Февраль 2010

Эксперты: общепит в Петербурге «похудеет» еще больше

Заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга (КЭРППиТ) Дмитрий Кобицкий сообщил вчера, что объем продаж петербургского общепита упал до уровня 2007 года...

Эксперты: общепит в Петербурге «похудеет» еще больше

Заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга (КЭРППиТ) Дмитрий Кобицкий сообщил сегодня, что объем продаж петербургского общепита упал до уровня 2007 года. Эксперты, опрошенные «БалтИнфо», говорят о том, что мода на общепит проходит, потребители постепенно понимают, чем их кормят в дешевых точках фастфуда, а на питание в хороших ресторанах у людей попросту нет денег.
По данным КЭРППиТ, оборот рынка общественного питания Санкт-Петербурга в 2009 году составил 38,3 млрд. рублей, что на 18,4% меньше, чем год назад. Как рассказал Кобицкий, общепит наиболее пострадал от кризиса среди других сегментов потребительского рынка.
Так, оборот розничной торговли упал на 9,4%, бытовых услуг — на 4,7%. В целом в Санкт-Петербурге сейчас работает почти 6700 предприятий общественного питания. Из них более 3,5 тысячи — кафе. Около 1 тыс. — закусочные, почти 800 — бары.
Однако сокращение оборота рынка общественного питания в Петербурге вполне закономерно и связано не только с экономическим кризисом. Такое мнение в беседе с корреспондентом «БалтИнфо» высказал сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов.
«Это еще хорошо, что наш общепит провалился только до уровня 2007 года, мог бы и дальше. Конечно, за потребителя все сети быстрого питания борются довольно решительно, предлагая различные скидки и акции. Однако на деле в Петербурге, да и во всей России, совершенно отсутствует система действительно дешевого фастфуда», - сказал Голов.
По мнению эксперта, самые популярные сети общепита уже насытили петербургский рынок в прямом и переносном смысле этого слова. Точек продаж появилось достаточно, да и аппетиты потребителей слегка уменьшились. Более чем десятилетняя мода на «походы» в Mcdonalds, KFC или Subway наконец-то стала утихать, уступая место экономии, отметил эксперт.
«Конечно, кризис ударил по кошелькам петербуржцев. И в первую очередь, люди стали экономить на баловстве и экзотике. А ведь по сути сети фастфуда именно тем и являются для большинства людей. В Америке, например, Mcdonalds — это действительно «фастфуд для бедных». Там питаются студенты, безработные и все те, кто действительно имеет копейки вместо заработка. У нас цены в общепите — это средний и высокий ценовой уровень», - подчеркнул Голов.
С таким мнением не согласен начальник отдела защиты прав потребителей Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Александр Волков. По его словам, в Петербурге представлены все возможные виды заведений общественного питания - «от ресторанов-бутиков до точек фастфуда».
«Жалоб потребителей, кстати, не так уж и много в этой сфере. Если уж и случаются какие-то отравления, то они моментально становятся ЧП общегородского масштаба и поводом для серьезного разбирательства и Роспотребнадзора, и прокуратуры», - отметил Волков.
По его словам, в Петербурге общепит хорошо развит, вполне цивилизован и прогрессивен.
«Конечно, на фоне всеобщей безалаберности нашего народного хозяйства случаются какие-то огрехи, бывают недочеты. Но в целом Петербург на хорошем счету. У нас уровень качества продуктов в общепите гораздо выше, чем в среднем по России», - сообщил Волков.
Председатель совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков в беседе с «БалтИнфо» подчеркнул, что на деле «цивилизованность» петербургского общепита выливается в сумасшедшие цены, которые даже Европе не снились.
«Знаете, когда иностранец приезжает сюда и видит пиво по 8 евро за бокал, у него вполне закономерно глаза на лоб лезут. В Вене, например, за тот же бокал живого пива он заплатит максимум 5 евро. С еще более ужасными вещами он сталкивается, если желает открыть в Петербурге свой бизнес», - отметил Третьяков.
По мнению эксперта, средний петербуржец, особенно молодой, психологически давно готов к европейским порядкам и мог бы хоть каждый день питаться в кафе, если бы не экономическая составляющая: у него попросту нет на это денег.
Анатолий Голов отметил, что россияне вообще и петербуржцы в частности вряд ли готовы перейти на европейский образ жизни, в рамках которого обед в ресторане считается не роскошью, а простой обыденностью.
«Зарплаты у людей все-таки не те. Менталитет не тот. Проще и дешевле приготовить дома, а часто и вкуснее. Когда мода на фастфуд схлынет окончательно, постоянно туда будут ходить очень немногие», - подчеркнул собеседник агентства.
По словам Анатолия Голова, на петербургском рынке фастфуда наступило некоторое равновесие. Правда, не получил развития именно «русский фастфуд». Кроме блинов, точки общепита в общегородском масштабе ничего не могут предложить поклонникам исконно русской кухни.
Третьяков с этим согласен. «Конечно, еще одна из причин провала рынка — это постепенный отказ от фастфуда. В СМИ стали слишком часто говорить о том, что на самом деле мы едим, и это действует — люди начали прозревать. Обстановка кризиса, надо отметить, прочистке мозгов и желудков способствует, и весьма благотворно», - отметил он.
По словам эксперта, сильнейшее административное давление на малых предпринимателей, отсутствие конкуренции и постепенный захват рынка иностранными сетями не способствует развитию качественного бюджетного общепита в Петербурге.
Голов к этому добавляет, что чрезмерно высокие цены на аренду помещений в городе и плата за электроэнергию также не позволят снизить среднюю стоимость гамбургера или блина, что приведет в дальнейшем к увеличению цен в общепите и снижению покупательской активности в этом сегменте рынка.

Источник: Анна Юдина, www.baltinfo.ru

Опубликовано:
27/02/2010

Рекомендуем

Новости

Конгресс лучших

Репортаж с Первого всероссийского конгресса рестораторов «Топ-100»
Новости партнеров

Новинка. StoreHouse_5 – новая версия программы складского учета

Компания UCS выпустила StoreHouse_5 – новую версию системы, отвечающую за учет сырья и документооборот в заведениях общественного питания
Новости партнеров

Клиенты iiko переходят на новые «облачные» кассы

Первое заведение сети, в котором установлена кассовая техника, соответствующая федеральному закону № 54-ФЗ
Новости партнеров

SELGROS Cash&Carry приходит в Самару

На территории «САМАРА-ЦЕНТР» будет построен торговый центр международной сети SELGROS Cash&Carry площадью 10 000 квадратных метров
Новости партнеров

«Ресторанный десант» проверит Красную Поляну!

В середине декабря рестораторы Москвы и Петербурга проверят предприятия индустрии гостеприимства курорта «Красная Поляна»