Май 2009

Кофейни сжимают сети

По прогнозам экспертов, оборот сегмента кофеен ресторанного рынка сократится на 20–30%, а ресторанного рынка в целом — на 30%...

Кофейни сжимают сети

Владеющая крупнейшей в мире сетью кофеен американская компания Starbucks опубликовала итоги своей деятельности за второй финансовый квартал 2009 год. Выручка компании снизилась на 7,6% — до 2,33 млрд. долларов, а чистая прибыль — на 77% — со 108,7 млн. до 25 млн. долларов. К сентябрю 2009 года в Starbucks рассчитывает снизить расходы на 500 млн. долларов, в связи с чем закроет порядка 300 кофеен по всему миру, а вместо запланированных 95 ресторанов откроет всего 25. В прошлом году Starbucks уже закрыла 600 ресторанов. В каких странах планируется закрыть кофейни, Starbucks не раскрывает.

На российский рынок Starbucks вышла в партнерстве с кувейтской M.N Alshaya. По собственным данным компании, на 31 марта она владела 16,86 тысячами кофеен по всему миру. Из информации на сайте Starbucks следует, что сейчас у нее 12 одноименных кофеен в Москве и области. Ранее Starbucks планировал открыть в течение 2009 года порядка 40 кофеен в столице и регионах, а в последующие четыре года довести их число до 500.

Будут ли скорректированы планы Starbucks по открытию кофеен в России, в компании оперативно ответить не смогли.

Что же касается российских сетей кофеен, то они держатся в рамках мировых тенденций — отказываются от планов по открытию новых ресторанов, сокращают персонал. Еще в октябре сеть кофеен «Кофе-Хауз» сократила 10% сотрудников. А ее ближайший конкурент — «Шоколадница» — в декабре прошлого года выставила на продажу восемь точек, расположенных в торговых центрах Тольятти, Самары и Новосибирска. «Пока мы приостановили развитие, но постоянно отслеживаем ситуацию на рынке, и готовы открываться в самых проходных местах», — рассказал генеральный управляющий сети кофеен «Шоколадница» (насчитывает порядка 200 заведений в Москве, регионах и на Украине) Алексей Каира.

На краткосрочную перспективу скорректированы планы развития сети кофеен Costa Coffee, рассказал президент этой сети в России Владислав Рогов. В 2007 году «Росинтер Ресторантс Холдинг» и британская компания Whitbread объявили о создании совместного предприятия для развития кофеен под брендом Costa Coffee на территории России. В течение пяти лет компании планировали открыть порядка 200 кофеен. «Вместе с тем, глобально, планы по развитию Costa Coffee в России сохраняются, конечно, если экономическая ситуация не внесет дополнительные корректировки», — отмечает Владислав Рогов.

Впрочем, как сообщалось в начале марта, в 2009 году «Росинтер Ресторантс Холдинг» ожидает роста числа закрытий нерентабельных ресторанов до 4% от размера сети против обычных 2%. Компания также ожидает снижения выручки существующих ресторанов на 10% в рублевом выражении по сравнению с 2008 годом. Однако, по словам Владислава Рогова, закрывать кофейни Costa Coffee, открытые ранее, не планируется. На сегодняшний день в Москве и Московской области работают девять кофеен Costa Coffee, в Санкт-Петербурге, на территории аэропорта «Пулково», — 3 ресторана.

По мнению экспертов, иного выхода у сетевых кофеен нет, поскольку в условиях кризиса россияне начали экономить на кафе и ресторанах, либо полностью отказаться от них. В ноябре 2008 года, по данным опроса исследовательской компании «Комкон», эту статью расхода в семейных бюджетах сократили 38% опрошенных, а в феврале и марте 2009 года показатель достиг 54%. В марте доля тех, кто полностью отказался от посещения заведений общепита, составила в среднем по России 20%.

Посещаемость кофеен упала в среднем 20–30%, подтверждает исполнительный директор консалтинговой компании Restсon Андрей Петраков, в результате этого незначительно сократилась сумма среднего чека. По оценкам эксперта, она составляет порядка 10–15 долларов. «В наших кофейнях средний чек упал на 5–10%, количество посетителей пока снизилось незначительно — на 10–15%, в зависимости от месторасположения», — говорит Алексей Каира. «Практически никакого сокращения посетителей мы не наблюдаем, как и снижения суммы среднего чека. Мы считаем, что кризис — наиболее удачное время для расширения: в течение этого года мы планируем открыть 6–10 кофеен в центре Москвы», — рассказал Никита Дитлов, директор по маркетингу «Фуд Интернешнел Групп» (развивает сеть «Кофеин», в которую входит 15 заведений в Москве и области). Тенденций по снижению суммы среднего чека и количества посетителей в сети Costa Coffee сегодня не наблюдается, отмечает Владислав Рогов.

Впрочем, массового закрытия кофеен пока не происходит, отмечают участники рынка: сети договариваются с арендодателями по снижению ставок. Ставка на аренду площадей в торговом центре варьируется от 1 до 2,3 тысяч долларов за кв. метр в год, в зависимости от ТЦ и месторасположения в нем. В среднем площадь одной кофейни составляет от 100 до 200 кв. метров, подсчитала старший консультант компании «Магазин Магазинов в ассоциации с CB Richard Ellis» Евгения Деревяшкина. «В случае, если кофейня «сидела» в ТЦ только на фиксированной арендной ставке, то ее корректировка могла составить от 15 до 20%. Если использовалась схема фиксированной оплаты плюс процент от оборота (некоторые кофейни использовали такую схему расчета арендной ставки и до кризиса), то в этом случае корректировки фиксированной части может и не быть», — отмечает эксперт.

Оборот одной кофейни при неплохой локации в среднем составляет около 1 млн. рублей ежемесячно, если место популярно, то может достигать и 3 млн. рублей, — оценивает Андрей Петраков. По данным мартовского отчета департамента потребительского рынка и услуг Москвы, товарооборот сетевых компаний («Елки-палки», «Шоколадница», «Тануки», «Кофе хауз» и др.), работающих в среднем ценовом сегменте, снизился на 10–20%. Из-за падения суммы среднего чека прибыль ресторанов и кафе снизилась в среднем на 10%. По словам глава департамента Владимира Малышкова, в среднем цены в ресторанах и кафе упали на 15–20%, а в некоторых местах — еще больше.

По прогнозам Андрея Петракова, оборот сегмента кофеен ресторанного рынка сократится на 20–30%, а ресторанного рынка в целом — на 30%. Выручка предприятий, работающих в сфере общественного питания, в первом квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 7,2% — до 159,2 млрд. рублей. В марте оборот кафе, ресторанов, баров и столовых составил 55,4 млрд. рублей — то есть на 8,7% меньше, чем годом ранее. Оборот сегмента кофеен ресторанного рынка оценивается в 500 млн. долларов при ежегодном росте в 10–15%. По данным Росстата, на начало текущего года в России действовало 27,4 тысяч ресторанов и кафе, 3,3 тысяч баров, 3,47 тысяч столовых и кулинарных магазинов.

Источник: bfm.ru

Опубликовано:
05/05/2009

Рекомендуем

Новости

Шесть горячих новинок, а также римские и mood-пиццы в сети DOMИNO Pizza

Сеть пиццерий Антона Пинского и Тимати DOMИNO Pizza – активно развивающийся российский бренд, предложивший гостям понятный и доступный продукт – широкий ассортимент пиццы с гастрономическими начинками.
Новости

Бары в Петербурге по ночам могут стать безалкогольными

Петербургские депутаты вернулись к борьбе с «наливайками».
Новости

Общепит Тюменской области демонстрирует стабильный рост

Общественное питание в регионе продолжает радовать жителей и привлекать все больше посетителей.
Новости

Как ИИ может помочь бизнесу

Гостинично-ресторанный бизнес активно внедряет ИИ для оценки сотрудников.
Новости

III Форум «КЕЙТЕРИНГ + ИВЕНТ СИБИРИ – 2024»: событийная индустрия может стать драйвером развития Новосибирска и региона

4 апреля 2024 года в новосибирском Экспоцентре в рамках форума сибирского гостеприимства «Дикоросы» прошел III Форум «КЕЙТЕРИНГ + ИВЕНТ СИБИРИ – 2024».
Новости

Итоги премии Where to Eat 2024

16 апреля ассоциация гастрономических журналистов объявила итоги премии Where to Eat и представила топ-10 ресторанов России.
https://www.high-endrolex.com/3