франчайзинг |  Октябрь 2018

Квантовый скачок

Когда запускать франшизу.

Квантовый скачок

semina.pngНина Семина
Генеральный директор компании «Франкон», основатель каталога франшиз Franshiza.ru

Как собственнику ресторанной сети понять, что настал момент переходить к тиражированию бренда по франшизе? Где тот момент «квантового скачка», когда начинается успешная экспансия бренда?

Если ресторан только открылся и работает не так давно, сложно говорить об эффективности и жизнеспособности этого бизнеса. Даже если все идет отлично, заведение становится все популярнее и выручка растет. Продавать франшизу еще рано — существует большой риск возникновения неопределенности в бизнесе, небольшой опыт его ведения и решения возможных проблем. Запуск приведет лишь к тому, что франчайзер поделится с франчайзи не успешным опытом, а ошибками, а впоследствии не сможет оказать действенную поддержку и стартовавшие рестораны будут вынуждены закрываться. Успешное развитие по франчайзингу стартап-проекта — это миф. В масштабировании бизнеса по франшизе есть свои законы.

ЗАКОН №1

Пока бизнес не проверен временем, не соблазняйтесь возможностью тиражировать свой бренд.

Если ресторан (идеально — сеть ресторанов) существует длительное время, вышел на окупаемость, имеет хорошие показатели, приносит доход, товарный знак (бренд) зарегистрирован или находится в стадии регистрации, то задуматься о франчайзинге уже можно.

Но и здесь начинающие франчайзеры совершают много ошибок — восхитившись результатами конкурентов, которые успешно развивают это направление, решаются на быстрый старт: готовят типовой договор или используют договора конкурентов, копируют предложения аналогичных франшиз.

Важно помнить: ваш бизнес индивидуален, и то, что продвигают успешные ресторанные концепции по франчайзингу, возможно, не сможете предоставить вы. Этот рынок очень конкурентный, и важно подготовить уникальное, привлекательное предложение.

Для запуска франшизы следует выверить свои стандарты бизнеса, самой концепции, зарегламентировать их, продумать систему поддержки и контроля франчайзи. Одного соглашения без передачи стандартов и регламентов недостаточно, ведь договор франчайзинга содержит лишь основные обязательства франчайзи. А вот Руководство по открытию и управлению бизнесом поясняет, как партнер должен выполнять эти обязательства. Детально проработанный франчайзинговый пакет поможет избежать непростых ситуаций, которые возникают с недобросовестными франчайзи.

ЗАКОН №2

Избегайте использования типовых договоров и договоров конкурентов, даже успешных и проверенных временем. Создавайте свою программу взаимоотношений.

Если все предыдущие шаги вы выполнили (самостоятельно или с помощью консультантов) и подготовили уникальное предложение (предварительно проанализировав конкурентов), индивидуальный договор франчайзинга (коммерческой концессии), Руководства и Стандарты открытия и управления рестораном, экономическую модель франчайзингового ресторана и прочую документацию и стратегию — время стартовать. 

Часто на практике начинающие игроки стремятся описать в Руководстве по управлению рестораном элементы, внедрение которых только планируется в сети. Это ошибка. Старт франшизы — это передача уже успешного опыта и действенных алгоритмов. В будущем у вас появится возможность неоднократно обновлять и добавлять информацию в Руководство.

ЗАКОН № 3

Не шлифуйте франшизу до бесконечности, подготовьте необходимые документы и начинайте продавать.

Переход к тиражированию бренда, однозначно, стоит воспринимать, как начало новой деятельности. Он потребует от франчайзера пересмотра внутренней политики управления бизнесом и интеграции франчайзинга во многие рабочие процессы. Разработка стратегии поиска партнеров, методология продажи вашего предложения, алгоритм открытия франчайзингового предприятия, обучение (первоначальное обучение, стажировки, тренинги) и поддержка партнеров, отлаженная система управленческого контроля — эти бизнес-процессы должны быть заранее продуманы и стандартизированы в компании, начинающей развитие по франчайзингу. 

В перспективе, по мере включения в вашу орбиту 3–4 ресторанов, следует сформировать специализированный отдел франчайзинга, определить функции, цели, задачи, мотивацию и должностные инструкции департамента.

ЗАКОН № 4

Вы должны принять как неоспоримый факт, что развитие франчайзинга — это новый бизнес и он потребует привлечения специалистов и профессионалов, внедрения в действующую структуру вашего бизнеса.

Если все четыре закона кажутся вам разумными и реализуемыми — пришло время развивать фрайчайзинг и быть успешным.

Опубликовано:
16/10/2018

Рекомендуем

Маркетинг

Как медийность влияет на уровень дохода шеф-поваров

Нина Макогон. Директор по информационной политике Федерации рестораторов и отельеров России, владелец кадрового агентства rabotarestoran.ru, автор книги «Кого хотят рестораторы? Гид по карьере»
Маркетинг

С чего начать диалог с гостем, чтобы он стал «адвокатом» вашего бренда

Евгения Нечитайленко. Основатель агентства маркетинговых коммуникаций Prprosto
Маркетинг

Куда уходит детство? Нужны ли «взрослому» ресторану детские залы

Сергей Миронов. Ресторатор, основатель ресторанов «Мясо & Рыба», вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса Москвы
Маркетинг

Как «заманить» гостя в ваш ресторан, а деньги — на ваш счет

Мария Тюменева. Партнер ведущего коммуникационного агентства России в ресторанном сегменте «Аппетитный маркетинг»
Рекомендации

Почему сейчас лучшее время для решительных действий

Кирилл Романюк. Генеральный директор компании «Бюро ресторанных технологий»
Рекомендации

Почему франчайзинг может стать шансом для индустрии

Марианна Бурылина. Ресторатор, совладелец двенадцати ресторанных проектов в Москве и Ярославле, призер национальной премии «Бизнес-успех России», автор книги «Практикум ресторанного бизнеса»