Стоит ли в кризис тратиться на персонал?
Виолетта Гвоздовская о том, что с собой приносит сокращение расходов на персонал

Как только начался кризис, тут же все стали обсуждать, как будем оптимизировать затраты. Большое количество дискуссий развернулось вокруг расходов на персонал. Холодный разум говорит – кризис, самое время сокращать, давайте оптимизировать фонд оплаты труда.
Статья расходов на обучение персонала у многих компаний значительно сократилась. Причины называют такие: «Сейчас в компании в принципе не хватает денег, да и если мы в работников вложимся, а они уйдут потом к конкурентам, нам получается вдвойне не выгодно».
Некоторые компании начали переходить на тех работников, кто готов зарабатывать меньше. Кто-то пересматривал подходы к оплате труда и либо начинал меньше платить, либо отказывался выплачивать премиальные части зарплат. Другими словами, уменьшал доход сотрудников. Я слышала даже такие высказывания – скоро все за еду будут работать, или - кризис, сейчас люди будут держаться за свое место.
Внутренние законы ресторанаНекоторые команды начали пересматривать графики работы, составлять мастер-графики, сокращать сотрудников.
Оставшиеся «рабочие руки» были поставлены руководителями перед фактом, что им теперь придется работать больше и интенсивнее, но за те же деньги. Вряд ли кто-то добровольно согласится на экстра-вклад в работу без экстра-дохода за это. Некоторые рестораторы говорят: «Я ребятам все объяснил, они меня поняли». Но действительно ли они согласились работать больше, а зарабатывать так же?
Какие бы ни были времена, скажу я вам, а аргументы звучат всегда одинаково. Я часто думаю - а почему даже в кризис в ресторанах - открытые вакансии, сотрудников не найти, либо они не удерживаются внутри коллектива? Вам не удивительно – мы с вами столько лет работаем в ресторанном бизнесе, но никак не можем решить проблему текучки? И никакой кризис не помогает нам. Нам все так же требуются повара, официанты, менеджеры, управляющие. Тем, кто считает «Сейчас пришло время работы «за еду», хочется сказать: вы – фантазеры.
Если считать затраты на набор персонала, то важно не забывать, что по сути мы «оплачиваем текучку». Если в ресторанах текучка 10% в месяц, то по году это более 100%! Прибавьте к расходам на персонал теперь затраты на то, чтобы его найти, с учетом, что он так утекает, затем обучить, адаптировать. Может, мы не с того оптимизацию начинаем? Может, глубже посмотреть на ситуацию и спросить себя, почему сотрудники покидают компанию? В чем причина того, что несмотря на кризис ребята не задерживаются?
Незатратная мотивация
Мы все знаем, что за дверями на кухню модных и замечательных ресторанов часто прячутся повара-узбеки, таджики. Очень часто еду нашим уважаемым гостям готовят не русские, не французы и не немцы, а повара совсем других национальностей. Кто-то говорил мне, что такие сотрудники работают намного лучше русских ребят. Этой зимой рестораны покидали в первую очередь именно эти сотрудники: в нашей стране стало не так выгодно работать, как раньше. Тут хочется спросить – а кто такой «хороший сотрудник»? Тот, кто умеет по 20 часов семь дней в неделю работать и ничего не просить, не говорить?
Тем, кто считает «Сейчас пришло время работы «за еду», хочется сказать: вы – фантазеры
Пришел кризис, и все выбирают стратегию для компании в принципе, и в части затрат на ФОТ в том числе. Сторонники стратегии «Тратим» говорят о том, что бизнес делают прежде всего люди. Что понятия «компания» не существует, если нет понятия «наш человек».
Люди объединены в компанию при помощи межличностных связей. И от качества этих межличностных связей зависит, будете ли вы какой-то компанией или станете успешной командой. Сильные связи могут построить между собой те люди, кто созвучны по ценностям и по ключевым целям, и это касается всех, не только топ-менеджеров компании.
Те же, кто режет направо и налево расходы на персонал, тем самым копают себе могилу, порождают дополнительные проблемы и траты. Как только мы уменьшаем инвестиции в людей, мы тем самым их, как ни странно, увеличиваем.
Статья расходов на обучение персонала у многих компаний значительно сократилась. Причины называют такие: «Сейчас в компании в принципе не хватает денег, да и если мы в работников вложимся, а они уйдут потом к конкурентам, нам получается вдвойне не выгодно».
Некоторые компании начали переходить на тех работников, кто готов зарабатывать меньше. Кто-то пересматривал подходы к оплате труда и либо начинал меньше платить, либо отказывался выплачивать премиальные части зарплат. Другими словами, уменьшал доход сотрудников. Я слышала даже такие высказывания – скоро все за еду будут работать, или - кризис, сейчас люди будут держаться за свое место.
Внутренние законы ресторанаНекоторые команды начали пересматривать графики работы, составлять мастер-графики, сокращать сотрудников.
Оставшиеся «рабочие руки» были поставлены руководителями перед фактом, что им теперь придется работать больше и интенсивнее, но за те же деньги. Вряд ли кто-то добровольно согласится на экстра-вклад в работу без экстра-дохода за это. Некоторые рестораторы говорят: «Я ребятам все объяснил, они меня поняли». Но действительно ли они согласились работать больше, а зарабатывать так же?
Какие бы ни были времена, скажу я вам, а аргументы звучат всегда одинаково. Я часто думаю - а почему даже в кризис в ресторанах - открытые вакансии, сотрудников не найти, либо они не удерживаются внутри коллектива? Вам не удивительно – мы с вами столько лет работаем в ресторанном бизнесе, но никак не можем решить проблему текучки? И никакой кризис не помогает нам. Нам все так же требуются повара, официанты, менеджеры, управляющие. Тем, кто считает «Сейчас пришло время работы «за еду», хочется сказать: вы – фантазеры.
Если считать затраты на набор персонала, то важно не забывать, что по сути мы «оплачиваем текучку». Если в ресторанах текучка 10% в месяц, то по году это более 100%! Прибавьте к расходам на персонал теперь затраты на то, чтобы его найти, с учетом, что он так утекает, затем обучить, адаптировать. Может, мы не с того оптимизацию начинаем? Может, глубже посмотреть на ситуацию и спросить себя, почему сотрудники покидают компанию? В чем причина того, что несмотря на кризис ребята не задерживаются?
Незатратная мотивация
Мы все знаем, что за дверями на кухню модных и замечательных ресторанов часто прячутся повара-узбеки, таджики. Очень часто еду нашим уважаемым гостям готовят не русские, не французы и не немцы, а повара совсем других национальностей. Кто-то говорил мне, что такие сотрудники работают намного лучше русских ребят. Этой зимой рестораны покидали в первую очередь именно эти сотрудники: в нашей стране стало не так выгодно работать, как раньше. Тут хочется спросить – а кто такой «хороший сотрудник»? Тот, кто умеет по 20 часов семь дней в неделю работать и ничего не просить, не говорить?

Люди объединены в компанию при помощи межличностных связей. И от качества этих межличностных связей зависит, будете ли вы какой-то компанией или станете успешной командой. Сильные связи могут построить между собой те люди, кто созвучны по ценностям и по ключевым целям, и это касается всех, не только топ-менеджеров компании.
Те же, кто режет направо и налево расходы на персонал, тем самым копают себе могилу, порождают дополнительные проблемы и траты. Как только мы уменьшаем инвестиции в людей, мы тем самым их, как ни странно, увеличиваем.
Опубликовано:
17/11/2015
17/11/2015
Рекомендуем
Менеджмент
Как создать сильного менеджера ресторана?
Виолетта Гвоздовская. Руководитель компании Welcomepro, специалист по управлению ресторанами и ресторанными сетями
Рекомендации
Зачем нужна стратегия управления рестораном
Амина Фатуллаева. Эксперт-ресторатор, антикризисный управляющий
Рекомендации
Как спасти доставку еды от банкротства
Павел Щучинов. Бизнесмен, основатель сервиса доставки еды «Сё и сразу» (Хабаровск)
Менеджмент
Как сохранить и приумножить сервис в эпоху нехватки персонала
Евгения Лерман. Руководитель отдела обучения Novikov Group, амбассадор ФРиО, специалист по сервису, тренер ресторанных команд
Менеджмент
Нет людей. Закрываться или развиваться?
Татьяна Симонова. Куратор школы сервиса и HR-практик Novikov Business School, основатель студии сервисного консалтинга «Академия сервиса», основатель компании-разработчика бизнес-игр Trainingcafe, эксперт по организационному и стратегическому развитию, автор технологии создания сервисной идеи и траектории сервисной трансформации
Менеджмент
Как действовать в ситуации кадрового голода
Мария Муляр, ex-HRD холдинга White Rabbit Family