Февраль 2010

Эксперты: общепит в Петербурге «похудеет» еще больше

Заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга (КЭРППиТ) Дмитрий Кобицкий сообщил вчера, что объем продаж петербургского общепита упал до уровня 2007 года...

Эксперты: общепит в Петербурге «похудеет» еще больше

Заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга (КЭРППиТ) Дмитрий Кобицкий сообщил сегодня, что объем продаж петербургского общепита упал до уровня 2007 года. Эксперты, опрошенные «БалтИнфо», говорят о том, что мода на общепит проходит, потребители постепенно понимают, чем их кормят в дешевых точках фастфуда, а на питание в хороших ресторанах у людей попросту нет денег.
По данным КЭРППиТ, оборот рынка общественного питания Санкт-Петербурга в 2009 году составил 38,3 млрд. рублей, что на 18,4% меньше, чем год назад. Как рассказал Кобицкий, общепит наиболее пострадал от кризиса среди других сегментов потребительского рынка.
Так, оборот розничной торговли упал на 9,4%, бытовых услуг — на 4,7%. В целом в Санкт-Петербурге сейчас работает почти 6700 предприятий общественного питания. Из них более 3,5 тысячи — кафе. Около 1 тыс. — закусочные, почти 800 — бары.
Однако сокращение оборота рынка общественного питания в Петербурге вполне закономерно и связано не только с экономическим кризисом. Такое мнение в беседе с корреспондентом «БалтИнфо» высказал сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов.
«Это еще хорошо, что наш общепит провалился только до уровня 2007 года, мог бы и дальше. Конечно, за потребителя все сети быстрого питания борются довольно решительно, предлагая различные скидки и акции. Однако на деле в Петербурге, да и во всей России, совершенно отсутствует система действительно дешевого фастфуда», - сказал Голов.
По мнению эксперта, самые популярные сети общепита уже насытили петербургский рынок в прямом и переносном смысле этого слова. Точек продаж появилось достаточно, да и аппетиты потребителей слегка уменьшились. Более чем десятилетняя мода на «походы» в Mcdonalds, KFC или Subway наконец-то стала утихать, уступая место экономии, отметил эксперт.
«Конечно, кризис ударил по кошелькам петербуржцев. И в первую очередь, люди стали экономить на баловстве и экзотике. А ведь по сути сети фастфуда именно тем и являются для большинства людей. В Америке, например, Mcdonalds — это действительно «фастфуд для бедных». Там питаются студенты, безработные и все те, кто действительно имеет копейки вместо заработка. У нас цены в общепите — это средний и высокий ценовой уровень», - подчеркнул Голов.
С таким мнением не согласен начальник отдела защиты прав потребителей Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Александр Волков. По его словам, в Петербурге представлены все возможные виды заведений общественного питания - «от ресторанов-бутиков до точек фастфуда».
«Жалоб потребителей, кстати, не так уж и много в этой сфере. Если уж и случаются какие-то отравления, то они моментально становятся ЧП общегородского масштаба и поводом для серьезного разбирательства и Роспотребнадзора, и прокуратуры», - отметил Волков.
По его словам, в Петербурге общепит хорошо развит, вполне цивилизован и прогрессивен.
«Конечно, на фоне всеобщей безалаберности нашего народного хозяйства случаются какие-то огрехи, бывают недочеты. Но в целом Петербург на хорошем счету. У нас уровень качества продуктов в общепите гораздо выше, чем в среднем по России», - сообщил Волков.
Председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков в беседе с «БалтИнфо» подчеркнул, что на деле «цивилизованность» петербургского общепита выливается в сумасшедшие цены, которые даже Европе не снились.
«Знаете, когда иностранец приезжает сюда и видит пиво по 8 евро за бокал, у него вполне закономерно глаза на лоб лезут. В Вене, например, за тот же бокал живого пива он заплатит максимум 5 евро. С еще более ужасными вещами он сталкивается, если желает открыть в Петербурге свой бизнес», - отметил Третьяков.
По мнению эксперта, средний петербуржец, особенно молодой, психологически давно готов к европейским порядкам и мог бы хоть каждый день питаться в кафе, если бы не экономическая составляющая: у него попросту нет на это денег.
Анатолий Голов отметил, что россияне вообще и петербуржцы в частности вряд ли готовы перейти на европейский образ жизни, в рамках которого обед в ресторане считается не роскошью, а простой обыденностью.
«Зарплаты у людей все-таки не те. Менталитет не тот. Проще и дешевле приготовить дома, а часто и вкуснее. Когда мода на фастфуд схлынет окончательно, постоянно туда будут ходить очень немногие», - подчеркнул собеседник агентства.
По словам Анатолия Голова, на петербургском рынке фастфуда наступило некоторое равновесие. Правда, не получил развития именно «русский фастфуд». Кроме блинов, точки общепита в общегородском масштабе ничего не могут предложить поклонникам исконно русской кухни.
Третьяков с этим согласен. «Конечно, еще одна из причин провала рынка — это постепенный отказ от фастфуда. В СМИ стали слишком часто говорить о том, что на самом деле мы едим, и это действует — люди начали прозревать. Обстановка кризиса, надо отметить, прочистке мозгов и желудков способствует, и весьма благотворно», - отметил он.
По словам эксперта, сильнейшее административное давление на малых предпринимателей, отсутствие конкуренции и постепенный захват рынка иностранными сетями не способствует развитию качественного бюджетного общепита в Петербурге.
Голов к этому добавляет, что чрезмерно высокие цены на аренду помещений в городе и плата за электроэнергию также не позволят снизить среднюю стоимость гамбургера или блина, что приведет в дальнейшем к увеличению цен в общепите и снижению покупательской активности в этом сегменте рынка.

Источник: Анна Юдина, www.baltinfo.ru

Опубликовано:
27/02/2010

Рекомендуем

Новости партнеров

Группа компаний «TEATRO» в Томске модернизированы с помощью программных решений UCS

Дилеры Томска – компания «Компас-Т» осуществили комплексную автоматизацию самого популярного заведения в городе – «TEATRO», включающее в себя проекты, которые пользуются большой известностью
Новости партнеров

Природная вода серебряной чистоты

«Серябь» содержит жизненно важные микроэлементы и радует своим чистым, свежим вкусом и в праздники, и в будни
Новости партнеров

Шкафы шоковой заморозки HICOLD

HICOLD предлагает шкафы шоковой заморозки в исполнении на три,  пятьсемь, а также десять и четырнадцать уровней.
Новости партнеров

17 000 ресторанов используют iiko

Семнадцатая тысяча проектов автоматизации ресторанов была реализована всего за 2,5 месяца!
Новости

Бесконтактный контроль

Традиционные проверки дополняются новыми формами контроля
Новости

Этой весной Санкт-Петербург стал центром притяжения шеф-поваров со всей России

3 дня — 1214 участников — 65 экспертов — более 100 мастер-классов — 4 500 квадратных метров площади