Квантовый скачок
Когда запускать франшизу.
Покупать или продавать франшизу? Обо всём расскажем в Сколково!
До 20 ресторанов «IL Патио», «Планета суши» и «Шикари» планируется открывать ежегодно в РФ и СНГ
В жилых кварталах Новой Москвы начинается ресторанный бум
Нина Семина
Генеральный директор компании «Франкон», основатель каталога франшиз Franshiza.ru
Как собственнику ресторанной сети понять, что настал момент переходить к тиражированию бренда по франшизе? Где тот момент «квантового скачка», когда начинается успешная экспансия бренда?
Если ресторан только открылся и работает не так давно, сложно говорить об эффективности и жизнеспособности этого бизнеса. Даже если все идет отлично, заведение становится все популярнее и выручка растет. Продавать франшизу еще рано — существует большой риск возникновения неопределенности в бизнесе, небольшой опыт его ведения и решения возможных проблем. Запуск приведет лишь к тому, что франчайзер поделится с франчайзи не успешным опытом, а ошибками, а впоследствии не сможет оказать действенную поддержку и стартовавшие рестораны будут вынуждены закрываться. Успешное развитие по франчайзингу стартап-проекта — это миф. В масштабировании бизнеса по франшизе есть свои законы.
ЗАКОН №1
Пока бизнес не проверен временем, не соблазняйтесь возможностью тиражировать свой бренд.
Если ресторан (идеально — сеть ресторанов) существует длительное время, вышел на окупаемость, имеет хорошие показатели, приносит доход, товарный знак (бренд) зарегистрирован или находится в стадии регистрации, то задуматься о франчайзинге уже можно.
Но и здесь начинающие франчайзеры совершают много ошибок — восхитившись результатами конкурентов, которые успешно развивают это направление, решаются на быстрый старт: готовят типовой договор или используют договора конкурентов, копируют предложения аналогичных франшиз.
Важно помнить: ваш бизнес индивидуален, и то, что продвигают успешные ресторанные концепции по франчайзингу, возможно, не сможете предоставить вы. Этот рынок очень конкурентный, и важно подготовить уникальное, привлекательное предложение.
Для запуска франшизы следует выверить свои стандарты бизнеса, самой концепции, зарегламентировать их, продумать систему поддержки и контроля франчайзи. Одного соглашения без передачи стандартов и регламентов недостаточно, ведь договор франчайзинга содержит лишь основные обязательства франчайзи. А вот Руководство по открытию и управлению бизнесом поясняет, как партнер должен выполнять эти обязательства. Детально проработанный франчайзинговый пакет поможет избежать непростых ситуаций, которые возникают с недобросовестными франчайзи.
ЗАКОН №2
Избегайте использования типовых договоров и договоров конкурентов, даже успешных и проверенных временем. Создавайте свою программу взаимоотношений.
Если все предыдущие шаги вы выполнили (самостоятельно или с помощью консультантов) и подготовили уникальное предложение (предварительно проанализировав конкурентов), индивидуальный договор франчайзинга (коммерческой концессии), Руководства и Стандарты открытия и управления рестораном, экономическую модель франчайзингового ресторана и прочую документацию и стратегию — время стартовать.
Часто на практике начинающие игроки стремятся описать в Руководстве по управлению рестораном элементы, внедрение которых только планируется в сети. Это ошибка. Старт франшизы — это передача уже успешного опыта и действенных алгоритмов. В будущем у вас появится возможность неоднократно обновлять и добавлять информацию в Руководство.
ЗАКОН № 3
Не шлифуйте франшизу до бесконечности, подготовьте необходимые документы и начинайте продавать.
Переход к тиражированию бренда, однозначно, стоит воспринимать, как начало новой деятельности. Он потребует от франчайзера пересмотра внутренней политики управления бизнесом и интеграции франчайзинга во многие рабочие процессы. Разработка стратегии поиска партнеров, методология продажи вашего предложения, алгоритм открытия франчайзингового предприятия, обучение (первоначальное обучение, стажировки, тренинги) и поддержка партнеров, отлаженная система управленческого контроля — эти бизнес-процессы должны быть заранее продуманы и стандартизированы в компании, начинающей развитие по франчайзингу.
В перспективе, по мере включения в вашу орбиту 3–4 ресторанов, следует сформировать специализированный отдел франчайзинга, определить функции, цели, задачи, мотивацию и должностные инструкции департамента.
ЗАКОН № 4
Вы должны принять как неоспоримый факт, что развитие франчайзинга — это новый бизнес и он потребует привлечения специалистов и профессионалов, внедрения в действующую структуру вашего бизнеса.
Если все четыре закона кажутся вам разумными и реализуемыми — пришло время развивать фрайчайзинг и быть успешным.
16/10/2018
По теме
Покупать или продавать франшизу? Обо всём расскажем в Сколково!
До 20 ресторанов «IL Патио», «Планета суши» и «Шикари» планируется открывать ежегодно в РФ и СНГ