Клибанов Филипп |  Декабрь 2012

Живой звук: практические советы

Зачастую рестораны теряют потенциальных гостей из-за того, что там нет живой музыки

Живой звук: практические советы
Клибанов Филипп
Ситуация, когда клиент при прочих равных условиях отдает предпочтение заведению с эстрадно-развлекательной программой, довольно типична. А присутствие такой программы на свадебных и юбилейных банкетах, дружеских или корпоративных вечеринках часто становится абсолютно необходимым условием.

Дело техники

Итак, вы решили, что в вашем ресторане будет живая музыка. С чего начать? Конечно, с оборудования сцены. Ее высота должна быть не ниже 40—50 см, а площадь такой, чтобы можно было расставить три стойки для микрофона, колонки, усилители, микшерский пульт (естественно, не забыв про самих музыкантов). Желательно, чтобы сцена имела какое-то, пусть условное, ограждение. 

Артистов должен освещать свет, привлекая внимание гостей. Рынок современных светотехнических устройств огромен — цветомузыкальное оборудование, световые пушки, дым-машины и т.п., но скажу по своему опыту: вам будет совершенно точно необходим крутящийся зеркальный шар, придуманный в незапамятные времена и создающий «волшебный» бликовой эффект, а все остальное выбирайте в зависимости от вкуса и бюджета.

Что касается звукового оснащения ресторана, тут есть два варианта. Первый — ресторан сам покупает звуковое оборудование для работы ансамбля. Второй — коллектив привозит свою аппаратуру. В чем разница? Купленная вами аппаратура рассчитана специалистами именно для вашего заведения как по мощности, так и по качеству звучания. Это, на мой взгляд, оптимальный вариант, ведь аппаратура, предоставленная самими музыкантами, совсем необязательно будет соответствовать акустическим свойствам вашего помещения. 

Порекомендую такое звуковое оснащение ресторана площадью 100 кв.м: 

•  усилитель + микшерский пульт + обработка голоса + эквалайзер;
•  колонки общей мощностью не меньше 1000 Вт;
•  активный сабвуфер для улучшения качества звучания низких частот;
• компрессор для выравнивания голоса;
•  мини-дисковый проигрыватель с автопаузой, CD-проигрыватель с антишоком, ноутбук с хорошей звуковой картой;
• стойки для клавишных и микрофонов;
• микрофоны;
• соединительные шнуры.

Такой комплект оборудования от известных производителей обойдется примерно в 90—120 тысяч рублей. Можно, конечно, сэкономить и купить аппаратуру «дешевых» фирм, но… Как показывает практика, звучит она неубедительно, часто выходит из строя, раздражает гостей неприятными частотами, не «заводит» танцующих и мешает беседе тех, кто сидит за столиками. Кстати, отличительная черта профессиональной аппаратуры Hi-End класса — на фоне громкого звука хорошо слышна речь собеседника.

Нельзя забывать о том, что многие рестораны находятся в жилых домах, поэтому важно, чтобы звук не мешал соседям по дому. Этот в общем-то простой вопрос придется решать либо путем звукоизоляционных работ, либо подбором специалистами по акустике подходящей аппаратуры. Они «просчитают» ваше помещение и определят оптимальные звук и громкость в вечерние и ночные часы.

Кадры решают все

В приснопамятные «советские времена» при Ленконцерте существовала аттестационная комиссия, которая давала музыкантам разрешение на работу в ресторанах Ленинграда. Всем артистам надо было раз в год проходить аттестацию и иметь как минимум среднее профессиональное музыкальное образование. Ресторанов тогда было немного, и попасть, например, в «Неву» или «Метрополь» считалось большой удачей. Сейчас, в эпоху караоке, образ музыкантов несколько девальвировался, поскольку голос можно «сделать» на компьютере и, в принципе, необязательно иметь музыкальное образование, чтобы сотворить нехитрую аранжировку. В этих условиях появилось много псевдопевцов, ринувшихся в ресторанный музыкальный бизнес. В массе своей ни петь, ни играть они не умеют, но уверенно изображают это под фонограмму. Когда вы принимаете на работу музыкантов, непременно поинтересуйтесь их образованием, посмотрите документы, его подтверждающие, узнайте, где они раньше работали. 

Стандартный и порой оптимальный состав ресторанного ансамбля — три человека: клавишник-вокалист, гитарист-вокалист и певица. Очень хорошо публикой воспринимается также саксофон или любой другой живой инструмент (скрипка, аккордеон и т.д.). Есть еще вариант работы человека-оркестра, когда весь вечер и поет, и играет один музыкант. Кстати, любят гости и выступления пианиста — это создает в заведении салонную атмосферу.

В среднем по Петербургу расценки на одного музыканта за 3 часа работы — с 20.00 до 23.00 — составляют примерно 3000—5000 рублей при работе по 40 минут с 20-минутными перерывами. Выступления на банкетах, как правило, стоят дороже.

И не забыть про «карасей»

Качественный и разнообразный репертуар ансамбля — залог успеха заведения у посетителей. Хорошие ресторанные музыканты должны играть и петь если не все, то почти все, что хотят слышать гости. А это в подавляющем большинстве случаев «золотые» хиты 80-х, песни Beatles, блюзы, рок-н-ролл, «старые песни о главном» 1930—1970-х годов, русский шансон, народные песни и романсы, инструментальные и джазовые композиции.

Гость порой может и сам захотеть исполнить песню, и тогда музыканты должны подыграть «внештатному» певцу, дать тексты песен, желательно крупно напечатанные. 

Заказ песни в музыкантской среде называется «карась» (когда заказы идут, значит, «закарасилось»). Заработать «карась» — это и есть главный стимул для ресторанных артистов. В среднем «карась» стоит 200—500 рублей за песню в зависимости от класса музыкантов и ресторана. Бывало (а легендами ресторанные музыканты обычно обмениваются ночью по телефону после работы), что какой-нибудь крутой клиент платил и по 100 долларов.

Их нравы

Музыканты не очень любят, когда администрация им диктует, какие песни следует петь, а какие нет. Может статься и так, что какие-то песни вам не по нраву, но от них в восторге ваши гости. Здесь нужно хорошо представлять музыкальную политику ресторана и аудиторию посетителей, которых вы хотели бы видеть. Необходимо заранее оговорить репертуар вашего ансамбля, причем желательно, чтобы в нем была «изюминка», фишка, то есть некая отличительная особенность.

Очень важна стабильность работы ансамбля, так как постоянные гости хотят видеть «своих» полюбившихся певиц, певцов и музыкантов. Но если политика ресторана состоит в ротации разнообразных коллективов, то постарайтесь подобрать группы с одинаковым профессиональным уровнем. Тут не обойтись без арт-директора, который поможет сделать так, чтобы в вашем ресторане играла лучшая в городе живая музыка.  


Примерные расценки на музыкантов, музыкальные коллективы и артистов оригинального жанра в Санкт-Петербурге

РЕПЕРТУАР СОСТАВ
РАСЦЕНКИ НА ПОСТОЯННУЮ РАБОТУ
(на человека за вечернюю программу)
БАНКЕТНАЯ РАБОТА (почасовая)
Русская эстрадная песня 1980—1990-х годов, зарубежная эстрадная музыка 2—4 человека (клавишные, струнные, вокалист, вокалистка) от 3000 до 5000 руб. от 3000 до 5000 руб.
Человек-оркестр (клавишные, струнные, вокал) от 2500 до 4000 руб. от 3000-4000 руб.
Инструментальная музыка 1 человек (саксофон, клавишные, струнные) от 3000—5000 руб. от 3000 до 6000 руб.
Народные коллективы 2 человека (народные инструменты: баян, балалайка и т.п.) от 3000 до 5000 руб. от 3000 до 6000 руб.
Оригинальный жанр (стриптиз, иллюзия, «каучук», дрессировщики) 1—2 человека от 1000 до 3000 руб. за выход
Авторский коллектив с оригинальным репертуаром 1—5 человек от 7000 до 8000 руб. на человека за концертную программу

Примечание
Многие коллективы и исполнители могут значительно снижать расценки на свою работу, если в заведении принято платить серьезные чаевые. В то же время эти расценки повышаются, если артист часто «мелькает» на радио и телевидении и считается популярным.


Автор: Филипп Клибанов

Опубликовано:
18/12/2012

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.
https://www.high-endrolex.com/3