Как детские и семейные рестораны пережили коронакризис
Сергей Миронов. Ресторатор, основатель ресторанов «Мясо & Рыба», вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса Москвы
Зачем участвовать в фестивалях и прочих гастроактивностях
Поменяются ли цены на блюда из отечественных продуктов
Зачем шеф-повару прыгать с парашютом
Конечно, во время пандемии детские и семейные рестораны ощутимо пострадали, как и все заведения ресторанной отрасли. Пожалуй, в последнее время относительно комфортно чувствовали себя разве что рестораны вечернего или тусовочного формата, куда после снятия ограничений сразу потянулась толпа.
А вот заведения для родителей с детьми сильно просели: мамы и папы, все еще опасаясь большого скопления людей, неохотно ведут малышей в людные места, да и сами рестораны такого типа долго простаивали, а потом согласно распоряжению Роспотребнадзора и Департамента торговли и услуг открылись без детских развлекательных зон.
ГОСТЬ № 1
Вообще, для начала стоит разграничить форматы. По сути, сегодня многие рестораны называют себя семейными. Таковыми можно считать заведения, где детям оказывают особое внимание. Это рестораны с детским меню или отдельными игровыми залами (в последнее время такие действительно становились все более востребованными, но только среди тех рестораторов, кто располагал дополнительными площадями). Например, сразу четыре ресторана «Мясо & Рыба» добавили этот формат. Свои плюсы в нем есть, например дополнительная аудитория. Но во главе угла, разумеется, остается меню. Как показывает моя практика, семейному ресторану очень важно иметь полноценные основные позиции, а уж во вторую очередь — детские. Главный плательщик все равно родители. Кстати, дети в большинстве своем совсем не гурманы: любят картошку фри, пиццу, наггетсы, пельмени, десерты, оригинальные коктейли. Поэтому изначально преимущество было у ресторанов, чуть больше заточенных под взрослых гостей, чем под детей.
Родители в таких местах сидят, едят, отдыхают, а аниматоры занимаются с маленькими гостями. И, безусловно, сложнее пришлось ресторанам, для которых дети были гостями номер один. Но и такие заведения, конечно же, нужны: у них гораздо больше возможностей для проведения тематических мероприятий для малышей. Словом, если уж разделять по категориям, то семейный ресторанный формат пострадал заметно меньше детского.
ОСЕННИЙ ПРОГНОЗ
Несладко пришлось и ресторанам в торговых центрах. В ТЦ после снятия карантина народ пошел еще меньше, чем на улицу. А в них, кстати, были также кино, городки с развлечениями для детей, в перерывах между игрой мамы и папы могли покормить своих чад в ресторанах. На этапе жестких запретов торговые центры утратили все это первыми. И так продолжалось до тех пор, пока Сергей Собянин не обнулил все запреты своим указом. И у детских, и у семейных ресторанов выручка, разумеется, упала. Но так как массовых закрытий не было, флагманские заведения этого формата устояли.
Но что же им всем сейчас делать? Прогнозы, к сожалению, смутные. Остается ждать гостей и надеяться на лучшее, как и всем нам. Некоторые в период вынужденного простоя пошли, например, на такие меры, как поставка своих десертов в супермаркеты — очень, на мой взгляд, толковый и грамотный ход. Другим же (речь про крупных и крепких игроков) я бы порекомендовал задуматься о детском кейтеринге, объединиться с компаниями, предоставляющими развлечения для детей и т. п.
Однако предсказать, когда детский ресторанный формат полностью оправится, не берусь. Точных прогнозов не делают и эпидемиологи. С одной стороны, «корона» идет на убыль, и осень — хорошее время для всего, что касается детей. С другой — впереди грипп, и неизвестно, как он поведет себя на фоне нового недуга. Безусловно, важно, чтобы детский смех снова зазвучал в ресторанах — и в профильных, и в обычных. Но не менее важно, чтобы возвращение детей в заведения прошло безболезненно как для семей, так и для ресторанов.
28/09/2020
По теме
Зачем участвовать в фестивалях и прочих гастроактивностях