меню |  Июль 2014

На что способно меню

Десять лет назад, помнится, делал я в журнале обзор ресторанных меню, который так и назывался — «Меню! Как много в этом звуке…». Тогда еще рестораторы относились к меню просто как к инструменту информирования гостя об имеющихся в ресторане блюдах. 

То ли дело время нынешнее. Сегодня меню — это и концептуальная часть дизайна, и способ развлечения гостя, и важнейший инструмент продаж, и средство продвижения… За десять лет я обзавелся большой коллекцией этих частей, способов, инструментов и средств. Где-то любопытные меню мне дарили, где-то я сам их, чего уж греха таить, подворовывал… 

Вот передо мной, например, любопытная «простынка» из мюнхенского ресторана Н… Собирался я в столицу Баварии на Октоберфест, и приятель мне говорит: «Будешь в Мюнхене, обязательно пойди на улицу Сенлиндгер Штрассе, найди дом номер 23, и там будет ресторан Н… Закажи в нем блюдо под номером 214. Свиные ребра в темном пиве. Не пожалеешь!». 

И вот я оказываюсь в городе, где сотни пивняков на каждой улице и заходи в любой — не обманешься, но, как маньяк, ищу эту самую Сенлиндгер Штрассе. А на ней дом 23, где действительно уже два века расположен ресторан-пивоварня Н… Захожу; мне сразу: «Вам меню на каком языке?» — «А на русском есть?» — «Конечно!». И выдают лист формата А3. С одной стороны — картинки и рассказ об истории пивоварни. С другой — собственно меню. И написано: «Это меню вы можете забрать с собой». 

То есть год назад мой друг побывал в этом заведении, взял на память меню, и через год эта бумажка стоимостью в печати 10 центов принесла ресторану 70 евро… 

А вот меню одного из лучших краснодарских ресторанов — «Е…». Выполнено в виде газеты (это модно сейчас в заведениях исторических), и на самой первой странице — «Карта нашего мира», как обозначено не без изящества. Ну, в смысле — Краснодарского края. А на ней отмечено, из какого региона Кубани прибывает в ресторан барабулька, откуда — карп и пеленгас, где трудолюбивые фермеры выращивают для «Е…» кабачки с баклажанами, а откуда везут сюда творог и мед… Сразу хочется съесть абсолютно все, потому что ощущаешь — оно местное, свежее до безобразия, экологически чистое… 

Или меню из сиднейского ресторана S… Входящего в пятерку самых модных и популярных ресторанов города, между прочим… Вот вспомните меню в модном московском ресторане. Представили эту дизайнерскую папку? А тут — всего лишь сложенная в восемь раз бумажка с перечнем одиннадцати закусок, трех супов, четырех салатов, десятка основных блюд и пяти десертов. Все! Хотя, впрочем, нет. Еще в бумажечку вложен листок, на котором дополнительные семь блюд — те, которые шеф-повар готовит только сегодня. Никакого искусственного пафоса, никаких папок весом в полкило… Все внимание сконцентрировано только на сути — еде. 

Не всякое меню, однако, оказывается удачным, даже если его ваяли очень талантливые дизайнеры. Ведь дизайнерам что важно — придумать красивую идею и, радуясь собственной гениальности, ее реализовать. Чтобы другие дизайнеры кусали локти от зависти к таланту и полученному другими гонорару. Ну и вот передо мной меню ресторана паназиатской кухни из города Челябинска. 

В духе восточных представлений о Вселенной дизайнеры сделали его на трех листах, олицетворяющих три стихии. «Земля» — это еда, «Вода» — напитки и «Огонь» — табак, кальяны и прочие вредности. С точки зрения идеи, наверное, очень здорово; куда, правда, делся «Воздух», непонятно… Но исполнение! Фон всех трех частей меню — темно-коричневый. Это даже не цвет «детской неожиданности», это гораздо более мрачный оттенок. На буром фоне мелким шрифтом оранжевого (!) цвета по-английски (!) отпечатаны названия блюд. Почему по-английски? Во всем некогда закрытом городе Челябинске, по-моему, трех англичан не наберется… А под оранжевым текстом — русский перевод. Белым цветом и таким мелким шрифтом, что начинаешь подозревать, что у тебя проблемы со зрением… Прочитать русский текст и тем более выбрать из него что-то решительно невозможно! На подсознательном уровне начинаешь ненавидеть и место, в которое зашел, и весь этот непостижимо загадочный Восток… 

Но вернемся к меню «правильным». Создание у гостя положительных эмоций — главная задача летнего меню волгоградского кафе «К…». Ровно год назад я просто не мог его не украсть для своей коллекции. Оно рисованное (блюда в нем иллюстрируются не фотками, а рисунками) и выдержано в стиле игриво-эротическом. Все блюда именуются тут «кексами». «Мой первый кекс», «Кекс как повод для знакомства», «Утренний кекс», «Легкий, ни к чему не обязывающий кекс» и т.д. Учитывая, что основная аудитория заведения — молодежь, чьи мысли только и заняты тем, как сотворить по весне с кем-нибудь легкий, ни к чему не обязывающий «кекс», очень точное попадание! Гости рассматривают меню и ржут в голос. А это значит — и денег больше в кафе оставят, и еще раз сюда придут, и друзьям своим о заведении расскажут.  

Так что, друзья, выкидывайте в мусорное ведро из замусоленных файлов толстых папок «под кожу» листочки формата А4 и включайте фантазию! И будут у вас повышенные продажи, и все новые гости потянутся в ресторан, и выходить из него они станут, широко улыбаясь, и вообще да здравствует регулярный «кекс» независимо от времени года!


Опубликовано:
02/07/2014

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.