Мораторий на проверки не поможет рестораторам
66% контролеров приходят внепланово и по анонимкам, чиновники размышляют, как исправить ситуацию
Штраф за неуведомление о начале отдельных видов деятельности повысят до 60 тысяч рублей
Для собственников торговых центров и кафе могут ввести обязательное страхование от ЧС
Обновления закона о торговле в части договора поставки и новые запреты
Мораторий на проведение плановых проверок малого бизнеса, который заработал с 2016 года, может оказаться бесполезным. По данным Генпрокуратуры в 2015 году внеплановый характер носили две трети (66%) всех проверок бизнеса. Примерно 8–10% предпринимателей говорят, что к ним приходят с проверками пять и более раз в год, 6–8% от всех проверок инициируются в целях конкурентной борьбы и даже отъема бизнеса.
Минэкономразвития включило в антикризисный план пункт о снижении числа внеплановых проверок малого и среднего бизнеса на 30% в 2017 году, но в итоговой версии плана, утвержденного правительством 1 марта, этого пункта не оказалось.
Всего, по данным РБК, в 2015 году контролирующие органы провели в общей сложности 1,994 млн проверок — на 8% меньше, чем в 2014 году (тогда бизнес проверили 2,17 млн раз). Количество внеплановых проверок снизилось примерно на 100 тыс. (до 1,32 млн), но их доля выросла. В «Опоре России» полагают, что число внеплановых проверок растет «в арифметической прогрессии».
Лидерами по числу проведенных проверок в 2015 году остались, как и прежде, Роспотребнадзор и МЧС, на долю которых пришлось почти 33% всех проверок, говорится в материалах Генпрокуратуры. По данным Минэкономразвития, МЧС провело около 395 тыс. проверок, а Роспотребнадзор — 266 тыс. Роспотребнадзор и МЧС чаще остальных ведомств обращаются в прокуратуру и за согласованием внеплановых выездных проверок.
Чиновники в Роспотребнадзоре объясняют большое число внеплановых проверок за 2015 год с поручениями правительства по турецким продуктам питания и продаже туров в Турцию, в 2014 году — по «антисанкциям».
Внеплановые проверки проводились и без согласования с прокуратурой, если предполагаемые нарушения угрожали здоровью или жизни человека. Однако эксперты считают, что под такое определение может подпасть любое нарушение. Самые распространенные основания для внеплановых проверок — это жалобы.
Без согласования с прокуратурой в 2015 году проведено 1,3 млн внеплановых проверок. При этом результативность мероприятий остается низкой: за 2015 год власти выдали лишь 535 тыс. предписаний по результатам таких контрольных мероприятий (всего 972 тыс.) К административной ответственности привлекли 586 тыс. человек и почти 300 тыс. компаний.
Одним из нарушений при проведении проверок представитель Генпрокуратуры называет необоснованные проверки по анонимным обращениям. В «Опоре России» приводят примеры, когда проверки проводились по заведомо фейковым и анонимным жалобам (за подписью «Гельмут Коль», например). Тем не менее, если подобная жалоба зарегистрирована и там говорится о какой‑то угрозе жизни и здоровью, то проверяющий орган должен прийти.
Как пишет РБК, в правительстве сейчас работают над решением этой проблемы. Ведется работа с обязательной идентификацией личности заявителя, которая является основанием для проведения проверки. Исключение анонимных обращений как поводов для проведения внеплановых проверок потребует внесения изменений в законодательство, сейчас этот законопроект находится в стадии разработки, утверждают в Минэкономразвития.
14/03/2016
По теме
Штраф за неуведомление о начале отдельных видов деятельности повысят до 60 тысяч рублей
Для собственников торговых центров и кафе могут ввести обязательное страхование от ЧС
Обновления закона о торговле в части договора поставки и новые запреты