Июль 2011

Стратегия оптимизации

Миронов Сергей
Ресторатор, основатель ресторанов «Мясо & Рыба», вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса Москвы

Кризис оказал на ресторанный рынок в целом благоприятное воздействие, хотя и довольно сильно потрепал многих его игроков. За прошлый год отфильтровалось немало дилетантов-«рестораторов», в свое время вложивших средства в непрофильные активы. Я убежден, что ресторанный бизнес должен быть сугубо профессиональной сферой деятельности, в которой не место случайным людям, задавшимся единственной целью приумножения своего капитала. Упорядочивание рынка благотворно скажется и на качестве услуг, предоставляемых потребителям, которые смогут рассчитывать на более высокий уровень обслуживания.

Конечно, нельзя однозначно утверждать, что до кризиса на рынке все было благополучно и открытие любого заведения с сомнительной концепцией гарантировало стабильную прибыль. Просто если раньше за счет больших оборотов и необоснованно высоких наценок многие рестораны вполне успешно существовали, то сейчас, когда посетителей стало гораздо меньше и средний чек ощутимо упал, проблемы стали очевидными. В 2009 году на рынке прослеживалась такая тенденция: клиенты ресторанов высокой кухни постепенно переходили в демократичные заведения. Стало меньше клиентов и у ресторанов среднего ценового сегмента. Некоторые пафосные заведения с неоправданно завышенными ценами были вынуждены свернуть свою деятельность. А в ряде крупных ресторанных структур перестали за счет общей сетевой прибыли дотировать убыточные точки и с целью оптимизации расходов начали выделять средства на улучшение показателей работы прибыльных.

Лично я не припомню, чтобы когда-нибудь раньше на столичном рынке было столь внушительное количество желающих найти приличную работу итальянских и французских шеф-поваров. Некоторые из них даже готовы несколько снизить свои финансовые аппетиты и работать за более низкую зарплату. Высвободилось и немало отличных официантов, знающих себе цену и не особо жаждущих работать в недорогих местах.

В последнее время у многих потенциальных рестораторов возникли вполне резонные сомнения относительно целесообразности вложений в этот бизнес. Тем, кто все-таки готов решиться на этот шаг, сегодня особенно важно четко определиться с концепцией будущего предприятия питания, заблаговременно взвесив все «за» и «против». Сейчас нежелательно выходить на рынок с принципиально новаторским концептом — нет никаких гарантий того, что удастся оперативно сформировать целевую аудиторию и быстро окупить вложенные средства. Гораздо разумнее придерживаться апробированных рынком решений, особенно если их перспективности имеется реальное подтверждение. Сегодня это наиболее безопасный вариант.

В настоящее время создание на столичном рынке случайных одиночных проектов нецелесообразно, да и маловероятно. Гораздо безопаснее и эффективнее развивать свой бизнес в сетевом формате, где узнаваемость бренда дает немало преимуществ. При открытии каждой новой точки удастся оптимизировать расходы, экономя на закупках, административном аппарате, вложениях в подготовку персонала и т.д. Выбирая между ресторанами с идентичной кухней, потенциальный клиент, скорее всего, предпочтет пойти не в новое заведение с более низкими ценами, а в место под известным брендом. Как пример могу привести демократичный ресторан с мексиканской кухней, который мы недавно открыли в торговом комплексе. Он стремительно набирал клиентов до тех пор, пока напротив не появился T.G.I. Friday’s. Старые клиенты никуда не делись, но приток новых сократился, и в итоге замедлились темпы роста выручки. С переходом проекта в сетевой формат и увеличением узнаваемости бренда ситуация, несомненно, улучшится.

Очень распространенная ошибка неопытных предпринимателей — делать все по образу и подобию конкурентов и рассчитывать на то, что при более низких ценах в меню от посетителей не будет отбоя. Увы, это не срабатывает. Поэтому, перед тем как ввязываться в проект, следует все заблаговременно просчитать, составить бизнес-план, определиться со средней суммой чека, оптимальным числом посадочных мест, оборачиваемостью столиков, зарплатой персонала и многим другим. Конечно, не все это можно заранее спрогнозировать и наверняка не удастся избежать просчетов.

Пути для решения многих проблем помогают найти крупные консалтинговые компании. Сейчас у нас в агентстве находится немало заявок на услуги по антикризисному управлению как от мелких торговых точек, так и от крупных сетевых игроков. Но я берусь за проект, только если вижу, что мы реально сможем чем-нибудь помочь и нам не будут чинить никаких препон. В этом случае мы находим ошибки в организации работы заведения и говорим его собственнику, что необходимо исправить и сколько на этом можно реально выгадать. Например, если ограничить воровство на закупках, поменять поставщиков и убрать откаты, это сэкономит 25 процентов от объема закупок. Сократить потери от списаний и неправильного хранения продуктов, а также сбалансировать меню и оптимизировать питание персонала — еще плюс 20. Работа тренинг-менеджеров, направленная на оптимизацию продаж, может принести до 30 процентов от оборота. Соотнеся график работы сотрудников с реальной загруженностью заведения, введя почасовую оплату и сократив лишних людей, также получим экономию в 25 процентов фонда оплаты труда. О процентах, сэкономленных при устранении воровства в зале, я и не говорю, это всегда слишком индивидуально. Все это осуществимо. Главное — желание ресторатора реально улучшить ситуацию и начать вести свой бизнес более грамотно и профессионально.

Опубликовано:
13/07/2011

Рекомендуем

Рекомендации

Как продлить жизнь посуды в ресторане?

Когда в заведении бьется очередная тарелка, где-то плачет ресторатор. Эксперт по декоративной сервировке Анна Еременко делится секретами, как увеличить жизненный цикл посуды.
Менеджмент

Сколковский HR-интенсив, гастрономические ужины, поэтические читки

В третьей декаде октября в Москву, в кампус бизнес-школы «Сколково» съехались 60 самых матерых HR-гуру HoReCa со всей страны: одни — чтобы прокачать, другие — чтобы прокачаться.
Менеджмент

Нет людей или не те процессы рекрутинга и удержания

Как часто можно слышать: «Нет людей, не можем найти, куда-то все пропали»! Правда в том, что люди есть, просто вы не можете их найти, или они к вам не идут, или у вас не задерживаются. Мы вам расскажем как действовать в таких случаях...
Рекомендации

Отель как экстремальный аттракцион

Нашу хитовую гостиничную рубрику «Дизайн интерьера» представляет на сей раз Тала Тигорева, бренд-менеджер отельного направления PM-Hotel, с рассказом о том, как дизайнерские решения могут превратить пребывание гостя в отеле в экстремальный аттракцион…
Рекомендации

Напольное покрытие для ресторана: критерии правильного выбора

Секрет успеха современного ресторана — не только отменная кухня и разнообразие блюд, но и респектабельный интерьер, оставляющий у посетителей приятное «послевкусие». Немалую роль в его создании играет напольное покрытие — красивое, бесшумное и безопасное.
Рекомендации

TОП-5 ошибок, которые дизайнеры допускают в разработке интерьеров для отелей

Хороший дизайн-проект  — не равно хороший отель. Специально для «Ресторанных ведомостей» эксперты PM-Hotel подготовили список вопросов, на которые отельерам стоит обратить особое внимание при постановке задач дизайнеру и финальной приемке проекта.
https://www.high-endrolex.com/3