Как новые сервисы помогают обогнать время
Филипп Башьян. Глава направления готовой еды Яндекс.Лавки, сооснователь Яндекс.Шеф

Eggsellent приготовил завтраки для Яндекс Лавки
Россияне стали чаще заказывать бесконтактную доставку
Как заказы из Лавки и Маркета оставят у двери при нажатии кнопки в приложениях
По данным аналитического агентства Infoline, к 2023 году до 10% жителей городов-миллионников будут покупать продукты питания онлайн. В этом году в сегменте e-grocery продажи увеличились почти в 4,5 раза по сравнению с прошлым годом. Причины такого активного роста очевидны. Первый драйвер — пандемия. Второй — естественный процесс развития рынка. На сегодняшний день в России доля онлайн-продаж в продуктовом ретейле составляет около 1%, а на иностранных развитых рынках — 5–15%. Логично, что доля онлайна и дальше будет расти.
ВЫСТРЕЛ В ДЕСЯТКУ
Параллельно на рынке происходит и другое важное изменение: время, в течение которого пользователи готовы ждать свой заказ, неуклонно сокращается. Мы одними из первых в нашей стране по-новому подошли к истории с доставкой. До нас она была интервальной, то есть клиенту нужно было выбрать промежуток времени для доставки продуктов. В лучшем случае при оформлении заказа утром его могли привезти вечером, но обычно — лишь на следующий день. Мы же начали доставлять заказ за 10–15 минут. Именно поэтому Яндекс.Лавка «выстрелила» и последовал сумасшедший рост.
Сценарий «купить за 10–15 минут» подходит не только для заказа продуктов, он актуален и для сегмента готовой еды, в котором мы сейчас наблюдаем настоящий бум. Все дело в том, что готовая еда — это ситуативная покупка. Пользователь покупает в первую очередь то, что ему нужно в данный конкретный момент. Например, продукты можно заказать для приготовления ужина, а на обед, когда хочется быстро перекусить, — готовое блюдо. Мы видим большой потенциал в этом направлении, поэтому сосредоточились на его развитии. Так, мы полностью переоборудовали собственное производство Яндекс.Шеф в Петербурге под выпуск готовой еды. И уже сейчас объем производимой продукции составляет 175 тонн в месяц.
УДОБНО И ВЫГОДНО
Для нас на первом месте стоит пользователь и его предпочтения. Это означает, что на наших полках должно быть лучшее для него предложение. Мы командой тестируем все SKU, а также анализируем интересы пользователей и проводим monadic blind test (слепые тесты среди респондентов), чтобы сделать правильный выбор. Поэтому можно сказать, что наши пользователи участвуют в процессе создания ассортимента, и их мнение для нас очень важно. И эта модель работает — мы видим быстрый рост категории: готовые блюда присутствуют в 42% заказов сервиса, то есть практически каждый второй добавляет их к себе в корзину.
Несмотря на наличие у Яндекс.Лавки собственного производства готовой еды, согласно нашей стратегии такая продукция не может занимать более 50% от доли категории в сервисе. Нам важно предложить пользователю разнообразные и вместе с тем вкусные блюда, которые он захочет попробовать вновь. Поэтому мы находимся в постоянном поиске ресторанов-партнеров во всех городах присутствия сервиса. Например, если у кого-то из них есть лучший борщ, мы хотим, чтобы наш пользователь смог его попробовать. Для ресторанов сотрудничество с Яндекс.Лавкой — это новый и активно развивающийся канал дистрибуции. Среди наших действующих партнеров — «Буше», «Хлеб насущный», «Братья Караваевы», «Грабли», «Азбука Вкуса» (кулинария). Сейчас в трех городах присутствия у нас 26 сторонних поставщиков, с помощью которых мы постоянно пополняем меню интересными новинками.
Помимо этого, планируем активно развивать доставку кофе. Сегодня у нас 112 точек с кофе во всех городах присутствия, к концу года увеличим их число до 150, а в первом квартале следующего года планируем покрыть все «Лавки».
Среди основных задач как Яндекс.Лавки, так и Яндекса в целом — сформировать понятные для всех правила игры, чтобы все участники рынка могли развиваться и получать максимальную выгоду. Например, для кафе и ресторанов сервисы, подобные нашему, могут стать новым каналом дистрибуции, который поможет в числе прочего компенсировать потери, вызванные пандемией. А для пользователей Яндекс.Лавка — это удобство и выгода.
24/12/2020
По теме
Eggsellent приготовил завтраки для Яндекс Лавки
Россияне стали чаще заказывать бесконтактную доставку
Как заказы из Лавки и Маркета оставят у двери при нажатии кнопки в приложениях