Франшиза: выбрать, сэкономить и ничего не упустить
7 советов потенциальным франчайзи
Екатерины СОЙАК, генеральный директор компании EMTG, организатора выставки франшиз BUYBRAND EXPO:
- При выборе франшиз смотрите не только на то, сколько лет уже отработал франчайзер, но и на то, есть ли у него стратегия на ближайшие годы. Если четкого видения развития нет, то и вы, как партнер, будете находиться в «подвешенном состоянии», а ваш бизнес не будет иметь четко заданного вектора.
- Не доверяйте рейтингам франшиз. Изучите сначала, по какому такому параметру та или иная франшиза попала на верхнюю строчку. Если по числу открытых за последний год заведений (как чаще всего и бывает), то это вовсе не гарантия того, что в следующем году половина точек не схлопнется.
- Не ориентируйтесь только на показатели тех франчайзи, контакты которых дает франчайзер. Найдите тех, кого от вас утаили. Особенно полезно пообщаться с экс-партнерами. Ваш главный вопрос: «Почему вы закрылись?» Ответ детально обдумайте. Возможно, именно это самая интересная и важная информация.
- Если вы непрофессиональный инвестор, выбирайте те сегменты, которые могут оставаться жизнеспособными долгие годы. Если же выбрали трендовое направление бизнеса, заранее продумайте возможности модернизировать или изменить ваш бизнес в будущем. Допустим, купив франшизу тандырной пекарни, держите в голове, что через несколько лет вам, возможно, стоит прикупить еще и франшизу производства кипрских лепешек или пончиков. Потребители быстро устают от однообразия. И если ваше изначальное помещение будет подразумевать развитие, то это дополнительный плюс.
- Обратите внимание на те сегменты, которые сейчас набирают обороты: здоровый фастфуд и fast casual, вегетарианская кухня, национальные монопродукты, доставка готовой еды, доставка наборов продуктов с рецептами для самостоятельного приготовления. Несмотря на снижение доходов, время остается главным ресурсом современного человека, а экономить на здоровье соглашаются все меньше людей.
- Не торопитесь. Выбрав франшизу, последите за ее развитием и продвижением. За последние три года практически все франчайзеры время от времени проводят акции для потенциальных партнеров: отменяют паушальный взнос, снижают роялти на определенный период и т.д. Мы, как организаторы крупнейшей во всей Восточной Европе выставки франшиз BUYBRAND EXPO, прекрасно понимаем желание предпринимателей сэкономить при покупке франшизы, поэтому в этом году впервые за 15 лет запустили беспрецедентную акцию — BUYBRAND’s Black Friday, которая состоится в третий день работы выставки, 29 сентября. В рамках нашей черной пятницы будут представлены лучшие предложения на покупку франшизы, в том числе и от франчайзеров сегмента «общественное питание».
- Последнее, что хочется посоветовать предпринимателям, желающим стать франчайзи. Первоначально выбирать франшизу можно где и как угодно, но все существенные переговоры проводите вживую, глаза в глаза. Вам с этими людьми работать, вы должны изначально понимать, кто они. В этом смысле выставка действительно большое подспорье. 200 брендов на одной площадке, треть из них — франшизы общепита самых разных сегментов и с самыми разными инвестициями (от 1 до 15 млн). Но! Не идите на выставку просто посмотреть. Подготовьтесь. Изучите список участников на нашем сайте заранее, выделите тех, кто вам интересен, составьте список вопросов, наметьте себе, что именно вы точно хотите узнать и с кем побеседовать. Действуя по плану, вы получите больше информации и сможете принять более взвешенное решение.