Кризис & ресторанный бизнес
О текущей ситуации в ресторанном бизнесе рассказывает Лариса Невидайло, учредитель и собственник холдинга «МаксиМ», крупнейшей ресторанной компании Тюмени

Вы задаете вопросы...
Вам отвечают профессионалы...
Возможно ли развитие в кризис?
Конечно! Это мой пятый по счету кризис в качестве предпринимателя. И из каждого кризиса моя компания и команда выходили, став только сильнее. Два года назад казалось, что безвыходнее положения не бывает. Однако мы не просто выжили, но и усилились по многим внутренним моментам.
Куда вообще сегодня движется ресторанный бизнес? Есть ли какие-то ярко выраженные тренды?
На мой взгляд, сейчас будет настоящий расцвет «новой русской кухни», мы с вами увидим еще больше блюд, приготовленных по современным и классическим европейским технологиям, но с использованием локальных продуктов. В 2014 году, после первой волны санкций, многие наши заведения, например, гастрокофейни, перешли на локальные продукты. Также у нас есть несколько ресторанов, концептуально основанных на местных продуктах — «Чум», «МаксиМыч» и недавно открывшаяся «Дача». Текущее положение дел только усилит этот тренд.
Что касается блока HR, то сейчас самый ярко выраженный тренд таков: не мы выбираем сотрудников, а сотрудники выбирают нас. Плюс мы конкурируем не только внутри нашего рынка, но все больше с другими отраслями. Поэтому очень важно создавать ценность каждому сотруднику, чтобы он знал, почему нужно идти именно к нам.
А вообще, я заметила интересную вещь. Я ведь на восемь лет совсем уходила из ресторанного бизнеса в политику, не следила за рынком абсолютно никак. А вернувшись, вдруг увидела, что многие тренды, которые были актуальны восемь, десять и даже пятнадцать лет назад, вновь становятся актуальными сейчас.
Текущий кризис — классический «Черный лебедь» по Нассиму Талебу. Его почти не с чем сравнивать в новейшей истории планеты. Ваша антикризисная инструкция, состоящая из пяти первых шагов?
-
Принять текущую ситуацию. Чем быстрее лидер перейдет от стадии отрицания к принятию, тем лучше для команды.
-
Определить, что прямо сейчас можно оптимизировать.
-
Выстроить диалог с поставщиками и арендодателями.
-
Пересмотреть меню (не переценить, а именно пересмотреть).
-
Найти варианты господдержки.
Сейчас подходящее время, чтобы читать и учиться? Откуда вы черпаете энергию и новые знания?
От коллег. Слежу за лидерами российского ресторанного рынка, общаюсь со своими тюменскими коллегами, советуюсь со многими экспертами из других отраслей. Считаю, что идеальное время читать и учиться — всегда, независимо от внешних обстоятельств.
//