Сентябрь 2011

Культ элитной забегаловки

В Германии, да и в других странах Европы и кое-где в Америке уличные забегаловки оформляют на манер бутиков: клиенты, прежде всего, сотрудники частных компаний, хотят есть не только быстро, но и красиво. На улицах Берлина — французское шампанское, в лондонском Сити — шоколадный «от-кутюр», в Сан-Франциско — русские piroshki. Мировые метрополии заново открывают street food...

В Германии, да и в других странах Европы и кое-где в Америке уличные забегаловки оформляют на манер бутиков: клиенты, прежде всего, сотрудники частных компаний, хотят есть не только быстро, но и красиво.

На улицах Берлина — французское шампанское, в лондонском Сити — шоколадный «от-кутюр», в Сан-Франциско — русские piroshki. Мировые метрополии заново открывают street food. Гастрономы говорят, что сегодня уличные закуски — это то, чем вчера был рок-н-ролл.

«Сегодня на улице можно поесть лучше, чем в ином ресторане», — убежден британский ресторанный критик Ричард Джонсон, посвятивший street food свою новую книгу. Он убежден, что мир переживает «революцию уличной еды». С ним согласны и немецкие эксперты. «Преимущество street food заключается в том, что продукты попадают на сковородку свежими, а сами блюда недороги. Хорошие торговцы уличной едой регулярно меняют свое меню, чтобы использовать сезонные продукты», — поясняет германский журнал Essen & Trinken в рубрике «Глобальные тренды».

Банкирам Франкфурта-на-Майне за примером ходить далеко не надо. Культовая в финансовой столице Германии закусочная на колесах «Best worscht in town» (на веселой смеси английского и гессенского немецкого это означает «Лучшие сосиски города»), прежде, чем стать успешной франшизой с десятью филиалами в нескольких городах региона Рейн-Майн, десятилетиями просуществовала в качестве локальной достопримечательности: считается, что лучшие сосиски в соусе «карри» можно было отведать только там.

Ларс Обендорфер, в середине 1990-х отправившись по стопам деда и отца, дополнил ожидаемое от этой закусочной высокое качество рекламными гэгами — раз в год, в начале августа, он устраивает Chili Contest, конкурс на поедание сосисок с самым жгучим соусом. О состязании любят рассказывать немецкие СМИ, а завсегдатаи закусочной во франкфуртском квартале Грюнебург шепчутся, что Обендорфер лично знаком со всеми главными банкирами города. Сейчас дела «Best worscht in town» подробно освещаются в Facebook, и, судя по комментариям, поедание сосисок — это уже не питательный, а развлекательный процесс. Питание, как приятное переживание, оформлено не без толики эксклюзивности: булочки покупателям предлагают ржаные (они, как утверждается, полезней белых), а соус «карри» — девяти степеней жгучести.

Чтобы стать глобальным трендом, качественной уличной еде понадобились одновременные усилия людей в разных концах планеты, которые о существовании друг друга едва ли подозревают: они просто выловили идею из воздуха. В Сан-Франциско известен крем-брюле Кертиса Кибэлла. По британским дорогам колесит в своем вагончике Петра Барранс. Ученица знаменитого шоколатье Пьера Марколини торгует своими фантазиями на шоколадные темы. В ее меню — «Millionaire's Shortbread», «Chocolate Guinness Cupcakes».

Не столько первооткрывателями, сколько последователями нового гастро-тренда стали берлинцы, на днях отправившиеся по немецкой столице в желтом фургоне, стилизованном под экзотические ныне 1950-е. «Clicquot Rolling Diner» устраивает стильные вечеринки прямо на улице. Гостей кормят необычными закусками (сосиски с трюфелями, вегетарианская шаурма, обезжиренные колбаски), и поят «Вдовой Клико». «Место встречи гурманов с искусством, культурой и модой, Chanel & Champagner – c`est bon pour le moral!» - характеризует новое развлечение популярная немецкая блогерша.

Успех германских начинаний подтверждает слова одного торговца в Лондоне. «В 1970-е годы люди шли на концерты, сегодня они идут за хорошей едой», — приводит его слова The Financial Times. — Street food — это новый Rock-n-Roll». По этой логике, на статус нового Вудстока претендуют и фестивали Street Food. Они проходят в Нью-Йорке, Майами, Лондоне. На последнем фестивале San Francisco Street Food прошлым летом гостей потчевали сосисками из страусиного мяса в соусе «карри» (гурманская версия популярной закуски немецких улиц), русскими piroshki (с начинкой из телятины и сыра), индонезийским rujak — салатом из огурцов, ананаса, манго и сладкого картофеля в арахисовом соусе.

Для поваров с именем уличные акции — это еще и отличная реклама. К людям иногда выходит и популярный Джейми Оливер, и шеф-повар шикарного лондонского ресторана «Pearl» Джун Танака. Но для того, чтобы приобрести размах «революции» разовых акций знаменитостей, конечно, недостаточно. Financial Times рассказывает о Янни Папутисе, который изо дня в день готовит в своем вагончике бургеры из экологически чистого мяса и самостоятельно выпекает булочки. Свой «Meatwagon» он предпочитает ставить на парковках или в промышленных районах. О месте вечеринок «Meat Raves» желающие узнают по сарафанному радио или через Twitter.

Тезис британского ресторанного критика Ричарда Джонсона, наверное, можно и несколько расширить: революционизирована не только уличная еда, но и сама идея быстрого питания. В городке Эшборн, где находятся бэк-офисы нескольких крупных банков Франкфурта, уличные забегаловки уже вовсю оформляют на манер съестных бутиков — возможность быстро поесть людей уже не удовлетворяет. Они хотят сделать это еще и красиво.

То, что столовые могут быть и фешенебельными, в Германии первыми осознали четверо немецких гастрономов, создавшие «Vapiano» — международную сеть стильных псевдоитальянских закусочных с самообслуживанием, за девять лет увеличившую свои обороты до 43 млн. евро в год. Нынешний руководитель сети Марко Зильц успех этого начинания объясняет тремя словами: свежо, быстро, красиво. «Наш концепт называется Fresh Casual — новая комбинация из Fast Food и Casual Dining, — рассказал шеф Vapiano в интервью журналу Wirtschaftswoche. — Мы обращаемся к широкой аудитории, но нам прежде всего интересны люди, которые живут в ногу со временем. Клиенты из больших городов — банкиры во Франкфурте, рекламщики в Гамбурге…» Любопытно, что авторы нового гастрономического концепта прежде поработали в «Макдональдс».

Страусиные стейки вместо гамбургера, равиоли с диким мясом взамен хот-дога…. В каком-то смысле новый культ элитной забегаловки – это возвращение к истокам. Во Франкфурте-на-Майне банкиры любят собираться на Fressgass (тупике обжор) в двух шагах от Старой оперы: там на улице торгуют качественными закусками и поят хорошим вином еще со времен Ротшильдов.

Текст: Константин Куц
Источник: BFM.Ru

Опубликовано:
01/09/2011

Рекомендуем

Конъюнктура

От кухни до пассажирского кресла

Кошерное бортовое питание  для пассажиров авиакомпаний «Аэрофлот» и Lufthansa от фабрики-кулинарии «Пинхас»
В фокусе

Отечественный стиль

Характеристика рынка корпоративного, индустриального и социального кейтеринга в современной России от Кирилла Погодина
Рейтинги

Близость к народу?

Александр Кан о блогерах и конструктивной критике
Конъюнктура

Кухня цветов и трав

Елизавета Целикова-Пак, управляющая ресторана «Баран-Рапан», рассказывает о дуальной концепции ресторана и гастроботанике.
Конъюнктура

Булочная vs супермаркет

«Хлеб и еда» — первая в России школа, где учат мастерству ремесленного хлеба