллективу
-
дать общую информацию о компании
-
ознакомить с перечнем основных обязанностей
-
рассказать о графике работы и перерывах
-
проинформировать о стандартах внешнего вида и униформы
-
рассказать о корпоративной культуре компании
-
рассказать о правилах внутреннего трудового распорядка (процедура начисления зарплаты, порядок регистрации рабочего времени, система оценки, испытательный период, компенсации за переработки, скидки для сотрудников, отпуска, оплачиваемые выходные, униформа и пр.)
-
назвать имена руководителей ресторана/компании
-
рассказать о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях
-
провести тур по производственной зоне и служебным помещениям с посещением всех основных подразделений
-
провести ориентацию на рабочем месте сотрудника
-
провести краткий обзор «Руководства по специальности» или других обязательных для нового сотрудника учебных пособий, в которых отражены стандарты работы и правила поведения, чтобы помочь новому сотруднику лучше понять свои обязанности, порядок и способы оценки его деятельности
-
рассказать о системе обучения, расписании учебных программ, оформить необходимые для начала обучения формы.
Как помочь новичку адаптироваться на рабочем месте
Проведение учебных занятий — одна из основных обязанностей менеджера. Учебные программы по подготовке новых сотрудников помогают обеспечить выполнение обязанностей всеми сотрудниками в соответствии со стандартами качества компании.
Одни из первых стандартов, которые должен освоить новичок, — стандарты внешнего вида. Ведь то, как выглядят ваши сотрудники, является отражением их готовности к работе, гордости и ответственности за свою работу.
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ВИДА И УНИФОРМЫ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ЗАЛА. ПРИМЕР*
УНИФОРМА
-
Чистая и аккуратно выглажена. Правила стирки и чистки соблюдены
-
Соответствует предписанной стандартом комплектности
-
Подходит по размеру
-
Без повреждений любого рода: деформаций, затяжек, разрывов
-
Без видимых следов ремонта: штопки, швов и пр.
-
Длина брюк — до верхнего края обуви
-
Длина юбки — на два пальца выше середины колена
-
Значок с именем — обязательный элемент униформы, прикрепляется с левой стороны чуть выше груди
-
Логотипы компании и фирменные значки — в хорошем состоянии
-
Запрещено ношение любого контрастного по цвету нижнего
белья, если его цвет заметен через блузку или рубашку
-
Для официантов: обязательно наличие ручки, блокнота официанта и нарзанника
-
Перешивать униформу разрешается только с одобрения менеджмента.
ОБУВЬ
-
Из кожи, удобная и чистая
-
Обувь должна быть сменной. Черные ботинки со шнурками — для мужчин, классические черные туфли на каблуке комфортной формы высотой 2,5–4 см — для женщин
-
Ношение обуви на босу ногу недопустимо (для женщин — колготки темного или телесного цвета с юбкой или платьем, носки или гольфы с брюками, для мужчин — носки без рисунка в тон обуви и униформе)
-
Спортивная обувь, сандалии, обувь на платформе запрещены.
МАКИЯЖ
-
Брови выглядят аккуратно и естественно, тени и тушь используются умеренно, губная помада дополняет естественный цвет губ.
-
Наручные часы простого дизайна
-
Браслеты на руках недопустимы по технике безопасности
-
Экстравагантные, вечерние украшения, браслеты, не являющиеся частью униформы броши или значки недопустимы
-
Стекла очков должны быть прозрачными.
ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ
-
Ежедневно принимать душ
-
Пользоваться дезодорантом
-
Уделять особое внимание свежести дыхания, чистить зубы как минимум два раза в день, регулярно пользоваться жидкостью для полоскания рта
-
После курения освежить дыхание
-
Не есть до и во время работы блюда с резким запахом чеснока, лука и пр.
-
Одеколон, духи, лосьоны использовать умеренно
-
Не допускается парфюмерия с резким интенсивным запахом
-
Мыть руки в соответствии со стандартами санитарии (после посещения туалета, еды, курения)
-
Приводить в порядок свой внешний вид вне рабочего места, в помещении для персонала.
* Дополнительные требования к внешнему виду и униформе могут быть определены менеджментом в соответствии с концепцией заведения.
Эффективная система обучения и развития персонала, основанная на стандартах13/12/2017