меню |  Июнь 2017

Обуздать креатив

Ресторатор должен уметь обуздать свое эго и сконцентрироваться на том, что лучше для бизнеса

Обуздать креатив
Кондрашин Андрей
Совладелец компании «Викон» (ресторан «Сказка», сеть трактиров «Русская Изба», кафе «ВЗС», сеть магазинов-кулинарий «Купец» и др.)

Мир не стоит на месте, и ожидания гостей ресторанов, баров и даже столовых растут с каждым днем. Просто вкусной еды и «нормального» сервиса уже недостаточно. Чтобы выделиться среди конкурентов, гостя нужно интриговать и удивлять.


Зашли мы с женой жарким летом в известное сетевое кафе и хотели заказать кувшин лимонада. Кроме уже привычных вкусов в меню был еще и огуречно-сельдереевый. Несмотря на некоторые сомнения, решились попробовать именно новинку — интересно же. Услышав наш заказ, официантка изменилась в лице: «Не берите эту гадость, меня чуть не вырвало на дегустации». После такой искренней, хоть и непрофессиональной реакции мы решили ограничиться цитрусовым напитком. Попытка шефа поразить гостей с треском провалилась, а у нас сформировалось недоверие к меню данной сети: кто знает, что еще такого неприятного они предложат?



ВОЛШЕБНЫЙ БАЛАНС


Поэтому, если речь не идет о заведениях в аэропортах, на вокзалах или в туристических центрах с высокой проходимостью, мы всегда стремимся гостей, зашедших впервые, превратить в постоянных или хотя бы эпизодических. Таким образом, перед рестораторами, поварами и барменами стоит непростая задача: с одной стороны, предложить что-нибудь «эдакое», выгодно отличающееся от прочих ресторанов, а с другой — добиться того, чтобы это самое «эдакое» понравилось посетителям настолько, чтобы захотелось вернуться и заказать блюдо вновь. Процесс разработки оптимального продающего меню, которое учитывает разные вкусы и предпочтения, подразумевает поиск золотой середины между творчеством и коммерцией.

Формирование меню, начиная с названий блюд и заканчивая сменой позиций, — дело очень ответственное


НОРМА ТВОРЧЕСТВА


Риск перекреативить достаточно велик. Мне регулярно приходится сталкиваться с тем, что стремление шефа к самовыражению приводит к падению качества и вкуса, с точки зрения гостей. Так что при всем глубочайшем уважении к поварам полностью доверять им процесс утверждения меню — большая ошибка и риск оказаться в опасной ловушке.


Иногда на проработках приходится критиковать новые блюда и их подачу. Это нормальный рабочий процесс, и успех результатов сотрудничества во многом зависит от характера шеф-повара, его готовности воспринимать конструктивные замечания без лишних эмоций. Как правило, когда все участники заинтересованы в поиске оптимального баланса, хорошо понимают свою аудиторию и ее предпочтения, найти разумный компромисс удается без труда.


Кроме самих сочетаний продуктов большое значение также имеет оформление. Я глубоко убежден, что оригинальность подачи блюда не должна препятствовать процессу его употребления. Так что, честно признаюсь, я не сторонник греческого салата, поданного в перевернутом бокале: выглядит, конечно, интересно, но есть совсем неудобно.

Кулинария по-мичурински


ДЕЛО ВКУСА


Мне может нравиться сочетание голубого сыра и груши, а вам — нет, или наоборот. Вкусы субъективны. Как быть с этим? Очень важно привлекать к дегустации людей, которые составляют основную аудиторию вашего заведения. Например, основной контингент наших придорожных кафе — водители-дальнобойщики. У них свои потребности и представления о еде, во многом отличные от моих. Если при разработке меню я буду опираться исключительно на свой вкус, это не приведет ни к чему хорошему.

 

Ресторатор должен уметь обуздать свое эго и сконцентрироваться на том, что лучше для бизнеса. Интересные сочетания и оригинальность подачи — это прекрасно, но для меня вкус все же в приоритете. На дегустациях стоит добиваться того, чтобы блюдо понравилось по всем параметрам подавляющему большинству. Таким образом, многократно вырастает вероятность того, что блюдо не только понравится оригинальностью, но и будет достаточно вкусным, чтобы гостям захотелось заказать его вновь. Сходить и попробовать, что это за рыба с банановым муссом, замечательно. Интересно, оригинально. Заказал бы снова? Вряд ли. А вот тартар из оленя был восхитителен. Хочу вернуться за ним!

Как написать правильный бриф на новое меню?


СВОЯ АУДИТОРИЯ


Важно учесть запросы разных сегментов вашей аудитории — «новаторов», которые хотят получить свежие гастрономические впечатления, и тех, кто в большей степени склоняется к проверенным вкусам и сочетаниям. Причем это могут быть одни и те же люди в разные моменты времени.


Как ни крути, но подавляющее большинство гостей в России имеют достаточно консервативные вкусы, которые меняются крайне медленно. «Цезарь», борщ и «Карбонара», по всей вероятности, еще долгие годы будут оставаться главными хитами большинства заведений. Даже у самых азартных любителей всего нового и необычного порой возникает желание на время вернуться в «тихую гавань» привычной и любимой еды.


На мой взгляд, оптимальное меню должно включать в себя как оригинальные блюда, так и достойное исполнение классики в каждой категории. Хотя, может, это и покажется кому-то спорным утверждением, ведь в конечном счете все зависит от концепции и идеологии конкретного заведения.

Карта десертов в кофейнях: 16 идей от крупных сетей


Опубликовано:
28/06/2017

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.
https://www.high-endrolex.com/3