персонал |  Декабрь 2017

Адаптация. Первые шаги

Пошаговые рекомендации по адаптации нового официанта от Инессы Ермишкиной, руководителя учебного центра сети «Кофемания»

Адаптация. Первые шаги
Ермишкина Инесса
Бизнес-тренер и консультант в индустрии гостеприимства, владелец консалтинговой компании «Leaders2Leaders», руководитель учебного модуля «Управление операционной деятельностью в индустрии гостеприимства»

СОБЕСЕДОВАНИЕ

Процесс адаптации новых сотрудников начинается уже во время проведения собеседования кандидатов. Специалист по подбору персонала, директор или менеджер ресторана выясняют ожидания соискателя и информируют о специфике работы, предъявляемых требованиях. Если по итогам собеседования принято положительное решение, то не тяните с сообщением результатов, иначе можно потерять хорошего кандидата.

ПОДГОТОВКА К ПРИХОДУ НОВОГО СОТРУДНИКА

Директор или менеджер ресторана должен проинформировать нового сотрудника о первом дне работы: дате, начале рабочего дня, графике сменности. Кроме того, необходимо проверить, все ли подготовлено к приходу нового сотрудника: расписание, униформа, шкафчик и пр.

ОРИЕНТАЦИЯ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Новичок полон энтузиазма, он старается правильно выполнять свои обязанности и хочет соответствовать ожиданиям менеджера и гостей. Но нередко многие испытывают стресс на новом месте. Все новые сотрудники должны пройти программу ориентации. При проведении этой программы менеджер-наставник должен:

  • представить нового сотрудника коллективу

  • дать общую информацию о компании

  • ознакомить с перечнем основных обязанностей

  • рассказать о графике работы и перерывах

  • проинформировать о стандартах внешнего вида и униформы

  • рассказать о корпоративной культуре компании

  • рассказать о правилах внутреннего трудового распорядка (процедура начисления зарплаты, порядок регистрации рабочего времени, система оценки, испытательный период, компенсации за переработки, скидки для сотрудников, отпуска, оплачиваемые выходные, униформа и пр.)

  • назвать имена руководителей ресторана/компании

  • рассказать о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях

  • провести тур по производственной зоне и служебным помещениям с посещением всех основных подразделений

  • провести ориентацию на рабочем месте сотрудника

  • провести краткий обзор «Руководства по специальности» или других обязательных для нового сотрудника учебных пособий, в которых отражены стандарты работы и правила поведения, чтобы помочь новому сотруднику лучше понять свои обязанности, порядок и способы оценки его деятельности

  • рассказать о системе обучения, расписании учебных программ, оформить необходимые для начала обучения формы.

Как помочь новичку адаптироваться на рабочем месте

Проведение учебных занятий — одна из основных обязанностей менеджера. Учебные программы по подготовке новых сотрудников помогают обеспечить выполнение обязанностей всеми сотрудниками в соответствии со стандартами качества компании.

Одни из первых стандартов, которые должен освоить новичок, — стандарты внешнего вида. Ведь то, как выглядят ваши сотрудники, является отражением их готовности к работе, гордости и ответственности за свою работу.

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ВИДА И УНИФОРМЫ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ЗАЛА. ПРИМЕР*

УНИФОРМА

  • Чистая и аккуратно выглажена. Правила стирки и чистки соблюдены

  • Соответствует предписанной стандартом комплектности

  • Подходит по размеру

  • Без повреждений любого рода: деформаций, затяжек, разрывов

  • Без видимых следов ремонта: штопки, швов и пр.

  • Длина брюк — до верхнего края обуви

  • Длина юбки — на два пальца выше середины колена

  • Значок с именем — обязательный элемент униформы, прикрепляется с левой стороны чуть выше груди

  • Логотипы компании и фирменные значки — в хорошем состоянии

  • Запрещено ношение любого контрастного по цвету нижнего

    белья, если его цвет заметен через блузку или рубашку

  • Для официантов: обязательно наличие ручки, блокнота официанта и нарзанника

  • Перешивать униформу разрешается только с одобрения менеджмента.

ОБУВЬ

  • Из кожи, удобная и чистая

  • Обувь должна быть сменной. Черные ботинки со шнурками — для мужчин, классические черные туфли на каблуке комфортной формы высотой 2,5–4 см — для женщин

  • Ношение обуви на босу ногу недопустимо (для женщин — колготки темного или телесного цвета с юбкой или платьем, носки или гольфы с брюками, для мужчин — носки без рисунка в тон обуви и униформе)

  • Спортивная обувь, сандалии, обувь на платформе запрещены.

МАКИЯЖ

  • Брови выглядят аккуратно и естественно, тени и тушь используются умеренно, губная помада дополняет естественный цвет губ.

  • Наручные часы простого дизайна

  • Браслеты на руках недопустимы по технике безопасности

  • Экстравагантные, вечерние украшения, браслеты, не являющиеся частью униформы броши или значки недопустимы

  • Стекла очков должны быть прозрачными.

ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

  • Ежедневно принимать душ

  • Пользоваться дезодорантом

  • Уделять особое внимание свежести дыхания, чистить зубы как минимум два раза в день, регулярно пользоваться жидкостью для полоскания рта

  • После курения освежить дыхание

  • Не есть до и во время работы блюда с резким запахом чеснока, лука и пр.

  • Одеколон, духи, лосьоны использовать умеренно

  • Не допускается парфюмерия с резким интенсивным запахом

  • Мыть руки в соответствии со стандартами санитарии (после посещения туалета, еды, курения)

  • Приводить в порядок свой внешний вид вне рабочего места, в помещении для персонала. 

* Дополнительные требования к внешнему виду и униформе могут быть определены менеджментом в соответствии с концепцией заведения. 

Эффективная система обучения и развития персонала, основанная на стандартах



Опубликовано:
13/12/2017

Рекомендуем

Маркетинг

Почему корпоративная культура — ключ к будущему

Рахим Идиев. Бизнес-тренер, консультант в сфере гостеприимства
Рекомендации

Нужно ли шефу слышать «мелодию» блюда (часть 2)

Влад Пискунов. Бренд-шеф ресторана «Матрешка»
Маркетинг

Могут ли чат-боты помочь ресторанному бизнесу

Антон Удодов. Основатель агентства KURAGA
Маркетинг

Прибыльный ресторан в загородном отеле — миф или реальность?

Нина Макогон. Директор по информационной политике Федерации рестораторов и отельеров России, владелец кадрового агентства rabotarestoran.ru, автор книги «Кого хотят рестораторы? Гид по карьере»
Рекомендации

Можно ли сделать еду ресторанного уровня интересной и доступной

Андрей Матюха. Владелец ресторанов «Угли-угли» (№ 6 всероссийского рейтинга WhereToEat-2021), «The Печь» и гастробара «Очередь»
Рекомендации

Верить ли самым распространенным мифам о стейках

Павел Поцелуев. Бренд-шеф ресторана «Жажда крови»