Когда не стоит покупать франшизу
Любовь или здравый расчет?

Анна РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, эксперт портала franshiza.ru, предлагает оригинальный способ отличить здоровую франшизу от сомнительного предложения.

Эксперты нашего каталога франшиз регулярно рассказывают о том, как правильно выбирать франшизу, на что обращать внимание, какие вопросы задавать франчайзеру. Но бывают случаи, когда инвесторы, влюбляясь в концепцию с первого взгляда, не могут хладнокровно оценить предложение. Чтобы сохранять здравомыслие при выборе, стоит иметь под рукой список утверждений, указывающих на то, что нужно пристальнее вчитаться в условия и еще раз взвесить все за и против. Возможно, цель франчайзера — не построение долгосрочного партнерства, а получение первоначального платежа любыми способами.

  1. Нет требований к будущему франчайзи
    Франчайзер выстраивает свою сеть годами, сражаясь за лояльность гостей и репутацию на рынке. Чем крупнее сеть, тем более жесткие в ней стандарты работы и строже контроль их выполнения. Иначе невозможно поддержание единого качества, а значит, сохранение репутации. Франчайзинг подразумевает ответственность и зависимость каждого отдельного франчайзи перед коллегами по сети и всей системой в целом. Поэтому у франчайзера должны быть четкие требования к личным и деловым качествам будущего партнера, к его репутации, опыту, умению работать в команде, его возможностям и связям в регионе.

  2. Обещания регулярного дохода без личного участия в проекте
    Франшиза — такой же собственный бизнес для предпринимателя, как и любой другой. Можно сказать, что франчайзер предоставляет удочку и учит ею пользоваться, но улов напрямую зависит от франчайзи. На практике каждый франчайзинговый проект требует постоянного личного участия франчайзи и контроля всех процессов.

  3. Отсутствие зарегистрированного товарного знака
    Франчайзер, планирующий построение сети и долгосрочное присутствие на рынке, обязательно узаконит свое право на бренд. Использование незарегистрированного товарного знака и любые манипуляции с ним незаконны и могут повлечь за собой проблемы с правоохранительными органами для франчайзи. Проверить права на товарный знак можно в открытом реестре Роспатента указав номер свидетельства, предоставленный франчайзером. Юридическое лицо, на которое зарегистрирован товарный знак, должно совпадать или быть аффилированным с используемым для заключения договоров с франчайзи. И еще важный момент: регистрация товарного знака в России занимает около года. Если франчайзер демонстрирует вам номер заявки, поданной в Роспатент, это еще ничего не значит. Ведомство может отказать в регистрации, если данный товарный знак уже кому-то принадлежит.

  4. Утверждения, что существует франчайзинг без вложений
    Франчайзи получает право работать под брендом, являющимся ценным нематериальным активом франчайзера, и просто не может быть бесплатно предоставлен. Кроме того, франшиза — это всегда определенные временные, человеческие и финансовые затраты, которые, по законам экономики, должны быть компенсированы. Франчайзер обучает франчайзи, контролирует его работу, а значит, расходует средства на содержание менеджера по франчайзингу либо целого отдела.

  5. Франчайзер — начинающий предприниматель в данной нише
    Если по франшизе предлагается проект с гипотетическим, не подтвержденным на практике бизнес-планом, то франчайзер ожидаемо не сможет помочь в запуске и развитии бизнеса, предупредить о сезонных, конкурентных, нишевых и прочих рисках и способах их нивелировать. Лучше, если у франчайзера будет как минимум две действующие точки сети. Это докажет, что успех бизнеса не случаен и система действительно проработана. Только такой франчайзер может тиражировать свой бизнес, а не ставить эксперименты за счет франчайзи.

  6. Франчайзер — мультихолдинг, эксперт во всех направлениях бизнеса
    На рынке стали появляться компании, которые предлагают по 4–5, а иногда и 10 франшиз в абсолютно разных сегментах. Не стоит путать их с каталогами франшиз или брокерскими компаниями. Это именно франчайзеры, самоуверенно предлагающие открытие и поддержание бизнеса своих франчайзи. Владельцы таких компаний хорошо чувствуют конъюнктуру и предлагают востребованные в данный момент виды бизнеса. Барбершопы, бургерные, тренажерные залы, детские мини-сады и химчистки ведут, как правило, одни и те же менеджеры по франчайзингу. Франчайзи передают типовые пакеты документов, заключают единообразные договоры — меняются лишь названия брендов. Это не может не сказаться на качестве партнерства и приведет к неминуемому разочарованию франчайзи.
    Стоит помнить, что настоящий франчайзер всегда профессионал в конкретном сегменте. Это может быть крупный ресторатор с различными концепциями — ресторан, фастфуд, кофейня — либо ритейлер с несколькими брендами, но это всегда близкие по бизнес-процессам и технологиям проекты.

  7. Отказ в личной встрече с франчайзером, предложение встретиться в кафе у метро
    Качественный франчайзер — не просто яркий сайт, а действующий бизнес, команда менеджеров, флагманское предприятие (офис, ресторан, магазин). Все это необходимо увидеть до подписания договора франчайзинга и составить собственное живое мнение о компании.
    Успешность франчайзи зависит не только от экономических и юридических аспектов бизнеса, но и от личности франчайзера. Вам должно быть приятно взаимодействие с собственником франшизы и с менеджером, который будет вести проект. Только тогда общение будет эффективным. Личная встреча необходима для того, чтобы определить, сможете ли вы работать в данной франчайзинговой системе, разделяете ли ценности выбранного бренда и компании-франчайзера.

Итак, если хотя бы по двум пунктам из представленного списка ваш ответ «да, это про выбранную мной франшизу», то рекомендую провести более глубокий анализ данного франчайзингового предложения, а в идеале отказаться от покупки такой франшизы.

Комплексная автоматизация фастфуда, ресторана, кафе
Harat's Irish Pub — сеть ирландских пабов