Стритфуд как новый гастрономический тренд

Несмотря на высокую конкуренцию, каждый может найти блюдо по вкусу и посетить несколько заведений за один визит

Стритфуд как новый гастрономический тренд

Сегодня около 2,5 млрд человек каждый день покупают уличную еду, и это далеко не бедные люди. Улицы стритфуда, с одной стороны, это знакомый всем бизнес, а с другой — проекты с необычной концепцией и удивительной кухней, объединенные в одном месте, дающие синергетический эффект. Так, несмотря на высокую конкуренцию, каждый может найти блюдо по вкусу и посетить несколько заведений за один визит.

Бешеный ритм города диктует свои правила: жители мегаполисов много работают, занимаются спортом, участвуют в городских праздниках, интересуются новыми местами. Они охотно покупают уличную еду по дороге на работу или в обеденный перерыв, если она дешевая, вкусная и, что очень важно, быстро приготовлена.

Фастфуд нового типа появился еще в 90-е годы прошлого столетия, но настоящую популярность в Европе обрел в нулевых. Правда, сначала в виде рождественской традиции в Великобритании. Идею быстро подхватили по всей Европе и со временем перестали транслировать исключительно на зимние праздники. Буквально за пару лет стритфуд уверенно вошел в европейскую ресторанную культуру.

Популяризация данной концепции в нашей стране во многом связана с заграничными впечатлениями: на каждом углу большого города, будь то Барселона, Тель-Авив, Гонконг или Нью- Йорк, можно купить и попробовать что-то вкусное. В столице стритфуд уже укрепился, стал стабильным, ему доверяют наравне с ресторанами, тогда как в регионах гости готовы прийти и попробовать. Все-таки медленно, но верно распространенный формат уличной еды дошел и до городов-миллионников. Чтобы искоренить стереотипы, региональным бизнесменам приходится доказывать, что у тренда европейские корни, что точка работает с качественными фермерскими продуктами, а в продаже не просто уличная еда, а новое прочтение стритфуда с качественными ингредиентами, что питаться на улице — это модно.

Несмотря на это, в регионах появляется все больше брендового стритфуда, опробованного в столицах. Это FalafelBrothers и StreetMarket в Екатеринбурге, Conveer Вкуса и P.I.T.A. в Новосибирске, «Яем» и «ШаурмаМаркет» в Ростове-на-Дону. Обычные столовые меняют формат и превращаются в модные буфеты и гастромаркеты.

ЧТО ПОЧЕМ НА РЫНКЕ СТРИТФУДА

Проекты стритфуда, где средний чек не превышает 500 рублей, на первый взгляд действительно выглядят доходными. Вложения в такие точки составляют 1–3 млн руб., а срок окупаемости — от года до трех лет. Речь идет о стационарных палатках, еде с лотков и проектах «на колесах». Автофургоны в этом списке — самый выгодный формат: мобильное кафе не требует ежемесячной арендной платы и может охватить больший объем покупателей. Можно прицепить такой фургон и отправиться за продуктами, а потом — сразу на точку или на ярмарку. Так примерить на себя образ ресторатора может практически любой. При этом открыть точку можно где угодно: на набережной, у бизнес-центра, рядом с метро. Достаточно закупить оборудование, определиться с форматом, нанять сотрудников — и все, бизнес готов! С одной стороны, для организации мобильного кафе не требуется официальных разрешений касательно выделения участка, не нужно получать справки от СЭС и т.п., а с другой — могут возникнуть разногласия с владельцем территории.

Самое «хлебное» место для бойкой уличной торговли — фестивали, городские праздники, а также места туристических маршрутов и оживленные городские улицы. Участие в гастрономических событиях берут на вооружение стартаперы — это отличная возможность продемонстрировать свежий концепт и создать первое впечатление о бренде. Яркое оформление, логотипы, задорные слоганы и корпоративные цвета — все это обязательные составляющие передвижного кафе.

БУДУЩЕЕ ДАННОГО СЕГМЕНТА ОБЩЕПИТА

Если взглянуть на зарубежный опыт, безусловно, у российского стритфуда большое будущее, ведь это уже не лотки с пирожками, а новые вкусы, оригинальные блюда, разнообразие моноконцепций.

К примеру, сингапурские закусочные уже отмечены мишленовскими наградами. Этот факт дает мощный толчок для молодых предпринимателей развивать бизнес в сфере общепита, а крупным холдингам — интенсивнее осваивать направление. Однако отсутствие четких правовых норм, а также политика властей по очищению улиц от хаотичной торговли вызывают сложности у бизнесменов, которым в ряде случаев проще из уличной лавки реорганизоваться в кафе малого формата или вовсе разместить окно выдачи на оживленную улицу.

Традиционные точки также вынуждены будут меняться под новые вкусы потребителей и, чтобы выдержать конкуренцию, ориентироваться на более продвинутых коллег. И вполне возможно, что в скором времени уличные кафе в российских городах станут частью городских пейзажей наравне с США и Сингапуром. 

Опубликовано:
18/06/2018

Рекомендуем

Рейтинги

Кто номинирован на премию «Деловая книга года»?

«Деловая книга года в России» — это единственная специализированная премия в области бизнес-литературы, учрежденная в нашей стране
В фокусе

Как досыта накормить обитателей питерской «Рублевки»

Артем Гудченко. Предприниматель и гастроэнтузиаст из Санкт-Петербурга
Конъюнктура

Как новые сервисы помогают обогнать время

Филипп Башьян. Глава направления готовой еды Яндекс.Лавки, сооснователь Яндекс.Шеф
В фокусе

Почему в регионах права мешают обязанностям

Сергей Миронов. Ресторатор, основатель ресторанов «Мясо & Рыба», вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса Москвы
В фокусе

Убить ... ресторатора: как «ковидное самоуправство» регионов вредит всей отрасли

Омбудсмен по ресторанному бизнесу Москвы рассказал, отчего провинция обвиняет рестораны в «коронавирусных бедах» и устраивает настоящую охоту на ведьм
В фокусе

Как ресторанной индустрии выжить в кризис

VРЭФ. Свыше 350 участников, 17 компаний-партнеров — РЭФ стал первым масштабным мероприятием отрасли в постпандемический период