Ноябрь 2008

Бизнес-центрам нужно отдавать площади под рестораны даром, а то и доплачивать

На рынке коммерческой недвижимости Сибири началось снижение арендных ставок. Напуганные грядущими проблемами, арендаторы осаждают арендодателей с...

Бизнес-центрам нужно отдавать площади под рестораны даром, а то и доплачивать

Рынок коммерческой недвижимости в Сибири стоит перед серьезными вызовами. Напуганные грядущими проблемами, арендаторы осаждают арендодателей с требованиями снизить им размер ставок. Девелоперы официально заявляют, что причин для скидок не видят, однако признают, что процесс снижения стоимости аренды пошел — некоторым компаниям уже удалось добиться 50% дисконта.

По мнению руководителя RID Analytics, коммерческая недвижимость на глазах перестает быть рынком арендодателя, становясь рынком арендатора, в том числе и из-за конкуренции. По оценке Елены Ермолаевой, в прошлом году в Новосибирске было введено в строй свыше 200 тыс. кв. м новых офисных площадей (это в пять раз больше, чем в 2006 году). В этом году уже заработали около 40 тыс. кв. м помещений, причем еще целый ряд крупных объектов должен быть сдан либо до конца текущего года, либо в первой половине будущего года.

Похожая ситуация в сегменте торговой недвижимости. За последний год в Новосибирске заработали уже три крупных торгово-развлекательных центра общей площадью 250 тыс. кв. м и целый ряд объектов поменьше.
В результате число магазинов одежды, например, выросло в городе почти вдвое, отметил коммерческий директор компании «Степ и К» (новосибирский франчайзи марки Sela) Александр Липатов. Это уже привело к падению оборотов в одежном бизнесе, а прогнозируемое снижение покупательского спроса может и вовсе сделать большинство магазинов нерентабельными.

«Мы сегодня уже выходим к арендодателям с предложениями изменить условия договоров аренды», — сообщил господин Липатов, пояснив, что идеальным считает вариант перехода от фиксированных ставок к оплате аренды в размере определенного процента с оборота.

Снижения ставок добивается сейчас и компания «Обувь России» (ОР). Директор и владелец ОР (на круглом столе его не было) Антон Титов сообщил, что хотел бы уменьшить стоимость аренды на 20-30%. «Есть несколько площадок, где мы вовсе хотели закрыть магазины, но владельцы помещений согласились сократить нам арендную плату вдвое, чтобы мы не уходили», — утверждает обувщик.

Владелец большого торгового комплекса в Новосибирске (просивший не называть его) признался, что ему, видимо, придется идти на снижение ставок. «Недавно ко мне приходил крупный арендатор и заявил, что, если снижения не будет, он закроет магазин. Еще год назад я бы даже разговаривать с ним не стал. А теперь придется, видимо, «подвинуться» по ценам — никаких новых заявок от компаний такого уровня сейчас нет», — признается девелопер.

Директор по общим вопросам ресторанного холдинга Дениса Иванова (владеет сетью кофеен «Чашка кофе», ресторанами Beerman&Grill, «Ньюс кафе», «ТБК Лонж») Андрей Гробовой выступил и вовсе с радикальным предложением. По его мнению, бизнес-центрам нужно вообще отдавать площади ресторанным компаниям даром, а то и доплачивать за то, что они готовы работать в таких объектах, — ведь они выполняют часть функций по обслуживанию клиентов бизнес-центров.
Впрочем, далеко не у всех владельцев помещений идея снижения цен вызывает оптимизм. Генеральный директор УК «Гринвич» (управляет одноименным бизнес-центром класса «А») Маргарита Риттер заявила, что в ее объекте никаких скидок не предвидится.

«Мы и так уже находимся на том уровне, когда ставка ниже быть не может. Для нас даже 10% — это критичное понижение», — заявила госпожа Риттер. Причем желающих добиться скидок в самом «Гринвиче» хватает. «Мы уже два месяца пишем друг другу письма: арендаторы просят снизить ставку, а мы объясняем, почему мы это сделать не можем», — описала госпожа Риттер будни работы управляющей компании в период кризиса.

Как заключили эксперты, современные бизнес- и торговые центры высокого уровня вряд ли пойдут на заметное снижение ставок. Однако владельцы небольших площадок, которые не обременены долгами, вполне могут решиться на демпинг. С тем, что демпинг неизбежен, согласился и директор девелоперской компании «Эргоном» Игорь Болдырев, отметив, впрочем, что снижение ставок будет иметь свой предел. «Демпинговать до бесконечности невозможно. Оттого, что цены упадут, общее количество арендаторов в городе не увеличится», — заметил девелопер.

Источник: amic.ru

Опубликовано:
26/11/2008

Рекомендуем

Новости партнеров

Компания RESTERRA представляет новинку

Бокалы SUBLYM от французского бренда Chef&Sommelier
Новости партнеров

Профессиональные видеопанели для кафе и ресторанов

Компания Interactive Multimedia Solutions начала продажу профессиональных видеопанелей Hyundai с ультратонкой рамкой (0,9 мм) для еще большего привлечения внимания посетителей кафе и ресторанов
Новости партнеров

Вышла новая версия iiko с поддержкой 54-ФЗ

Рестораторы, использующие для управления своим бизнесом iiko, теперь могут установить «облачные» кассы, соответствующие требованиям 54-ФЗ
Новости

Конгресс лучших

Репортаж с Первого всероссийского конгресса рестораторов «Топ-100»
Новости партнеров

Новинка. StoreHouse_5 – новая версия программы складского учета

Компания UCS выпустила StoreHouse_5 – новую версию системы, отвечающую за учет сырья и документооборот в заведениях общественного питания
Новости партнеров

Клиенты iiko переходят на новые «облачные» кассы

Первое заведение сети, в котором установлена кассовая техника, соответствующая федеральному закону № 54-ФЗ