Аврамов Роман |  Март 2018

Четыре раза win (или «Четырехкратное win»)

Генеральный директор iiko Роман Аврамов провел экскурсию по штаб-квартире компании и рассказал, как создается продукт, а также про искусственный интеллект для управления рестораном

Четыре раза win (или «Четырехкратное win»)
Аврамов Роман
Генеральный директор компании iiko

ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

История развития систем автоматизации ресторанов насчитывает более сорока лет. За это время они прошли путь от устройств для простой фиксации факта оплаты заказа до информационной среды, в которой интегрированы все процессы предприятия. Таким образом, до сих пор системы автоматизации использовались исключительно для оперативного учета, они помогали фиксировать факты. Но пришли новые технологии, мир изменился, и вместе с ним меняется и подход к автоматизации бизнеса. На рынке появились две новые тенденции: искусственный интеллект для поддержки принятия решений и CXM (Customer Experience Management) — управление потребительским опытом.

Искусственный интеллект помогает принимать решения на основании автоматического анализа и интерпретации накопленных данных. Например, на базе статистики по продажам можно прогнозировать спрос и планировать запасы, а по отклонениям от средних значений вычислять, что идет не так и есть ли злоупотребления. Это своеобразная система операционного менеджмента без управляющего, которая подсчитает за вас оптимальное количество сотрудников и составит график работы, сокращающий стоимость труда, или учтет в производственном цикле задачу по своевременной разморозке определенного количества продуктов. А управляющий сможет наконец заняться более важными вещами: атмосферой в зале, общением с гостями. Этот функционал мы планируем ввести в iiko уже к середине 2018 года. В эти же сроки выпустим и iikoExpert — систему поддержки принятия решений.

Второе важное направление развития автоматизации ресторанов — управление потребительским опытом. Это возможность взглянуть на бизнес-процессы ресторана со стороны гостя, системно отслеживая и оптимизируя все точки контакта. Уже сейчас некоторые наши сетевые клиенты, в том числе и российские, целенаправленно выстраивают свой новый digital-образ и заинтересованы в том, чтобы гость имел цельный опыт взаимодействия со всеми предложениями ресторана. За последние 5–7 лет появлялось множество стартапов, которые пытались делать различные технологические решения для гостей, но по отдельности они не так эффективны. Мы развиваем свой продукт с учетом этой тенденции, дополняя собственный функционал партнерскими решениями и позволяя рестораторам гибко конфигурировать систему в соответствии со своим бизнесом. iiko помогает рестораторам вести гостя по оптимальному пути принятия решений от момента, когда он узнал о ресторане, до момента, когда он стал завсегдатаем и сам рекомендует заведение своим друзьям.

КАК РОЖДАЕТСЯ IIKO

Мы слушаем клиентов, мониторим рынок, но значительная часть того, что мы предлагаем рестораторам, — это наше видение того, как должен развиваться бизнес, а значит, и наш продукт. В версии iiko 6.0 будут революционные для отечественного рынка функции.

Каждому обновлению нашего продукта предшествует серьезная аналитическая работа. Важно суметь уловить тренды развития индустрии, спрогнозировать изменения законодательной базы, учесть возможные перемены в бизнес-среде, не забыть о пожеланиях клиентов. По итогам всей этой работы создается сначала long-list желательных перемен, а потом формируются окончательные задачи для разработчиков и идеология новой версии.

Над версией iiko 6.0 мы работаем по новой для себя методологии Scaled Agile Framework (SAFe). Всей командой прошли обучение и теперь внедряем инструменты Agile на практике. Перед кабинетом разработчиков на стене организовали большую канбан-доску, каждая клетка которой — определенный этап работы над обновлением системы. Здесь сотни стикеров с определенной цветовой кодировкой. Каждый — подзадача в процессе разработки. Все наглядно, все связи и зависимости обозначены. Если какое-то подразделение не успевает в назначенные сроки, сразу видно, какие проблемы из-за этого возникнут. Разумеется, мы IT-компания, и весь процесс отражен и в соответствующей системе управления задачами, но так все гораздо нагляднее и отлично мотивирует коллег. Каждая из пяти итераций длится две недели, она включает в себя этапы от разработки до тестирования и рассмотрения рисков. Готовый продукт тестируется в полевых условиях — мы устанавливаем новую версию 5–10 разнопрофильным клиентам. В течение трех недель следим за работой системы и, если все хорошо, можем спокойно выпускать продукт на рынок. Помимо этого, проводим около 8500 автоматических тестов качества ежедневно. Большая часть потенциальных сбоев и возможных проблем становится в ходе таких проверок очевидной. Цель — сделать продукт максимально надежным.

 

ОБУЧЕНИЕ КЛИЕНТОВ И РАБОТА С ДИЛЕРАМИ

Мы прикладываем много усилий, чтобы сделать iiko максимально простой для линейного персонала. Чтобы начать обслуживать гостей, обучения практически не требуется. Что касается управленческого функционала — там множество возможностей, поэтому мы проводим обучающие курсы для управляющих и бухгалтеров, а также для владельцев предприятий. Такое обучение помогает стопроцентно использовать систему и получить быструю отдачу в виде повышения прибыли.

Главный канал продаж iiko — дилерская сеть из 250 компаний. Именно они осуществляют львиную долю внедрений. Напрямую мы заключаем всего 400–500 контрактов в год, в основном с московскими рестораторами. Все дилеры проходят обучение, сертификацию и пересертификацию раз в год. Важно, чтобы наши партнеры знали обо всем новом функционале.

ПЛАТФОРМА ДЛЯ ИДЕЙ

iiko — это не только функционально богатый продукт, это еще и платформа для разработки специализированных решений. Наши партнеры по интеграции — это IT-компании, которые пишут разнообразные решения вроде систем контроля для руководителя, систем лояльности, мобильной оплаты, бронирования, электронных меню и блокнотов официантов и многое другое. Мы считаем, что это даже не стратегия win-win, а стратегия «четыре раза win». Выигрывает клиент, поскольку у него появляется большой набор инструментов не только от iiko, но и от компаний, которые могут сделать что-то нужное именно ему. Выигрывает наш технологический партнер — он получает возможность расширить спектр своих предложений для клиентов. Выигрывают сторонние компании разработчиков — они получают возможность дополнительно зарабатывать. Ну и мы тоже получаем дополнительный доход.

КОМАНДА

Наш производственный департамент — самое большое подразделение компании и включает разработчиков, тестировщиков, аналитиков, технических писателей, менеджеров проектов, инженеров техподдержки.

Внутри программного обеспечения iiko существуют различные модули: касса, бэк-офис, система лояльности. И за каждым из этих модулей стоит отдельная команда в среднем из 15 человек. Каждое подразделение занимается своим продуктом самостоятельно, но синхронизирует свою работу с другими направлениями. Именно поэтому наши продукты выглядят единообразно и вся линейка выпускается одновременно. В разработке задействовано около 70 человек, включая коллег из казанского офиса.

Заказчиками в Москве и Подмосковье занимается департамент прямых продаж. Здесь — продавцы, менеджеры по работе с ключевыми клиентами, менеджеры по продажам, инженеры техподдержки, тренеры, бизнес-аналитики, то есть все, кто может сделать клиента счастливым. Есть коммерческий департамент, куда входит отдел по работе с партнерами, ответственный за развитие нашей дилерской сети, и проектный офис, который отвечает за работу с ключевыми клиентами.

Наши казанские коллеги тоже включены в работу и в буквальном смысле всегда рядом с нами. В офисе висит так называемое «окно в казанский офис» — монитор, на котором мы в режиме online видим коллег из Татарстана. Такое же «окно» есть и в Казани.

Над стойкой ресепшн висит экран с географией внедрений iiko и всплывающими окнами с названиями городов, где сегодня была установлена iiko. В нижней части экрана указано общее число ресторанов, работающих на платформе iiko. На текущий момент это 20716 ресторанов, в том числе количество новых ресторанов, подключенных к системе за последние 30 дней, — 655.

«ЗЕЛЕНАЯ» ОРГАНИЗАЦИЯ

Мы ищем людей, которые хотят менять мир к лучшему, тех, кому интересно быть в эпицентре самых последних событий в мире информационных технологий. По классификации Лалу (Фредерик Лалу, автор книги «Открывая организации будущего». — Прим. ред.), iiko — классическая «зеленая» организация, то есть организация семейного типа. Попав в нашу семью, человеку не хочется из нее уходить. Если появляется человек, который не хочет работать и не понимает своей ответственности, мы с таким сотрудником расстаемся. Карьеристы и любители подковерных игр тоже не задерживаются, им у нас некомфортно. Многих разработчиков привлекает минимальный уровень бюрократии, который возможен в компании со 160 сотрудниками. Мы даем людям свободу. Главное требование, чтобы задачи были выполнены в срок.

Что такое iiko? Мы считаем, что это наше видение продукта и его места в мире, правильные сотрудники и правильные партнеры, современные методы разработки и мотивирующая корпоративная культура.

Опубликовано:
05/03/2018

Рекомендуем

Интервью

«Ресторан — это энергия радости и удовольствия»

Илья Тютенков о том, как создавать концепции, чтобы они были успешными
Интервью

5 вопросов о GASTREET

Отвечают ведущие профессионалы ресторанного бизнеса
Интервью

Недорого и быстро, сочно и мощно!

Юрий Левитас. Придумавший есть бургеры в черных перчатках и активно использующий Instagram для продвижения своего детища
Интервью

Королевство маловато

Марала Чарыева: «Я люблю большие проекты, потому что в них можно развернуться и оставить какое-то наследие»
Интервью

Семья будет довольна

Семейный бизнес в поколениях
Интервью

Шесть заповедей Ланкина

Бармен — это профессия? Да, бесспорно