франчайзинг |  Октябрь 2016

Микрофраншизы — не просто хобби

Формат станет одним из полноправных сегментов отечественного рынка

Микрофраншизы — не просто хобби
Селюх Олеся
Олеся Селюх
Эксперт в области франчайзинга с многолетним опытом работы в HoReCa,
считает, что со временем несколько снисходительное отношение к микрофраншизам в области общественного питания будет преодолено и формат станет одним из полноправных сегментов отечественного рынка.  



МИНИ-, МИКРО- И ДАЖЕ НАНО-


На волне кризиса 2008–2010 годов в России появились первые франшизы с относительно небольшими инвестициями. Сегодняшние предложения уже достаточно разнообразны. В России появились очень интересные компактные стритфуд-концепции с нишевыми национальными продуктами (хумус, фалафель), развиваются мобильные форматы (фудтраки, мобильные кофейни, тележки с мороженым и пр.), take away или to go концепции (кофе, мороженое, сэндвичи, закуски, хлеб). Скорость распространения новых трендов очень велика. Думаю, совсем скоро на нашем рынке появятся популярные на Западе паназиатские стритфуд-концепции, новые варианты «мобильных take away» — diner box, еда в боксах «с собой» и «на ходу». Возможно, в сфере услуг возникнут микрофраншизы с социальным аспектом, которые смогут претендовать на государственную поддержку.

К микрофраншизам относят предложения с паушальным взносом от 0 до 150 тысяч рублей, но есть варианты небольших форматов (корнеров, мобильных точек и пр.) с достаточно весомым взносом до 300 тысяч рублей. Заявленная окупаемость может быть от одного месяца, но средний показатель — до полугода. Роялти от 0%, средний показатель 7–15%. Чаще всего франчайзи обязан закупать ключевую продукцию (кофе, полуфабрикаты, мороженое и пр.) у головной компании. Могут быть и другие, впрочем, достаточно стандартные для франчайзинговых отношений, ограничения (например, единый процессинг данных, закупка полного комплекта для запуска у франчайзи — от кофемашины до мобильной конструкции, покупка и установка обязательного ПО и пр.). Зачастую процент отчислений франчайзеру привязан к показателям лидов/заявок/поставкам.



СДЕЛАТЬ ХОББИ БИЗНЕСОМ


В первую очередь интересуются «малышами» от общепита молодые предприниматели. Обычно это ребята без профильного опыта, а иногда даже без опыта какой-либо предпринимательской деятельности. Но чаще всего это грамотные кандидаты на покупку — они неплохо разбираются в экономических вопросах, тщательно и взвешенно относятся к затратам, не «сорят» деньгами. Вдумчивый покупатель микрофраншизы понимает, что это не игрушка для сиюминутного заработка, он готов к развитию, к расширению бизнеса, настроен на успех и внимательно вникает во все нюансы франшизы. Для молодых людей с предпринимательской жилкой микрофраншиза — возможность решить вопрос самозанятости, возможно, даже без набора дополнительного персонала, и сделать свое хобби бизнесом.

Готовность франчайзера нянчиться и быть в контакте с потенциальными партнерами — лакмусовая бумажка для определения серьезности намерений

На первый взгляд открыться по мини-франшизе несложно и весьма привлекательно: минимальные инвестиции, несложные требования к локации, низкие финансовые риски, быстрота и легкость запуска, возможность самозанятости, короткий срок окупаемости и быстрое получение прибыли. Однако популярность микроформатов закономерно привела к появлению на рынке достаточно большого количества лжефраншиз с привлекательно небольшими инвестициями.

Идеальная микрофраншиза — это минимальные вложения плюс максимальная поддержка франчайзера (стандарты, обучение, логистика, поставщики). К сожалению, количество таких франшиз — небольшое на текущем рынке. Но они, безусловно, есть.

Чтобы избежать досадных столкновений с мошенниками, к выбору микрофраншизы стоит отнестись с той же щепетильностью, что и подбирая франшизу большого заведения. Нужно выяснить, есть ли, в принципе, на рынке точки рассматриваемого вами бренда. Ведь часто бывает так, что все успехи недобросовестного франчайзера существуют лишь в красочных презентациях или на ярких сайтах. Обязательно нужно пообщаться с действующими партнерами сети до заключения договора. Нормальный франчайзер это обеспечит, пусть и перед самым подписанием, как финальный этап преддоговорного процесса.

Еще порекомендую небольшой психологический прием. Не спешите с заключением договора, проверьте выдержку продавца франшизы. Готовность франчайзера нянчиться и быть в контакте с потенциальными партнерами — лакмусовая бумажка для определения серьезности намерений. А торопливость и форсирование процесса подписания договора указывают на погоню за быстрыми деньгами и красивой статистикой роста сети. Поверьте, быстрые договоры приводят зачастую к существенной доле «смертности» запущенных впопыхах торговых точек. 

По очевидным причинам старт популярности ресторанных микрофраншиз пришелся именно на кризисные годы. Но, я уверена, впоследствии эти форматы займут достойное место среди небольших по формату сетевых торговых точек, и с развитием рынка из делового лексикона уйдет снисходительный термин «микрофраншиза». Ведь это просто франшиза с инвестициями до полумиллиона. Подход к работе таких сетей, к сотрудничеству с партнерами не должен отличаться от стандартного франчайзинга. Надеюсь, скоро франчайзеры микрофраншиз осознают, что главные факторы успеха — не звучный бренд (зарегистрировать марку — нехитрая задача) и схема заработка win-win, а и уникальное товарное предложение в обязательной связке с технологией работы для франчайзи.

 



Опубликовано:
12/10/2016

Рекомендуем

В фокусе

Размышления о смысле бизнеса

«С момента открытия заведения надо сразу же понять: вы зарабатываете на еде или создаете место для посиделок?»
В фокусе

Заведение для всех

Практики индустрии расходятся в мнениях о том, что делать с «непрофильными гостями»
В фокусе

Как подготовиться к аутсорсингу?

6 ключевых моментов, на которые стоит обратить внимание. Типографика
Рейтинги

Made in Russia

Топ-10 отечественных виноделов, по версии винного эксперта Ольги Ефремовой
В фокусе

Общепит. Дно или не дно

Статистика. Типографика
Конъюнктура

С выздоровлением!

Мы насытились гламурным общепитом