Август 2012

Рестораторам не хватает внутреннего драйва

Когда десять лет назад в издательстве «Ресторанные ведомости» мне предложили написать книгу «Как раскрутить ресторан», чтобы рассказать в ней о PR-акциях, которых к тому времени я провел в московских ресторанах уже штук двести, я отказался. На кой оно мне нужно? Зачем выдавать хитрости профессии, в которой я — единственный специалист? Ко мне же тогда обращаться перестанут, все начнут сами такие акции придумывать и публику к себе завлекать…

Я уж и не помню, как меня уговорил генеральный директор, — скорее всего, играя на больной струне каждого литератора. Тщеславие, желание увидеть свою фамилию на обложке свежеотпечатанной книги — они ведь побуждают писать не только графоманов. Короче, я сдался и подробно осветил весь свой опыт: как нужно придумывать темы, как строить сценарий, как налаживать контакты с VIP-персонами и СМИ, какого приглашать ведущего… Словом, расписал весь алгоритм организации события, которому в те времена и названия-то научного не было.

Книга разошлась сумасшедшим для профессиональной литературы тиражом. Я стал ездить по стране с семинарами на ту же животрепещущую тему (а с каждым годом, с усилением конкуренции в общепите, она трепещет все живее и живее). А после семинаров я всегда предлагаю желающим бесплатно использовать мои темы и готовые сценарии для своих заведений…

И что? Думаете, много в нашей стране рестораторов, которые пользуются этим опытом?

Их ничтожное количество!

Да, конечно, я регулярно получаю на почту благодарственные письма типа: «Дорогой Олег Васильевич! Спасибо за ваши книги и ваш семинар. Мы провели по вашему сценарию чемпионат города по пьяным шашкам (создали городской клуб блондинок, устроили женское первенство по домино… и т.д.), и все сработало! Люди валом валят и хотят чего-то еще!». У меня на почте даже папка специальная создана, в которой я подобные письма собираю, — называется «Признания в любви», и длинными зимними трезвыми вечерами, находясь вдали от своей любимой Паттайи, время от времени их перечитываю.

Бывают, врать не буду, и такие случаи, какой у меня однажды вышел в Одессе. Я выступал там впервые, и на семинар съехались рестораторы со всей Украины. Как всегда, я оставил людям свои координаты, потом кому-то отсылал какие-то сценарии… А через четыре месяца снова оказался в Одессе, уже со следующей темой. И вдруг подходит женщина: «Вы меня помните?». «Конечно», — соврал я (у меня никакая память на лица). «Я из Енакиево Донецкой области, — все-таки напомнила женщина (видимо, озабоченное лицо выдавало-таки мою неискренность). — Я была у вас на прошлом семинаре, и вы потом прислали мне сценарий международного фестиваля «Самогон-2010». Так вот, докладываю: мы его осуществили! У нас на 120 посадочных мест было 400 человек гостей! Теперь они все ходят к нам в ресторан! Вы даже не представляете, как мы вам благодарны», — и протягивает мне литровую бутыль Hennessy X.O. «Спасибо, — говорю, — тоже неплохой самогончик…».

Но таких случаев, повторяю, единицы! Вот сидят пятьдесят человек на семинаре, я всем раздаю адреса сайта, свои телефоны: звоните, говорю, пишите, пользуйтесь готовыми наработками! Денег никаких не надо! Халява, сэры и миледи!.. Сколько человек, думаете, потом отписывается? В лучшем случае двое. И то — попросят лишь сценарии тех праздников, о которых я непосредственно рассказывал на семинаре, а на подробное изучение сайта их уже не хватает…

Откуда такая инертность? Почему рестораторы не хотят пошевелиться для своей же пользы? Да, конечно, организовать необычную вечеринку или провести звонкую PR-акцию — это сложнее, чем пригласить диджея или повесить растяжку «С 12 до 16 скидка 20 процентов на все меню»… Но и выхлоп же совершенно иной!

Меньше всего в этой публикации я хочу пиарить себя. У меня, слава богу, полно работы и без ресторанных заказчиков. Но в стране трудятся несколько действительно талантливых пиарщиков, которые проводят в ресторанах мероприятия не менее интересные, чем я. Сергей Федорченко в Красноярске… Эдуард Петров в Калининграде… Влад Копылов в Сочи… Ербол Кушугулов и Тимур Богданов в Астане (тут страна, правда, другая, но менталитет и рестораторов, и гостей — наш, расейский)… Отмечают день рождения Штирлица, ставят памятники блондинке и фразе «Где-где? В Караганде!», устанавливают рекорд на самый длинный поцелуй, проводят чемпионат республики по футболу среди фотомоделей…

И — та же самая ситуация, как рассказывают сами ребята. Достучаться до владельца ресторана, объяснить ему, что одна необычная акция эффективнее десятка перетяжек и пяти банальных вечеринок «Люди в белом», которые в массовом порядке предлагают местные консалтинговые агентства, а по затратам обойдется в пять раз дешевле, — невозможно. Будто морок напущен на хозяев, принимающих решения, просто сглаз какой-то! Купить восемь биллбордов и поместить на них большое фото куска мяса, продающегося в их ресторане, — это они понимают. Да, дорого, но, как в анекдоте, мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус… И полнятся российские города никому не интересной наружной рекламой, толку от которой — ноль…

Я сегодня вспоминаю те самые свои опасения десятилетней давности и поражаюсь собственной наивности. Так переоценить наш рестораторский корпус! У людей нет воли и внутреннего драйва осуществлять уже полностью прописанные проекты. Чего уж тут было бояться, что они овладеют алгоритмом организации новых мероприятий? А к тем, у кого и воля, и драйв, и фантазия имеются, никто не прислушивается.

Печально, господа. В «Живом Журнале» такой текст выходит под тегом «пессимизма псто». Хотя… Как говорится, каждый в этой жизни получает то, что заслуживает. Бизнес — ваш, вам и отвечать за него.

И пусть неудачник плачет.
Опубликовано:
06/08/2012

Рекомендуем

Интервью

И корабль плывет

Как сменить китель шеф-повара на пиджак ресторатора
Личный опыт

Как работают семейные винодельни

Концепция бизнеса, оборудование, продажи, лицензирование
Интервью

Работящий человек

Уиллиам Ламберти создает рестораны, которые называют модными, светскими, гламурными
Личный опыт

Idée Fixe

Экспансия Cofix  в России
Личный опыт

В онлайн-режиме

Как открыть интернет-магазин
Личный опыт

Скрытая угроза

«Додо Пицца» шагает по улицам Москвы и мира