Август 2012

Рестораторам не хватает внутреннего драйва

Когда десять лет назад в издательстве «Ресторанные ведомости» мне предложили написать книгу «Как раскрутить ресторан», чтобы рассказать в ней о PR-акциях, которых к тому времени я провел в московских ресторанах уже штук двести, я отказался. На кой оно мне нужно? Зачем выдавать хитрости профессии, в которой я — единственный специалист? Ко мне же тогда обращаться перестанут, все начнут сами такие акции придумывать и публику к себе завлекать…

Я уж и не помню, как меня уговорил генеральный директор, — скорее всего, играя на больной струне каждого литератора. Тщеславие, желание увидеть свою фамилию на обложке свежеотпечатанной книги — они ведь побуждают писать не только графоманов. Короче, я сдался и подробно осветил весь свой опыт: как нужно придумывать темы, как строить сценарий, как налаживать контакты с VIP-персонами и СМИ, какого приглашать ведущего… Словом, расписал весь алгоритм организации события, которому в те времена и названия-то научного не было.

Книга разошлась сумасшедшим для профессиональной литературы тиражом. Я стал ездить по стране с семинарами на ту же животрепещущую тему (а с каждым годом, с усилением конкуренции в общепите, она трепещет все живее и живее). А после семинаров я всегда предлагаю желающим бесплатно использовать мои темы и готовые сценарии для своих заведений…

И что? Думаете, много в нашей стране рестораторов, которые пользуются этим опытом?

Их ничтожное количество!

Да, конечно, я регулярно получаю на почту благодарственные письма типа: «Дорогой Олег Васильевич! Спасибо за ваши книги и ваш семинар. Мы провели по вашему сценарию чемпионат города по пьяным шашкам (создали городской клуб блондинок, устроили женское первенство по домино… и т.д.), и все сработало! Люди валом валят и хотят чего-то еще!». У меня на почте даже папка специальная создана, в которой я подобные письма собираю, — называется «Признания в любви», и длинными зимними трезвыми вечерами, находясь вдали от своей любимой Паттайи, время от времени их перечитываю.

Бывают, врать не буду, и такие случаи, какой у меня однажды вышел в Одессе. Я выступал там впервые, и на семинар съехались рестораторы со всей Украины. Как всегда, я оставил людям свои координаты, потом кому-то отсылал какие-то сценарии… А через четыре месяца снова оказался в Одессе, уже со следующей темой. И вдруг подходит женщина: «Вы меня помните?». «Конечно», — соврал я (у меня никакая память на лица). «Я из Енакиево Донецкой области, — все-таки напомнила женщина (видимо, озабоченное лицо выдавало-таки мою неискренность). — Я была у вас на прошлом семинаре, и вы потом прислали мне сценарий международного фестиваля «Самогон-2010». Так вот, докладываю: мы его осуществили! У нас на 120 посадочных мест было 400 человек гостей! Теперь они все ходят к нам в ресторан! Вы даже не представляете, как мы вам благодарны», — и протягивает мне литровую бутыль Hennessy X.O. «Спасибо, — говорю, — тоже неплохой самогончик…».

Но таких случаев, повторяю, единицы! Вот сидят пятьдесят человек на семинаре, я всем раздаю адреса сайта, свои телефоны: звоните, говорю, пишите, пользуйтесь готовыми наработками! Денег никаких не надо! Халява, сэры и миледи!.. Сколько человек, думаете, потом отписывается? В лучшем случае двое. И то — попросят лишь сценарии тех праздников, о которых я непосредственно рассказывал на семинаре, а на подробное изучение сайта их уже не хватает…

Откуда такая инертность? Почему рестораторы не хотят пошевелиться для своей же пользы? Да, конечно, организовать необычную вечеринку или провести звонкую PR-акцию — это сложнее, чем пригласить диджея или повесить растяжку «С 12 до 16 скидка 20 процентов на все меню»… Но и выхлоп же совершенно иной!

Меньше всего в этой публикации я хочу пиарить себя. У меня, слава богу, полно работы и без ресторанных заказчиков. Но в стране трудятся несколько действительно талантливых пиарщиков, которые проводят в ресторанах мероприятия не менее интересные, чем я. Сергей Федорченко в Красноярске… Эдуард Петров в Калининграде… Влад Копылов в Сочи… Ербол Кушугулов и Тимур Богданов в Астане (тут страна, правда, другая, но менталитет и рестораторов, и гостей — наш, расейский)… Отмечают день рождения Штирлица, ставят памятники блондинке и фразе «Где-где? В Караганде!», устанавливают рекорд на самый длинный поцелуй, проводят чемпионат республики по футболу среди фотомоделей…

И — та же самая ситуация, как рассказывают сами ребята. Достучаться до владельца ресторана, объяснить ему, что одна необычная акция эффективнее десятка перетяжек и пяти банальных вечеринок «Люди в белом», которые в массовом порядке предлагают местные консалтинговые агентства, а по затратам обойдется в пять раз дешевле, — невозможно. Будто морок напущен на хозяев, принимающих решения, просто сглаз какой-то! Купить восемь биллбордов и поместить на них большое фото куска мяса, продающегося в их ресторане, — это они понимают. Да, дорого, но, как в анекдоте, мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус… И полнятся российские города никому не интересной наружной рекламой, толку от которой — ноль…

Я сегодня вспоминаю те самые свои опасения десятилетней давности и поражаюсь собственной наивности. Так переоценить наш рестораторский корпус! У людей нет воли и внутреннего драйва осуществлять уже полностью прописанные проекты. Чего уж тут было бояться, что они овладеют алгоритмом организации новых мероприятий? А к тем, у кого и воля, и драйв, и фантазия имеются, никто не прислушивается.

Печально, господа. В «Живом Журнале» такой текст выходит под тегом «пессимизма псто». Хотя… Как говорится, каждый в этой жизни получает то, что заслуживает. Бизнес — ваш, вам и отвечать за него.

И пусть неудачник плачет.
Опубликовано:
06/08/2012

Рекомендуем

Личный опыт

Сеть суши-ресторанов «Фудзияма» с фастфуд-прицелом

Разновидности форматов быстрого обслуживания. Роллы вместо пиццы
Интервью

Сибирская кухня — против природы не пойдешь

Владимир Бурковский о таком сложном и огромном гастрономическом явлении, как сибирская кухня
Личный опыт

Обучение кулинарному искусству. Какой путь должен пройти повар

Андрей Махов: «Примерно до 30 лет вы должны пройти путь от повара до шефа»
Личный опыт

Революционный социально-гастрономический проект

Илиодор Марач о системе взаимоотношений с гостями и ценообразования, как о тренде развития ресторанной отрасли
Личный опыт

Как сделать город лучше

Как «бизнес из любопытства» встал на прочные рельсы
Личный опыт

На Манхэттен со своим самоваром

Михаил Гончаров, управляющий и основатель сети «Теремок», делится опытом первого американского открытия