Цифровой оптимизм
Фастфуд. Исследования NPD Group. Инфографика
Россияне стали чаще есть фастфуд
Рейтинг самых фастфудных городов России
Какие форматы общепита предпочитают россияне
Чтобы держать руку на пульсе, нужна актуальная аналитика. NPD Group — созданная в Соединенных Штатах Америки исследовательская компания, в сфере интересов которой находится индустрия питания. Сотрудники корпорации собирают данные более чем в 20 странах мира.
На отечественном рынке представители NPD Group появились в 2012 году и с тех пор проводят постоянный мониторинг взлетов и падений различных направлений ресторанного бизнеса, и не только.
Для измерения «температуры» фудсервиса в NPD придумана уникальная онлайн-методология Crest, которая уже успешно зарекомендовала себя за рубежом. Гости ресторанов, согласившись принять участие в опросе, начинают вести своеобразный дневник, в котором максимально подробно фиксируют свои походы в различные заведения, описывают, что именно выбрали из меню, сколько заплатили и какое впечатление оставило обслуживание.
В нашей стране такие дневники заполняют более десяти тысяч жителей восьми крупнейших городов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Ростов-на-Дону, Самара). Таким образом складывается ясная и прозрачная картина интересов разных социальных групп в индустрии кулинарии и гостеприимства.
Согласно данным, которые накапливались восемь лет, именно фастфуд продолжает быть локомотивом рынка питания вне дома. Если же в этот сегмент включить еще и пекарни, то лидирующее положение ресторанов быстрого питания станет очевиднее.
Что нового, согласно данным NPD Group, принес прошедший год? На ситуацию сильно повлияло проведение в России чемпионата мира по футболу: отечественные и иностранные туристы активно посещали точки, где можно было перекусить на ходу. Кроме того, интерес со стороны азиатских стран и упрощение визового режима для многих из них стали основанием активного продвижения заведений с их национальной кухней.
Если же говорить языком сухих цифр, то по выкладкам, предоставленным аналитиком NPD Group Анной Людковской, в России был отмечен рост числа заказов с января по ноябрь 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017-го:
-
бургеры — плюс 13%;
-
пицца — плюс 6%;
-
японская и китайская еда — плюс 3%.
Бургеры продолжили свой рост как в фастфуде, так и по всему рынку. Пицца по-прежнему актуальна и сохранила темпы за счет доставки. Азиатская кухня не показала тех величин, которых от нее ожидали, однако прибавляет на уровне фастфуда в целом (+3%). То есть доля заказов азиатской еды не меняется в общих заказах, что говорит о стабильном спросе (рис. 1).
Январь — ноябрь 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017-го
Что касается успешности предприятий сегмента фастфуда в торговых центрах, то в 2018 году стал очевидным приоритет запросов на быстрое обслуживание именно в больших коммерческих агломерациях. Трафик в моллах, галереях и пассажах (69%) по сравнению с рынком в целом (46%) позволяет признать, что наиболее выгодным местом для аренды стали торгово-развлекательные комплексы, где есть спрос практически на любой ассортимент фастфуда (рис. 2).
Заказ блюд в торговых центрах, 2018 год
В выходные дни отмечается более высокая доля заказов прохладительных и алкогольных напитков, бургеров. В рабочие же дни заметно выше спрос на горячие напитки, продукты для завтрака, салаты.
А вот динамика среднего чека в сегменте быстрого питания оказалась практически нулевой. Средний индивидуальный чек за 11 месяцев 2018 года к такому же периоду годом ранее вырос всего на 1 рубль, или на 0,3%. Причиной стабильности послужило увеличение промо- и комбопредложений, а также уменьшение количества позиций в заказе (рис. 3).
Средний чек 2017-2018 годах
Если говорить о балансе таких позиций, как заказ блюд навынос и доставка, то последняя в сфере фастфуда в потребительских расходах составляет незначительные 5% за 11 месяцев 2018 года, а вот доля «навынос» за тот же период оказалась гораздо существеннее — 39%! Гости не хотят больше сидеть в зале, предпочитая забрать еду с собой и бежать по своим делам (рис. 4).
Доставка и заказ блюд навынос
27/03/2019
По теме
Россияне стали чаще есть фастфуд
Рейтинг самых фастфудных городов России
Тимати и Пинский готовы выкупить сеть пиццерий Domino’s в России