Ноябрь 2008

Бизнес-центрам нужно отдавать площади под рестораны даром, а то и доплачивать

На рынке коммерческой недвижимости Сибири началось снижение арендных ставок. Напуганные грядущими проблемами, арендаторы осаждают арендодателей с...

Бизнес-центрам нужно отдавать площади под рестораны даром, а то и доплачивать

Рынок коммерческой недвижимости в Сибири стоит перед серьезными вызовами. Напуганные грядущими проблемами, арендаторы осаждают арендодателей с требованиями снизить им размер ставок. Девелоперы официально заявляют, что причин для скидок не видят, однако признают, что процесс снижения стоимости аренды пошел — некоторым компаниям уже удалось добиться 50% дисконта.

По мнению руководителя RID Analytics, коммерческая недвижимость на глазах перестает быть рынком арендодателя, становясь рынком арендатора, в том числе и из-за конкуренции. По оценке Елены Ермолаевой, в прошлом году в Новосибирске было введено в строй свыше 200 тыс. кв. м новых офисных площадей (это в пять раз больше, чем в 2006 году). В этом году уже заработали около 40 тыс. кв. м помещений, причем еще целый ряд крупных объектов должен быть сдан либо до конца текущего года, либо в первой половине будущего года.

Похожая ситуация в сегменте торговой недвижимости. За последний год в Новосибирске заработали уже три крупных торгово-развлекательных центра общей площадью 250 тыс. кв. м и целый ряд объектов поменьше.
В результате число магазинов одежды, например, выросло в городе почти вдвое, отметил коммерческий директор компании «Степ и К» (новосибирский франчайзи марки Sela) Александр Липатов. Это уже привело к падению оборотов в одежном бизнесе, а прогнозируемое снижение покупательского спроса может и вовсе сделать большинство магазинов нерентабельными.

«Мы сегодня уже выходим к арендодателям с предложениями изменить условия договоров аренды», — сообщил господин Липатов, пояснив, что идеальным считает вариант перехода от фиксированных ставок к оплате аренды в размере определенного процента с оборота.

Снижения ставок добивается сейчас и компания «Обувь России» (ОР). Директор и владелец ОР (на круглом столе его не было) Антон Титов сообщил, что хотел бы уменьшить стоимость аренды на 20-30%. «Есть несколько площадок, где мы вовсе хотели закрыть магазины, но владельцы помещений согласились сократить нам арендную плату вдвое, чтобы мы не уходили», — утверждает обувщик.

Владелец большого торгового комплекса в Новосибирске (просивший не называть его) признался, что ему, видимо, придется идти на снижение ставок. «Недавно ко мне приходил крупный арендатор и заявил, что, если снижения не будет, он закроет магазин. Еще год назад я бы даже разговаривать с ним не стал. А теперь придется, видимо, «подвинуться» по ценам — никаких новых заявок от компаний такого уровня сейчас нет», — признается девелопер.

Директор по общим вопросам ресторанного холдинга Дениса Иванова (владеет сетью кофеен «Чашка кофе», ресторанами Beerman&Grill, «Ньюс кафе», «ТБК Лонж») Андрей Гробовой выступил и вовсе с радикальным предложением. По его мнению, бизнес-центрам нужно вообще отдавать площади ресторанным компаниям даром, а то и доплачивать за то, что они готовы работать в таких объектах, — ведь они выполняют часть функций по обслуживанию клиентов бизнес-центров.
Впрочем, далеко не у всех владельцев помещений идея снижения цен вызывает оптимизм. Генеральный директор УК «Гринвич» (управляет одноименным бизнес-центром класса «А») Маргарита Риттер заявила, что в ее объекте никаких скидок не предвидится.

«Мы и так уже находимся на том уровне, когда ставка ниже быть не может. Для нас даже 10% — это критичное понижение», — заявила госпожа Риттер. Причем желающих добиться скидок в самом «Гринвиче» хватает. «Мы уже два месяца пишем друг другу письма: арендаторы просят снизить ставку, а мы объясняем, почему мы это сделать не можем», — описала госпожа Риттер будни работы управляющей компании в период кризиса.

Как заключили эксперты, современные бизнес- и торговые центры высокого уровня вряд ли пойдут на заметное снижение ставок. Однако владельцы небольших площадок, которые не обременены долгами, вполне могут решиться на демпинг. С тем, что демпинг неизбежен, согласился и директор девелоперской компании «Эргоном» Игорь Болдырев, отметив, впрочем, что снижение ставок будет иметь свой предел. «Демпинговать до бесконечности невозможно. Оттого, что цены упадут, общее количество арендаторов в городе не увеличится», — заметил девелопер.

Источник: amic.ru

Опубликовано:
26/11/2008

Рекомендуем

Новости партнеров

Группа компаний «TEATRO» в Томске модернизированы с помощью программных решений UCS

Дилеры Томска – компания «Компас-Т» осуществили комплексную автоматизацию самого популярного заведения в городе – «TEATRO», включающее в себя проекты, которые пользуются большой известностью
Новости партнеров

Природная вода серебряной чистоты

«Серябь» содержит жизненно важные микроэлементы и радует своим чистым, свежим вкусом и в праздники, и в будни
Новости партнеров

Шкафы шоковой заморозки HICOLD

HICOLD предлагает шкафы шоковой заморозки в исполнении на три,  пятьсемь, а также десять и четырнадцать уровней.
Новости партнеров

17 000 ресторанов используют iiko

Семнадцатая тысяча проектов автоматизации ресторанов была реализована всего за 2,5 месяца!
Новости

Бесконтактный контроль

Традиционные проверки дополняются новыми формами контроля
Новости

Этой весной Санкт-Петербург стал центром притяжения шеф-поваров со всей России

3 дня — 1214 участников — 65 экспертов — более 100 мастер-классов — 4 500 квадратных метров площади