мнение |  Февраль 2016

О честном пиаре и мошенничестве на доверии

Олег Назаров размышляет о тесном мирке ресторанных обозревателей

О честном пиаре и мошенничестве на доверии
Назаров Олег
Ресторанный критик, консультант по продвижению ресторанов

В мае прошлого года в Москву приехали мои друзья из Краснодара и попросили показать им несколько хороших столичных мест. Особенно их интересовало кафе «С…»: «Туда, мы читали, очередь стоит круглосуточно. Обязательно надо попасть!».

 

И мы пошли в это «С…». Не среди ночи, конечно, а где-то в полдень.

 

Очередь у входа действительно наблюдалась, человек десять. Мы постояли в ней минут пятнадцать, зашли. Нам выдали меню. Мы выбрали блюда и стали оглядываться. Публика, негламурная, но с «претензией», занимала все помещение. В ожидании, пока к нам подойдет официант, я пошел взглянуть на второй этаж. И там был занят всего один столик!.. То есть заведение специально создавало очередь, дабы подчеркнуть свою востребованность. Хотя реально было полупустым.

Формула успеха ресторанов: мода или постоянные гости?

«Ну что ж, нормальный маркетинговый ход», — подумал я, спускаясь на первый этаж. А тут выяснилось, что за полчаса ожидания официант к нам так и не подошел. Мы плюнули и ушли из модного, хитро сделанного места.

 

А совсем недавно уже московские друзья пригласили меня пообедать в ресторан «В…». Но только за неделю попросили зафиксировать точное время нашей встречи: «Там все места заказаны на много дней вперед! Без предварительной резервации за несколько дней мест не найти!».


Мы встретились в ресторане в два часа дня, часа полтора потратили на обед. В начале нашей трапезы мест действительно почти не было. Но к половине четвертого ресторан освободился. Мы оставались до пяти с хвостиком — зал был пустым. И никаких резерваций на столах.

 

И опять в голове стали мелькать мысли, только уже с развитием: «Ну да, создавая иллюзию востребованности, владельцы заведения разжигают ажиотаж у своей целевой аудитории. Это чистый маркетинг. Но зачем же врут авторы рецензий? По идее, им следовало бы, наоборот, подсказать потенциальным гостям, когда в ресторане имеются свободные места, а не вводить почтенную публику в заблуждение!»

Ваш ресторан ругают в интернете: что делать?

Нет-нет, только не подумайте, что я осуждаю рестораторов, взявших за манеру раскручивать свои заведения путем создания имиджа «перевостребованности».

 

Меня другое задевает — позиция той самой группки столичных ресторанных обозревателей, которые, вместо того чтобы доносить до своих читателей, конечных потребителей ресторанного продукта, информацию, пусть и окрашенную в тона субъективного восприятия, но достоверную, просто голимо пиарят то или иное заведение, бесстыже обманывая публику и навязывая ложное представление о месте... Никто не мешает людям кого-то пиарить — это почетная профессия, — но пусть делают это открыто! А то, чем они занимаются, именуется мошенничеством на доверии.


Впрочем, не будем демонизировать несчастных ресторанных критиков. Если б они за деньги нас дезинформировали, за честные тридцать сребреников! Увы. Делают это просто из дружбы с рестораторами, которые их угощают, приглашают на дегустации и открытия, к праздникам презентуют сертификаты на бесплатные обеды…

 

Ну и из корпоративной солидарности, разумеется, что, на мой взгляд, самое поганое.

 

Если кто кого похвалил, то и все остальные сразу же включаются. Потому что коллега завтра попросит за «своего» — и ему тоже нужно будет помочь. Не случайно все эти люди активно постят в Facebook общие фотки и постоянно лайкают друг друга.


Опубликовано:
05/02/2016

Рекомендуем

Интервью

Как доставить «правильную» пиццу в любую точку страны и за ее пределы

Станислав Еникеев, CEO и сооснователь Zotman Pizza и Дмитрий Зотов, сооснователь и автор концепции Zotman Pizza
Интервью

Как научиться «ловить» интересы гостей

Елена Подвысоцкая. Управляющий партнер Loft&Catering Lev Tolstoy (event-площадка сети «АндерСон»)
Интервью

«Локдаун нас сплотил»

Айрат Гариповов. Основатель Garipov Rest Family. Сегодня Garipov Rest Family — это рестораны сыроварни Cheeseria, брассерии Leuven, Beerpoint, пивные бары Brisket BBQ by Beerpoint, крафтовые бары Top Hop, джелатерия «Рожок», «Бар музея Васи Ложкина» и семейное кафе «Папа Карло»
Личный опыт

Зачем ресторану создавать собственный заготовочный цех

Михаил Кольцов. Генеральный директор сети «Сушкоф и Дель Песто»
Личный опыт

Поможет ли рыба «Голландцу» долететь до гастрономической славы

Екатерина Поташова и Равиль Шайхайдаров. Идеологи и соучредители проекта «Речной»
Личный опыт

Как геймификация помогает «прокачать» ценности сети

Анастасия Сергеева. Управляющий партнер сети «Гриль № 1» (Барнаул)